АО Восточный порт: Переваливать уголь, сохраняя окружающую среду, можно и нужно

Крупнейший угольный стивидор ДВ рассказал о технологиях сохранения окружающей среды, применяемых компанией, на экофоруме во Владивостоке
Начальник отдела экологии АО "Восточный Порт" Виктория Арсентьева выступила на "Природе границ" с презентацией
Фото: Ратников Александр, РИА PrimaMedia

PrimaMedia, 7 ноября 2016. Немало интересных и злободневных докладов прозвучало на юбилейном международном экологическом форуме "Природа без границ", проходившем 20-21 октября во Владивостоке, в кампусе ДВФУ на острове Русском. Одним из них стало выступление начальника отдела экологии АО "Восточный Порт" Виктории Арсентьевой на тему "Современные технологии сохранения окружающей среды на производстве", сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Начиная свою презентацию, начальник отдела экологии АО "Восточный Порт" Виктория Арсентьева напомнила о том, что, после того как в России вступил в силу федеральный закон № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", все предприятия должны внедрять экономически рентабельные технологии, минимизирующие образование отходов и выбросов. Тем же законом определено, что наилучшие доступные технологии (НДТ) производства товаров, оказания услуг и т.д. определяются на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. Исходя из этого АО "Восточный Порт" и строит сегодня работу своего угольного терминала.

В настоящее время в структуру крупнейшей стивидорной компании на Дальнем Востоке России входят два производственно-перегрузочных комплекса, одним из которых является единственным в Приморском крае специализированным угольным производственно-перегрузочным комплексом, оборудование которого как раз и обеспечивает минимизацию образования отходов и выбросов, о чем идет речь в обновленном законодательстве.

Четыре судопогрузочные машины, два тандемных вагоноопрокидывателя, два стакера и четыре реклаймера, вагоноразмораживающие устройства, магнитные сепараторы, дробильно-сортировочный комплекс – вот всего лишь небольшой перечень технического оснащения, позволяющего достичь 98,9% автоматизации процесса перевалки угля.

Второй – универсальный перегрузочный комплекс специализируется на грейферной перевалке. Оба комплекса оснащены оборудованием и техникой ведущих японских, европейских, а также американских производителей. При этом постоянно выполняются мероприятия по обеспечению экологической безопасности при проведении разгрузки и погрузки угля.

В настоящее время АО "Восточный Порт" реализует проект строительства Третьей очереди угольного комплекса, предполагающего строительство причала с двумя судопогрузочными машинами, двумя тандемными вагоноопрокидывателями и строительство четырех дополнительных угольных складов с возможностью единовременного хранения около 800 тысяч тонн угля. Также на комплексе будут построены вагоноразмораживающие устройства и вся необходимая железнодорожная инфраструктура.

Работы на объекте уже ведутся – совсем недавно в эксплуатацию был сдан причал, способный принимать суда дедвейтом до 180 тысяч тонн. Предполагается, что в 2017 году новый терминал начнет свою работу.

"При проектировании и строительстве данного объекта основные усилия были направлены на поиск и внедрение наилучших доступных технологий в области экологии, применяемых в угледобыче и углепереработке в настоящее время", — сообщила Виктория Арсентьева.

К их числу относится аспирационная установка вагоноопрокидывателя (позволяет собирать мелкие частицы угольной пыли, предотвращая их выброс в атмосферу), система увлажнения перегружаемых грузов (аналогичная ей успешно применяется на действующих терминалах угольного комплекса, но в случае с третьей очередью рассматривается вариант увлажнения угольных штабелей водным раствором со специальными добавками поверхностно активных веществ, связывающих пыль), а также установка противоветровой защиты.

Как объяснила Виктория Арсентьева, установка ветрозащитных экранов первоначально была запланирована лишь проектом строительства Третьей очереди угольного терминала АО "Восточный Порт". Однако рассмотрев проект, предприятие пришло к выводу, что нужно провести дополнительные исследования, для того чтобы определить, каким образом сделать противоветровую защиту более эффективной. Были смоделированы два варианта: первоначальный, подразумевающий установку ветрозащитных экранов только вокруг Третьей очереди, и другой – более затратный, предусматривающий установку ветрозащитных экранов по периметру не только строящегося, но и уже действующих терминалов, поскольку они, так или иначе, составляют единое целое. Результатом исследований стали соответствующий расчеты рентабельности, и теперь будет приниматься решение по поводу установки экранов тем или иным образом.

