14 марта 2017. Уже не один месяц родительское сообщество в Приморье пребывает в напряжении, если не сказать страхе: люди опасаются за безопасность своих детей в связи с распространением суицидальных групп. Гибель девочки-подростка в начале января во владивостокском микрорайоне Снеговая падь привлекла внимание к существованию сообществ, которые втягивают подростков в "игру", последним этапом которой является добровольный уход из жизни. Чтобы понять, насколько это явление серьезно в крае, кто и какие меры предпринимает для борьбы с "группами смерти", ИА PrimaMedia рассказали эксперты и представители власти.
— Проблема очень серьезная и глубокая, не один десяток детей из Приморья заблокирован сейчас в соцсетях в связи с деятельностью этих групп.
Для сравнения: за 2016 год на телефон доверия нашего кризисного центра поступило более 13 тысяч звонков. И более 13 тысяч звонков нам поступило только за январь-февраль 2017 года.
При этом на каждую закрытую группу открывается 10 новых, а базы данных о подписчиках сохраняются и переносятся, — рассказывает главный врач Краевой детской психиатрической больницы Анастасия Горохова.
— На детей воздействуют с разных сторон и разными методами, — продолжает она. — Например, одному 12-летнему мальчику писала девочка, которая говорила, что не хочет жить, что смерть – это не страшно, и предлагала совершить суицид вместе. С другой стороны, неизвестные слали ему сообщения угрожающего характера. Получается, мальчика "обрабатывали" и запугивая, и проникая в доверие. К счастью, тревожные звонки заметила школьный учитель мальчика, которая проявила внимательность и спасла тем самым ему жизнь.
Главврач отмечает, что злоумышленники давно вышли за пределы соцсетей:
— Представители так называемых суицидальных групп тщательно исследуют личные данные наших детей в соцсетях, а ведь дети размещают там многое, даже номера телефонов. В результате требования пройти все этапы "игры" и угрозы расправы над близкими им шлют уже через мессенджеры.
Руководитель общественного проекта "Детство в радости без опасности", специалист в сфере новых медиа Майя Шалунова подтверждает, что обнаруженные опасные группы имеют свойство "перерождаться":
— "Группы смерти" во "ВКонтакте" продолжают работать, хотя не в таком количестве и под другими названиями. Хэштеги — символы суицидального движения — несколько видоизменились, но их по-прежнему используют в своих сообщениях десятки подростков по всей стране ежедневно. "Игра" получила массовое распространение и в других социальных сетях — в "Твиттере" и "Инстаграме".
Причем играют в нее уже не только российские дети, но и несовершеннолетние из Украины, Казахстана и других стран постсоветского пространства. Администрации этих ресурсов предприняли отдельные попытки блокирования суицидального контента, однако особого эффекта они по факту не дали.
И сегодня любой подросток, случайно или от своих сверстников услышавший про "игру", по-прежнему с легкостью может найти информацию о правилах участия в ней, оставить на своей странице в соцсети призыв включить себя в "игру" и получить доступ к ней через "кураторов".
— На прошлой неделе руководство "ВКонтакте" сделало шокирующее заявление: с января в соцсети было сгенерировано около 3 млн сообщений с хештегами-символами суицидального движения и стишками, так или иначе призывающими к суициду. При этом с 24 января по данной теме была зафиксирована деятельность 600 тысяч ботов. Эти данные, к сожалению, подтверждают результаты исследования нашей команды и то, о чем мы постоянно говорим на протяжении последних месяцев, — добавляет Шалунова.
— С самого начала появления суицидальной "игры" использовались организованные и довольно дорогостоящие технологии ее раскрутки в Интернете и мессенджерах. Начиная от массового привлечения ботов к созданию ажиотажа вокруг очередных наборов в "игру" и заканчивая рассылками с рекламой "игры" под видом информирования родителей об этой угрозе, — поясняет Майя Шалунова. — Поэтому говорить о стихийном распространении суицидального движения, объясняя его причины деятельностью отдельных социопатов, это преступление по отношению к детям, которые прямо сейчас заигрывают со смертью или могут стать жертвами ОИГ (организованной интернет-группировки) завтра. Мы имеем дело с гибридной информационной войной, развязанной на территории стран бывшего СНГ.
