Налог идет на взлет: приморцы курить не бросят, а на цену бензина уже мало кто смотрит

Повышения акцизов на табак и топливо - только начало "закручивания гаек" на карманах налогоплательщиков, уверены эксперты
пачка сигарет
Фото: Бессонова Анна, PrimaMedia

10 ноября 2016. Минфин России планирует в 2017 году повысить акцизы на нефтепродукты и табачную продукцию. По мнению приморских участников рынка, это мало повлияет на потребительский спрос: из-за грядущего роста цен люди не готовы отказаться ни от сигарет, ни от автомобиля. Более того, не все опрошенные РИА PrimaMedia эксперты спешат утверждать, что цена на бензин резко взлетит, уточняя — что на нее во Владивостоке уже мало кто смотрит. Но в одном спикеры сошлись, генеральная линия "закручивания гаек" рассчитана на несколько лет и коснется она не только повышения акцизов на табак и бензин. Изъятия денег будет происходить через разные ресурсы: повышение налогообложения имущества, изменения плоской шкалы подоходного налога в сторону шкалы прогрессивной, и прочие области налогообложения.

Налоговый маневр на Новый год

Согласно проекту закона, который принят Госдумой в первом чтении, акцизы на содержащие никотин изделия с Нового года поднимутся на 10%, на бензин четвертого и пятого классов — на 6,5% и 36,4% соответственно, на дизельное топливо акцизы увеличатся более чем на треть, а вино подорожают в два раза. В течение следующих трех лет предполагается, что акцизы на табачные изделия вырастут на 30%, а на бензин марки АИ-95 — почти на 50%. Между собой, депутаты называют этот шаг "налоговым маневром на Новый год".

По подсчетам аналитиков, такое увеличение позволит дополнительно направить в федеральный бюджет 430 млрд рублей в 2017 году, 345 млрд — в 2018-м и 487 млрд — в 2019-м (всего — 1,26 трлн).

Согласно данным, которые содержатся в презентации Минфина к выступлению министра финансов Антона Силуанова на семинаре для депутатов Госдумы, в целом, повышение акцизов на нефтепродукты в 2017 году произойдет на 50 млрд рублей, в 2018 году — на 75 млрд рублей., в 2019 — на 90 млрд рублей. Что касается табачной продукции, в результате повышения акцизов бюджет правительство планирует получить с 2017 по 2019 годы 243 млрд рублей.

Специалисты считают, что акциз на сигареты может вырасти еще сильнее, чем запланировано в поправках к Налоговому кодексу, принятых Госдумой в первом чтении. К уже одобренному увеличению на 10% специфической части акциза может прибавиться рост адвалорной составляющей до 14,5% , что повлечет к существенному удорожанию сигарет в 2017 году.

От авто и сигарет никто не откажется

Народное мнение, что цены поднимать дальше некуда — ошибочно, уверены аналитики.

— Дело в том, что мы исходим из презумпции некой справедливости, но правительством применяется презумпция эффективности. С этой точки зрения — понятие "дорого" — растяжимо. Все прекрасно понимают, что до той точки, при которой люди скажут "я откажусь от автомобиля ввиду дороговизны бензина", или "брошу курить так как сигареты стали мне не по карману" — мы не только не дошли, но даже не видим ее еще на горизонте. Поэтому в данном случае, к огромному сожалению, правительство внутри своей логики поступает совершенно правильно. С точки зрения арифметики, повышение акцизов — очень даже разумный шаг, — рассказал преподаватель ДВФУ, финансовый консультант Максим Кривелевич.

Мнение экспертов в этом вопросе удивительно схожи. Так, собеседники агентства высказали мнение, что все дело в правительстве, которое придумывает очередные способы наложить новую нагрузку на малый и средний бизнес, не понимая, что в конечном счете будет страдать простое население.

— Несмотря на прямой запрет Владимира Путина о недопущении роста налоговых ставок до 2017 года, правительство указы президента не выполняет, и пока такой подход будет считаться нормой, в России и Приморье в частности, с экономической точки зрения ситуация будет только ухудшаться, — пояснил основатель бизнес-клуба "ФЕРРАРИ" Сергей Вишневский.

Экономика "вахтера" — путь в никуда

Очень эмоционально по вопросу повышения акцизов на топливо высказался один из участников топливного рынка.

— В стране и так все плохо, еще и СМИ накаляет ситуацию. За этот год во Владивостоке цена на топливо практически не изменилась. Честно скажу, владивостокцы вообще на стелу АЗС не смотрит, такое чувство — стоимость бензина их не сильно волнуют. Если акцизы повысят, — конечно, ситуация в Приморье с бензином ухудшится, но абсурдно думать, что если, например, акциз повысился на 2 рубля, то и все АЗС бросятся поднимать ценник на 2 рубля. Ценообразование зависит от рынка, спроса, и "игр больших мальчиков" на биржах. Считаю, что колебание цены носит чисто спекулятивный характер наших крупных компаний, которые искусственно создают дефицит на рынке, за счет чего и поднимается цена, — сказал руководитель компании "Бензо" Игорь Лапчук.

Максим Кривелевич пояснил, откуда у правительства такое острое желание "поправить финансовое положение" за счет акцизов. По его личному мнению, на основании докладов Центробанка, "наверху" четко видят наличие очень значительных сумм сбережений в банковской системе. Если бы эти деньги, которые российское население держит в банках, были пущены в рост частного предпринимательства, то можно было бы удвоить объемы малого бизнеса вдвое.

— Любая копейка в кармане населения воспринимается как признак того, что налоговое администрирование в стране все еще несовершенно. Однако, не учитывается то, что все эти гигантские суммы сбережений, условно говоря, поровну между субъектами РФ распределены быть не могут. У кого то это "последний рубль", а у кого-то "последний триллион". Есть такое выражение: пока толстый сохнет, худой сдохнет. Это та перспектива, которую нам предлагают на ближайшие несколько лет, — жестко высказался эксперт.

Общая действительность, по мнению приморских специалистов, такова, что система изъятия денег через косвенное налогообложения, через акцизы в частности, не работает, потому, как невозможно строить "экономику проедания", нужно строить "экономику роста".

— Сейчас в нашей стране главенствует экономика "вахтера": все запрещают, контролируют и никаких послаблений. Получать на все разрешения, за все отчитываться и всегда быть виноватым — вот главная нагрузка любого предпринимателя в России и Приморском крае на сегодняшний день, пока ее не пересмотрят — путь экономики — в никуда, — заключил финансовый аналитик.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Приморские эксперты: бизнес с "женским лицом" существует

Первый межотраслевой конкурс "Интеллектуальный капиталист — 2016" стартовал в России

Приморцев призвали обращаться в центр поддержки предпринимательства

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость