Ольга Таракова. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
"Наночастица по размеру в тысячу раз меньше, чем раковая клетка. Я расскажу о частицах, которые уже проходят клинические исследования, — начала выступление Ольга Таракова. — Наночастицы золота в онкологической практике применяются сравнительно недавно, и являются идеальным средством доставки тепла в опухоль, так как стабильны и могут быть модифицированы различными молекулами, что позволяет их использовать в качестве доставщика. Но в отличие от традиционных противораковых элементов наночастицы золота могут быть безопасны до тех пор, пока на них не подействует источник активации, например, лазерное излучение".
По словам Ольги, такие наночастицы уже проходят клинические испытания на людях для лечения опухолей в области головы и шеи. Считается, что эти формы рака поверхностны, что позволяет лазерному излучению достигать своей цели.
"Если сравнивать, например, с радиоволнами, то они имеют огромное преимущество, поскольку проникают глубже и не взаимодействуют с живыми тканями, не раковыми, — говорит студентка. — Использование наночастиц золота может также давать некоторое увеличение радиочувствительности. Если проводить эксперимент с рентгеновским излучением в пределах 70-160 кэВ, то частицы золота испускают такие фотоэлектроны, которые имеют малую длину свободного пробега, это позволяет им очень быстро передавать свободную энергию в окружающие ткани, что приводит к местному выселению разрушающего действия и уменьшению выживаемости раковых клеток. Так как данная наночастица сама по себе небольшого размера, она имеет высокий атомный номер, и может связываться с другими веществами. Это позволяет использовать её в качестве контраста в реагентах".
Но несмотря на все эти положительные стороны, Таракова отметила, что наночастицы могли бы использоваться активнее, а проблема в том, что их абсолютная безопасность не доказана.
"Нельзя исключить, что они обладают мутогенным или геннотоксическим действием. Первое предположение о том, что наночастицы золота малого размера нарушают генетическую структуру и даже образование мужских половых клеток, было сделано учеными из Таиланда, но вопрос о том, носит ли это свойство универсальный характер, еще не решен. Неплохой альтернативой наночастиц золота являются висмутовые наночастицы. Здесь перспектива проглядывается не только из-за высокой стоимости золотых наночастиц, но так же в том, что висмутовые лучше фиксируют излучение" — говорит Ольга.
Однако, и тут, по словам магистрантки, были обнаружены свои недостатки. В ходе исследования наночастиц висмута было обнаружено, что они довольно токсичны и имеют свойство накапливаться в печени, почках и даже в костях.
"Одно из наиболее интересных исследований было проведено с наночастицами диоксида титана. В повседневной жизни они встречаются повсюду: в солнцезащитных, косметических средствах, в выпечке и даже в жевательной резинке. В университете Калифорнии было проведено исследование, в течение нескольких дней лабораторные мыши получали вместе с питьевой водой такие наночастицы. Изменения генетического аппарата у них проявились уже на пятые сутки. Если сравнивать с массой человеческого тела, то такие же изменения у человека при добавлении частиц в питьевую воду произойдут примерно через полтора года. Было установлено, что наночастицы диоксида титана вызывают разрыв одноцепочечной ДНК, повреждают хромосомы, то есть наносят повреждения генетическому аппарату в целом, и приводят к возникновению и развитию воспаления. Попадая в организм, эти наночастицы накапливаются, все из-за того, что нанотоксины титана не имеют рецепторов в организме, которые позволяли бы их из него выводить", — делится с аудиторией Ольга Таракова.

Доклад участницы встречи. Фото: ИА PrimaMedia

Лица на встрече. Фото: ИА PrimaMedia

Докладчики. Фото: ИА PrimaMedia

Тананаев. Фото: ИА PrimaMedia
В заключение своего выступления, студентка рассказала о своем исследовании в изучении наночастиц и его предпосылках.
"В итоге мы пришли в исследовании к тому, что оболочка нашей частицы будет из тантала. В связи с чем это случилось? Подобное исследование было проведено в медицинской академии на Урале. Суть исследования заключалось в том, что лабораторным мышам вводили такое соединение, как ортотанталат и воздействовали на него гамма-излучением. Частицы при месячном воздействии оказались не токсичны в организме животных и выводились без всякого дискомфорта. Они не влияли на органы и даже на массу тела. Частицы тантала обладают выраженной способностью поглощать рентгеновские лучи. И в сравнении с йод содержащими наночастицами не вызывают побочные эффекты. В связи с этим мы поставили целью нашего исследования — синтез наночастиц на основе железа и тантала. При введении в ткани после обработки магнитным полем, они создают устойчивое медленно деградирующее депо, размеры которого можно оценить с помощью рентгенографии или МРТ. Мы использовали наночастицы типа core-shell — частицы имеющие ядро и оболочку" — говорит Ольга Таракова.
Она рассказала, что это одни из самых используемых частиц, которые в медицинских целях получили свое применение как доставщики лекарственных средств.
"Если наночастицы такого типа покрыть флуоресцентным материалом — объясняет аудитории студентка, — то можно прослеживать движение этой наночастицы в организме вместе с лекарственным средством. Так мы будем знать, как доставляется лекарство и куда. Выделяют активную и пассивную доставку. Активная доставка – когда направлено в одно место направляется частица в одно место и там задерживается. А пассивная – это примерно то же самое, но за счет физико-химических и фармакологических факторов частица задерживается около нужного места. Здесь наибольшее применение получили наночастицы с ядрами из железа, никеля или кобальта, с оболочкой суперпарамагнитных окисей железа. Также наночастицы типа core-shell используются в качестве маркирующих веществ, как датчики для обнаружения поврежденных тканей, что позволят изучать ДНК, РНК, холестерин или глюкозу. В любом применении core-shell частицы покрывают флуоресцентными оболочками и следят за тем, как они доставляют необходимые средства".
Подытожил выступления студентов заключительной речью Иван Тананаев.
"Это очень здорово. И говорит о том, что тот, кто хочет заниматься научной деятельностью, тот может, — резюмирует Тананаев. — Я вам уже говорил, что ядерная медицина – та самая область, которая интересна всем. Она открывает дорогу для научных исследований всем, кто хочет этим заниматься. Это конвергенция наук. Если одно звено в цепочке выбивается, то мы не получаем требуемый результат. Мы не можем в ядерной медицине работать без физиков, без химиков, без IT-шников. Что значит визуализация, КТ? Кто эти рисунки получает? Специалист, владеющий математическим аппаратом".
Но самая главная новость вечера была оставлена "на десерт". Со слов директора департамена ядерных технологий ШЕН ДВФУ стало известно, что на Русском острове будет построен центр ядерной медицины.
"Вчера мне дали протокол совещания, в котором наш ректор принимал участие в Москве при встрече с Трутневым и другими. Было руководство "Росатома", "Роснано" и так далее. И совершенно четко и однозначно прозвучала информация о том, что центр ядерной медицины у нас на острове усском будет. 6 марта мы должны получить землю. Приложена дорожная карта... Он будет запущен в 2020 году. Практически 3 года. Наш ректор хочет, чтобы у нас была устроена ПЭТ-терапия", — сообщает аудитории Иван Тананаев.
Сердцем этого объекта, по словам Тананаева, будет ускоритель, он сможет извлекать ценные медицинские радионуклиды, которые за рубежом пока не удается внедрить.
"Это важно и интересно. При облучении всего лишь в течении недели мы можем получить почти 5 тысяч терапевтических доз только для актиция-225 или радия-223. За границей 6 уколов радия-223 стоят 69 тысяч долларов, это пять уколов за 70 тысяч долларов. А таких курсов для облучения бывает четыре или пять. Это абсолютно недоступно для нас. И это все нужно делать в нашей стране", — заключил Иван Тананаев.
Видео-запись лектория "Ядерные тёрки" предоставлена пресс-службой ДВФУ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Александр Фридман: Ситуационное моделирование – как защита от хулиганства роботов
Скандальность исследовательских вопросов необходима – религиовед Дмитрий Узланер в ДВФУ
Смотрите полную версию на сайте >>>