По словам Анастасии Гороховой, организаторами "групп смерти" могут выступать как профессионалы, так и люди, желающие выместить на других свои комплексы.
— Уже удалось раскрыть личности нескольких организаторов, и среди них есть те, кто таким способом – толкая на самоубийство других – мстит за свои детские обиды. Но есть и случаи, когда к тем, кто просто хотел пошутить, "отработать" свои страхи, подключались совершенно особенные люди, с профессиональными навыками и знаниями об управлении волей. Взять хотя бы музыку, которая распространяется в этих группах – она психоделическая, воздействует на биоритмы мозга, делая ребенка безвольным. Взрослый, послушав такую музыку, будет испытывать возбуждение или тревогу, — говорит врач. — По сути, против наших детей идет информационная диверсия.
Точной цифры – сколько на сегодня существует "групп смерти", работающих с приморской аудиторией, думаю, никто не сможет назвать. По одним данным, их порядка 190, по другим – до полутора тысяч. Они обновляются каждый день. Количество детей, включенных в это, настолько значительное, что нам не хватает штата.
В краевом департаменте образования и науки рассказали, что оперативную работу по борьбе с "группами смерти" ведет полиция, а их ведомство занимается профилактикой проблемы:
— Во всех школах Приморья, включая начальные классы, идет работа по информационной безопасности подростков и по борьбе с так называемыми группами смерти, с детьми проведены разъясняющие беседы. Задействованы все — и учителя, и завучи, и классные руководители, а также сотрудники полиции.
В полиции края подтверждают, что акцент делается на профилактику детского суицида.
— Профилактическую работу полиция проводит во взаимодействии со всеми субъектами органов системы профилактики: профильными департаментами администрации Приморского края, комиссиями по делам несовершеннолетних, медиками, педагогами, психологами, Уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае, представителями общественных организаций, волонтерами. В образовательных учреждениях создаются советы медиации. Для обеспечения информационной безопасности подростков в школах проходят уроки в рамках всероссийской акции МВД "Безопасный интернет – детям".
Детям объясняют, что вне школы и дома есть вероятность столкнуться с людьми, которые могут причинить вред: под маской ровесника может скрываться взрослый человек с преступными намерениями.
С такими людьми можно столкнуться на самых разных сайтах, форумах и чатах. Дети должны знать, что неправильное поведение в Интернете может причинить вред не только им, но также их родным и близким. Проводятся общешкольные родительские собрания. Родителям рекомендуется уделять внимание своим детям, интересоваться, как они проводят свой досуг, с кем общаются в реальной и виртуальной жизни, в каких группах в социальных сетях состоят, — говорит начальник пресс-службы УМВД РФ по Приморью Ирина Сырова.
Анастасия Горохова отмечает, что сегодня в Приморском крае работает бесплатная федеральная линия доверия 8-800-2000-122, по которой за профессиональной консультацией могут обращаться подростки, их родители, учителя и все, кому нужна какая-либо помощь и информация. Также для общения по теме доступен круглосуточный телефон кризисного центра "Мир ребенка" при Краевой детской психиатрической больнице 8(423)220-65-73.
Сама больница вплотную сотрудничает с силовыми структурами и комиссией по делам несовершеннолетних.
— Информацию о тех, кто находится в группе риска, мы передаем в правоохранительные органы, и они привозят к нам детей, которых находят в сетевых сообществах и которые попадают под описание. Также мы взаимодействуем с Роскомнадзором, прокуратурой, со Следственным комитетом. Как минимум, все эти дети проходят консультирование, которое тоже возможно анонимно и в любое время суток.
Если ситуация выходит из-под контроля — когда, например, уже назначена "дата смерти" — беседа с ребенком младше 15 лет может быть принудительной (с разрешения родителей или органов надзора), — добавляет Горозова.
Проект, которым руководит Майя Шалунова, направляет всю информацию об обнаруженных группах и записях в правоохранительные органы и СМИ.
Называть наиболее распространенные сюжеты игр, ключевые слова и названия сообществ главврач детской психиатрической больницы отказалась, чтобы их не популяризировать, но сказала, на что родителям следует обращать внимание в поведении детей:
— Если ребенок выключает музыку, когда родители заходят, если постоянно сидит в наушниках, если утром встает невыспавшимся, а ложился вовремя, если ребенок не расстается с телефоном, если перестает учиться или резко приводит все свои дела в порядок – все это должно заставить насторожиться. Родители также должны представлять, о чем и с кем их дети общаются в своем виртуальном пространстве.
Как правило, в тех семьях, где между детьми и родителями хорошие контакты, до критических ситуаций не доходит. "Подушкой безопасности" дополнительно может послужить поднятие нравственных категорий у детей родителями, — говорит Анастасия Горохова.
— Нужна консолидированная работа родительского сообщества, общественных организаций, педагогических коллективов по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деятельность "групп смерти" и других проявлений суицидального движения, — считает Майя Шалунова. — При этом следует использовать современные каналы коммуникации, которые используют сами дети: социальные сети, видеоблоги, мессенджеры, онлайн-игры.
Нравоучительные лекции в подростковой среде не возымеют никакого эффекта, необходимо говорить с молодежью на одном языке.
А родители должны понимать, что при малейшем подозрении о попадании ребенка под деструктивное влияние в Сети (хроническое недосыпание, резкие перемены в поведении, травмы на теле и так далее) стоит обратиться к специалисту — хорошему детскому психологу. Особенно, если контакт родителей с ребенком потерян.
Сложившейся ситуацией активно пользуются любители посеять массовую панику: в разных форматах и через разные источники до жителей Приморья доводится предостерегающего характера информация, часто на деле оказывающаяся вбросом.
Так, объявление с информацией о якобы готовящемся массовом суициде детей в выходные 11-12 марта распространили в соцсетях и мессенджерах 10 марта. Чтобы вызвать больше доверия, аноним добавлял, что источник предупреждения — полиция. Однако в краевом УМВД заявили, что не делали подобных рассылок, и призвали не верить провокации.
Действуют нагнетатели паники и в реальности, оставляя послания там, где их нельзя не заметить: много шума среди приморцев наделал снимок рисунка кита, сопровождаемого всем известными "суицидальными" хэштегами. На стене в раздевалке спортзала школы №7 Владивостока его обнаружила гендиректор рекламного агентства "Авеню" и координатор благотворительной акции "Сладкий сон" Татьяна Лазаренко, ходившая туда на занятия волейболом.
В седьмой школе PrimaMedia заявили, что снимок, о котором идет речь, — не более чем вброс.
— Ничего подобного у нас нет. К нам приходила инспекция по делам несовершеннолетних, сотрудники из управления по образованию, проверили всю школу, составлен акт, что все в порядке. Я сама обходила все помещения. Эта картинка взята откуда-то и ходит по всему интернету. Тем более, что у нас в школе вообще нет розовых стен, а на фото они розовые, — рассказала директор МБОУ "СОШ №7" Ирена Тушова.
Такой ответ директрисы Татьяну Лазаренко огорчил:
— Цвет такой получился, поскольку я использовала фильтр, когда публиковала фото в соцсетях. Это можно заметить невооруженным взглядом. Возможно, на момент инспекции рисунок в спортзале уже стерли, но это не повод называть реальное фото вбросом. Снимок делала я и опубликовала его в расчете на определенный резонанс — чтобы нужные люди обратили на происходящее внимание. И так и получилось, раз туда пришла проверка. Да, я могла и сама стереть рисунок, но посчитала, что будет лучше, если его увидят, если он будет подтверждением того, насколько ситуация серьезна. Позиция школы меня шокирует.
Также Татьяна добавила, что после визита комиссии руководство школы запретило ей и ее друзьям ходить на волейбол в учебное заведение.
По мнению Майи Шалуновой, в борьбе с "группами смерти", прежде всего, нужно пресечь очаги распространения деструктивной информации — моментально блокировать любые упоминания об "играх" в социальных сетях и мессенджерах.
— Это возможно сделать только введением реальной ответственности администраций соцсетей за размещаемый на их площадках контент. Если эта норма будет четко прописана в законодательстве, у соцсетей довольно быстро появятся свои алгоритмы фильтрации и другие необходимые программы. Кроме того, нужно провести консультации с крупнейшими мобильными операторами России с целью выработки механизма блокирования деструктивных смс-рассылок на моменте их запуска. Во-вторых, необходима оперативная, четкая и слаженная работа правоохранительных органов по установлению исполнителей и, что важнее, непосредственных заказчиков данной кампании против наших детей. Со всеми вытекающими, — подытоживает она.