24 марта 2017. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) издал в марте рекомендацию рассмотреть вопрос скорейшей разработки и внедрения стандартов в части оборудования воздушных судов видеорегистраторами в кабинах пилотов. Российские контролирующие инстанции с актуальностью задачи согласились. Новые стандарты начнут применяться после имплементации международных норм в национальное законодательство — ориентировочно с 2019 года, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на газету "Известия".
Как рассказали "Известиям" в МАК, оснащение пилотских кабин системами видеорегистрации — это новый мировой стандарт, утвержденный советом Международной организации гражданской авиации (ICAO). Соответствующие поправки в приложение 6 части I Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции) — "Международные стандарты и рекомендуемая практика" — были внесены 10 ноября 2016 года.
В развитие принятого решения генеральный секретарь ICAO г-жа Фан Лю 20 февраля 2017 года направила в адрес стран — участников организации письмо с просьбой рассмотреть поправки, касающиеся требований к установке видеорегистраторов, и до 20 апреля представить свои предложения, которые будут рассмотрены аэронавигационной комиссией ICAO.
Как рассказали "Известиям" в Минпромторге, в ведомство поступило обращение от Минтранса России рассмотреть данные поправки.
— Поправки рассмотрены, замечаний нет. Ориентировочно дата начала применения поправок запланирована на 8 ноября 2018 года, — отметил представитель Минпромторга.
Новый стандарт будет распространяться прежде всего на самолеты, осуществляющие международные полеты. Бортовые регистраторы визуальной обстановки будут фиксировать действия пилотов, отображаемые на приборах данные, положение пультов управления и даже условия видимости за окном.
На данный момент ни в одной авиакомпании мира пока еще не внедрена практика установки камер в кабинах пилотов.
В Ространснадзоре "Известиям" подтвердили актуальность задачи.
— Такая необходимость есть. Технические средства будут устанавливаться. Но для этого потребуется сначала имплементировать международные стандарты в российское законодательство. Это задача Минтранса, — отметил представитель Ространснадзора.
В Минтрансе отказались от комментариев.
Никаких конкретных сроков по оснащению воздушных судов видеорегистраторами пока не установлено, поскольку внедрение новых типов бортового оборудования может потребовать значительного, возможно, исчисляемого годами подготовительного периода. Принятие данного стандарта — это лишь сигнал к началу работ по подготовке промышленных стандартов для бортового оборудования, его разработке и сертификации, выпуска технических указаний для размещения этого оборудования на воздушных судах.
Предполагается, что в кабинах пилотов будут устанавливаться три камеры — две в районе рабочих мест пилотов и еще одна обзорная камера.
При этом в целях уважения неприкосновенности личной жизни членов летного экипажа обзор кабины будет формироваться таким образом, чтобы не были видны головы и плечи пилотов, когда они сидят в нормальном положении на своих рабочих местах.
В Минпромторге рассказали, что вопрос о разработке национальных стандартов, устанавливающих общетехнические требования к видеорегистраторам обстановки в кабине пилотов, в салоне, а также в багажном отсеке воздушного судна, в настоящее время рассматривается в рамках Технического комитета по стандартизации "Безопасность транспортная". Предполагаемая дата выхода национальных стандартов, устанавливающих требования к видеорегистраторам, — конец 2018 года.
При этом специалистами концерна "Радиоэлектронные технологии" (входит в "Ростех") уже разработана новейшая бортовая система сбора, контроля и регистрации полетной информации, сообщили "Известиям" в госкорпорации "Ростех". Она предназначена для установки на любые модернизируемые и перспективные самолеты и вертолеты гражданского назначения.
Новая система объединяет и параметрический, и звуковой самописцы, сохраняет в высоком качестве записи с шести видеокамер, которые могут быть установлены по всему салону.
Система гарантирует сохранность записанной информации в случае авиапроисшествия как на суше, так и над акваторией. "Черные ящики" сохранят данные в течение 30 дней нахождения в морской воде и выдержат час горения при температуре свыше тысячи градусов по Цельсию. Надежность системы уже была подтверждена проведенными испытаниями.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) считают разумным установку в кабинах гражданских самолетов видеорегистраторов.
— Использование видеорегистраторов может улучшить контроль за действиями экипажа и пассажиров, что повысит безопасность полетов. Однако это требование не включено в сертификационный базис. Рекомендация МАК запускает механизм, позволяющий сделать эту опцию обязательной, — сообщил "Известиям" представитель компании "ОАК-Центр Комплексирования", где создают бортовые системы для семейства перспективных российских пассажирских самолетов МС-21, новых модификаций регионального самолета SSJ-100 и самолетов транспортной авиации.
В Гражданских самолетах Сухого (ГСС) уже готовы к новым требованиям к оснащению самолетов.
— Конфигурация самолета SSJ-100 позволяет устанавливать камеры наблюдения как в кабине экипажа, так и в пассажирском салоне, — пояснил "Известиям" представитель ГСС.
В московском офисе Airbus "Известиям" пояснили, что техническая возможность установки видеорегистраторов на самолетах марки Airbus имеется, но решение принимают исключительно авиакомпании, исходя из своих внутренних правил и местных законов о невмешательстве в личную жизнь, принятых на территории того или иного государства.
В российских авиакомпаниях, опрошенных "Известиями", пока не готовы официально комментировать тему. Однако источник в руководстве одной из российских авиакомпаний считает преждевременной установку систем видеорегистрации в кабинах пилотов. По его оценкам, стоимость модификации одного самолета может составить около 100 тысяч долларов США. Кроме того, наличие камер может оказывать негативное психологическое влияние на пилотов.
Предложения по оборудованию самолетов системами видеорегистрации обсуждались на уровне групп экспертов ICAO с 1995 года. Тем не менее эти предложения не находили воплощения, главным образом, вследствие возражений со стороны представителей летного состава из-за понятных опасений нецелевого использования видеозаписей.
При расследовании тяжелых авиационных катастроф информации, получаемой от бортового параметрического самописца и бортового звукового самописца, часто бывает недостаточно. Примерами могут служить происшествие с самолетом А-320 Egypt Air в Средиземном море, катастрофа самолета Boeing-737 авиакомпании Flydubai, катастрофа А-321 Metrojet над Синайским полуостровом и другие. В МАК считают, что наличие у расследователей видеозаписи обстановки в кабине экипажа могло бы существенно ускорить процесс расследования, более точно установить все факторы, приведшие к катастрофе, и повысить доверие общественности к выводам комиссий по расследованиям.