PrimaMedia, 29 декабря 2016. Азиатско-Тихоокеанский банк вошел в топ-50 крупнейших банков России – а это немалое достижение, и лишний раз говорит о том, что региональная близость к клиентам-предпринимателям позволяет банку эффективнее работать. Об особенностях ведения бизнеса в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока, о больших планах на остров Сахалин и китайско-российском сотрудничестве рассказал председатель правления Азиатско-Тихоокеанского банка Андрей Новиков в интервью интернет-газете LENTA.RU. РИА PrimaMedia публикует материал без правок и изменений.
— Ваш банк один из старейших на Дальнем Востоке, однако в центральных регионах людям о нем известно мало. Что сегодня представляет из себя АТБ?
— Клиенты от Урала до Дальнего Востока по поводу "незаметности" с вами поспорят: АТБ — крупнейший частный банк Восточной Сибири и Дальнего Востока. То, что мы развиваемся в регионах и выросли до топ-50 крупнейших банков страны, лишний раз подтверждает потенциал восточных территорий и возможность для банка развиваться без статусного офиса на Тверской улице.
АТБ — крупный универсальный банк, драйверы нашего роста — корпоративный бизнес и розничные операции. Под "корпоративным" мы понимаем кредитование и обслуживание местных производителей — мелкий и средний бизнес, предпринимателей, до которых у крупных банков фактически не доходят руки.
Клиенту нужна прежде всего оперативность, и чтобы банк понимал тот бизнес, которым занимается клиент. И то, и другое у нас есть. У АТБ исторически одна из лучших экспертиз в золоте, в специфических направлениях, таких как рыба на Камчатке, Сахалине, добыча ископаемых, лес, северный завоз. Работая на одной территории с этими предпринимателями, мы прекрасно понимаем, как устроен их бизнес, понимаем его сезонность и, понимая риски, мы можем предложить клиентам быстрое принятие решения. Крупные банки решают по три-четыре месяца, а за это время не только проходит путина, но и сезон для северного завоза упущен. У нас процесс занимает одну-три недели даже при самых сложных проектах.
Московские банки — частные и государственные — боятся местного бизнеса, так как не до конца его понимают. Поэтому в "домашних" регионах мы гораздо крупнее многих игроков, включая большинство госбанков.Потому что мы рядом, для нас это профильный клиент, и мы глубоко знаем его потребности, его самого, и можем оценить риски, в отличие от крупных банков.
Отдельное направление нашей работы — микрокорпоративное кредитование индивидуальных предпринимателей: владельцев небольших магазинчиков, парикмахерских, детских студий и т.д. В обслуживании этого бизнеса мы занимаем второе место после Сбербанка в регионах нашего присутствия, в месяц выдаем до 450-500 млн рублей кредитов этому сектору и объем спроса со стороны клиентов растет.
Розничный бизнес у нас сохраняется в объемах на уровне середины-конца 2015 года. Сейчас мы не ставим себе задачи существенно наращивать операции, но вместе с тем развиваем сервисную и продуктовую составляющие — запускаем новые карты, готовим масштабное обновление интернет-банка и т.д.
— Каким направлениям бак уделит внимания в ближайшие годы?
— По нашей стратегии до 2018-2020 годов мы планируем сохранить соотношение 50 на 50 корпоративного и розничного бизнеса. Корпоративный бизнес сохранится в том виде, в каком он есть, — это и крупные предприятия, в основном, системообразующие, специфический сектор — золото, рыбодобыча, полезные ископаемые, с которыми мы давно работаем. Это также средний бизнес и микробизнес, про который я уже говорил.
Оставшаяся часть бизнеса — это розничные клиенты, где мы будем фокусироваться как на сотрудниках наших корпоративных клиентов, так и на сегменте "надежных" клиентов, которые сейчас обслуживаются в Сбербанке и других государственных и частных банках.
— Расскажите как вы выстраиваете отношения с главами регионов?
— С середины 2016 года мы прорабатываем проект с корпорацией развития Сахалинской области. Корпорация готова инвестировать в развитие малого и среднего бизнеса на острове Сахалин. Для этого им нужен инструмент, и в качестве него они выбрали АТБ.
Корпорация планирует инвестировать средства в банк, а мы, в свою очередь, по совместно согласованным условиям реализуем проект по поддержке и кредитованию малого и среднего бизнеса на территории Сахалина в объеме 8,5 млрд рублей.
Сейчас эта программа находится в стадии подписания всех юридически обязывающих документов. На мой взгляд, это наиболее яркая инициатива по поддержке малого и среднего бизнеса, реализующаяся на уровне региональных властей.
— Ваш банк в основном сосредоточен на работе с клиентами в Сибири, Дальнем Востоке и за Уралом. Выходит, что вы гораздо ближе к таким странам, как Япония и Китай. Чем к Москве. Это как-то оказывает влияние на работу АТБ?
— С Китаем мы давно работаем, АТБ — один из наиболее активных участников Российско-Китайского финансового совета. У нас налажен бизнес с китайскими банками, установлены корреспондентские отношения, от ряда банков мы имеем кредитные линии более чем на 50 млн долларов США, прямые кредитные линии для финансирования клиентов внутри России. Китайцы очень заинтересованы в том, чтобы финансировать российский бизнес, который работает с Китаем. И они готовы увеличивать и увеличивать линии финансирования под этот проект.
Кроме того, АТБ фактически является крупнейшим в России маркетмейкером по наличному юаню, мы ввозим эту валюту из Китая и даже инициировали создание специального таможенного поста в Хабаровске. То есть мы являемся одним из основных игроков по наличной китайской валюте в России. Сотрудничество с китайцами у нас очень тесное, проходят большие объемы сделок. Совместный бизнес существует давно и очень успешно развивается.
Надо отметить, что за последний год это направление бизнеса практически удвоилось. У нас в банке существует специальное подразделение по работе с Китаем, где работают люди, владеющие китайским языком, разбирающиеся в китайском бизнесе, разработаны и действуют программы стажировок китайских специалистов и сотрудников АТБ.
Кроме того, АТБ в числе немногих на рынке предлагает депозиты в юанях — они пользуются спросом и у россиян, и у граждан Китая.
— В преддверии Нового года, что бы вы пожелали клиентам АТБ и жителям страны в целом?
Наступает самый яркий и сказочный праздник , которого одинаково ждут и взрослые, и дети. Поздравляю клиентов и партнеров банка с Новым годом, желаю вдохновения, огромного запаса сил и энергии в решении каждой задачи. Пусть каждый новый день 2017 года будет полон позитивных и ярких событий, которые принесут в ваши дома благополучие и уверенность в завтрашнем дне.