7 ноября 2016. Правительство планирует в следующие три года резко сократить объем дешевых бюджетных кредитов регионам, но при этом увеличить объем дотаций на выравнивание региональных бюджетов, следует из проекта федерального бюджета на 2017–2019 годы и материалов к нему, пишет РБК. К нововведению приморские аналитики относятся со спокойной осторожностью, отмечая, что любые изменения в распределении и перераспределении финансовых ресурсов воспринимаются неоднозначно. Эксперты, опрошенные РИА PrimaMedia, солидарны во мнении, что изменение модели финансовой поддержки регионов направлено на преодоление противоречий между долгосрочным характером государственных инвестиций в виде бюджетных кредитов и личными интересами бизнеса при их освоении.
В целом, преобразования коснутся бюджетных кредитов и федеральных дотаций. В ближайшие три года регионы получат меньше бюджетных кредитов, чем за один 2016 год, общая сумма составит 250 млрд рублей (по 100 млрд в 2017-2018 годах и 50 млрд в 2019 году) против 338 млрд рублей в этом году. Ставка по таким кредитам минимальна — 0,1% годовых, но они засчитываются в долг и подлежат возврату.
Сокращение бюджетных кредитов компенсируют дополнительными безвозмездными перечислениями. Объем дотаций планируется увеличить относительно 2016 года на 100 млрд рублей — до 614,6 млрд в 2017 году — и оставить на таком уровне в 2018 и 2019 годах. Объем дотаций, которые может получить конкретный регион, ограничен: прирост дотаций не может быть выше 20% от объема доходов консолидированного бюджета региона за 2015 год. 14 регионов с наиболее высоким уровнем долга после консультаций с Минфином и ФНС утвердили свои программы оздоровления.
Нужно отметить, что план распределения дотаций по регионам еще не готов, объемы будут высчитываться по специальной формуле. В 2017-2019 годах Минфин планирует применять методику распределения дотаций, которая будет "в большей степени ориентирована на доведение расчетной бюджетной обеспеченности до минимального уровня за счет концентрации объема дотаций в наименее обеспеченных субъектах", следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на предстоящую трехлетку.
Согласно новой редакции Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 2019 года, субъекты РФ будут делиться на три группы: с высокой долговой устойчивостью (регионы, у которых долг меньше 50% доходов бюджета), средней долговой устойчивостью (долг 50-85% объема доходов) и субъекты с низкой долговой устойчивостью. Именно с этой точки зрения НРА и проанализировало состояние российских субъектов. Картина получилась неутешительная.
Если бы правила нового Бюджетного кодекса действовали уже сейчас, то к началу сентября 2016 года лишь 14 регионов попали бы в группу с низкой долговой нагрузкой (не более 25% доходов бюджета). В их число входит и Приморский край.
При этом 25 из 85 регионов относились бы к категории регионов с низкой долговой устойчивостью. Причем 14 из них, отмечают в НРА, нарушили соглашение о предоставлении бюджетных кредитов с Минфином.
К нововведению приморские аналитики относятся со спокойной осторожностью. Председатель Приморского регионального отделения "Деловой России", руководитель рабочей группы "Честная и эффективная экономика" Приморского регионального штаба ОНФ Алексей Тимченко уверен, что переход к новой системе финансирования регионов России из федерального бюджета и выравнивания бюджетного дисбаланса в масштабах страны — это актуальная мера.
— Замена кредитов дотациями в определенной степени меняет философию современного российского федерализма. На сегодняшний день стратегическая задача региональных администраций — создание условий для социальной стабильности и отсутствия протестной активности населения, федеральный центр же обеспечивает единые или по крайней мере близкие условия для комплексного развития всей страны, состоящей из 85 очень разных территорий. Достичь этого можно только создав эффективную региональную экономику, — отметил специалист.
Большинство приморских экспертов согласны с Алексеем Тимченко и считают, что зависимость дотирования большинства регионов из федерального бюджета должна уменьшаться, а общий объем зарабатываемых регионом денег должен расти. Сейчас, при создании таких условий, губернаторы должны строить стратегию развития подведомственных им территорий исходя из стремления повысить эффективность и конкурентоспособность регионального бизнеса и побуждая предпринимательское сообщество к большей активности и проявлению инициативы.
Бюджетные дотации же должны играть роль "смягчающей подушки" и своеобразного финансового компенсатора, но ни в коем случае не основного источника финансирования.
Однако, эксперты отмечают, что любые изменения в распеределении и перераспределении финансовых ресурсов воспринимаются участниками распределительных отношений неоднозначно. Изменения, ведущие к возможному уменьшению ресурса, всегда будут восприниматься болезненно.
Доцент кафедры "Финансы и кредит" Школы экономики и менеджмента ДВФУ Людмила Васюкова вычленяет в данном аспекте два вопроса: насколько эффективны эти изменения и приведут ли они к повышению эффективности регионального бизнеса.
— Казалось бы, алгоритм понятен, механизмы реализации такой стратегии описаны во многих статьях, научных работах, в диссертациях. На практике в условиях, когда региональная экономика функционирует в преимущественно нерыночной форме – задача получения дополнительных источников доходов в виде прироста поступлений от налога на прибыль представляется нерешаемой. Величина зарабатываемых регионом денег увеличится, если удастся преодолеть тенденцию, формируемую раздаточным характером нынешней экономики, когда реализация государственных задач переводится в плоскость неформальных связей, направленных на получение личной прибыли от использования государственных ресурсов. При этом все внешние атрибуты рыночных отношений – конкурсы, тендеры, аукционы — могут сохраняться, но реально не работать, — отметила эксперт.
Приморские специалисты солидарны во мнении, что изменение модели финансовой поддержки регионов направлено на преодоление противоречий между долгосрочным характером государственных инвестиций в виде бюджетных кредитов и личными интересами бизнеса при их освоении. Отсюда и снижение значимости таких инструментов получения "нерыночной" прибыли, как клановизация, коррупция, завышение цены контракта и т.п.
— Считаю, что в Приморском крае, территории, где "рыночный дух" всегда был силен, есть все возможности перейти от "квазирыночных" механизмов функционирования экономики к рыночным механизмам. Люди, способные это сделать, есть и среди руководства края и среди представителей бизнеса. Показатели, оценивающие эффективность работы руководства края тоже известны – желание населения жить здесь, в Приморье, а не уезжать за лучшей долей в другие регионы, — заключила Людмила Васюкова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Минфин готовится к распродаже золота и алмазов
Хабаровск присоединился к проведению "Всероссийской недели сбережений"
Кто миллиард, а кто десять: какие компании ДВ заработали больше всего в 2015 году