Еще один важный момент. Проектом строительства Третьей очереди предусмотрен также комплекс мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия на водную среду. В их числе – создание ливневой и производственной канализации и локальных очистных сооружений, с помощью которых будут отводиться и очищаться дождевые и производственные стоки.

В рамках реализации проекта Третьей очереди уже построены локальные очистные сооружения типа ЭКО-Л для очистки сточных вод, смонтированы емкости, собрана система многоуровневой фильтрации воды.

"Водоочистные сооружения Третьей очереди уже полностью готовы к запуску", — сообщила Виктория Арсентьева, подчеркнув, что внедрение современных технологий перевалки угля и использование высокотехнологичного оборудования, которое минимизирует воздействие на окружающую среду, является одной из основных задач АО "Восточный Порт".

От агентства отметим, что интерес к докладу, сделанному Викторией Арсентьевой, среди участников форума был большой. Однако среди вопросов, которые задавались, были и те, которые показывали, что даже среди специалистов-экологов немало тех, кто в своей оценке специализированной угольной перевалки руководствуется либо устоявшимися мифами и стереотипами, либо формально, не вдаваясь в суть дела, переносит на цивилизованные виды разгрузки-погрузки "черного золота" все "грехи" стивидоров-конъюнктурщиков, для которых "уголь" является пусть выгодной, но "побочкой".


Виктория Арсентьева. Фото: Фото: Ратников Александр, РИА PrimaMedia

— Я ждала эти вопросы, и они меня не смутили, — призналась Виктория Арсентьева корр. РИА PrimaMedia позже. – Наша компания всегда открыта для любого общения. В то же время мы понимаем, что всегда находятся люди, не довольные любым производством, будь то угольная перегрузка, строительная индустрия или коммунальная сфера. Скорей всего, это люди, которые до конца не уяснили смысл того или иного производства, не хотят знать и даже слушать о различных производственных нюансах. А если эти люди еще и социально активны, они всегда найдут благодатную почву для некоего общественного возмущения. Однако стоит такой возмущенной общественности показать, что собой представляет наше производство на самом деле, происходит поворот на 180 градусов – возмущение превращается во взаимопонимание. И такое у нас уже бывало. Мы организовывали поездки на территорию угольного терминала АО "Восточный Порт" общественных активистов, и, увидев собственными глазами, какие современные системы пылеподавления применяются у нас, они потом говорили, что опыт АО "Восточного Порта" нужно обязательно перенимать другим угольным стивидорам Приморья.

По словам Виктории Арсентьевой, политика открытости является принципиальной для компании. Закрываться в скорлупе, хранить гордое корпоративное молчание, не идти на общий диалог – путь никуда. Вопросы экологии не должны являться предметом государственной или коммерческой тайны. Вопросы экологии должны быть территорией открытости, гласности, широкого обсуждения специалистами и общественностью.

— И "Восточный Порт" это делает. Чем больше люди знают о нашем производстве, тем меньше у них возникает вопросов, — подчеркнула Виктория Арсентьева. — С самого начала строительства порта Восточного как такового в бухте Врангеля и до сегодняшнего момента предприятие постоянно уделяло внимание технологиям сохранения окружающей среды на производстве. На последнем этапе строительства терминала решение экологических вопросов – в числе первоочередных задач, тем более что этому уделяется огромное внимание и в правительстве РФ, и в плане изменения природоохранного законодательства. И сегодня, если ты хочешь развиваться, быть впереди в сфере производства, то должен быть первым и в экологии. Поэтому и руководство АО "Восточный Порт", и руководство ООО "Управляющая портовая компания", являющегося единоличным исполнительным органом АО "Восточный Порт", постоянно уделяет первостепенное внимание вопросам экологии.

Напомним, юбилейный Х международный экологический форум "Природа без границ" прошел 20-21 октября во Владивостоке, в кампусе Дальневосточного федерального университета на острове Русском. Работа форума проходила под девизом "Сохранения биоразнообразия Приморья". Одним из вопросов, поднятых на секциях форума, стал вопрос экологической модернизации экономики и введения технологического нормирования на основе НДТ (наилучшие доступные технологии).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

X международный экологический форум "Природа без границ"

Открытая перевалка АО "Восточный порт": не так страшна угольная пыль, если с ней бороться

Смотрите полную версию на сайте >>>