В Турции бойкота не хотели, а вернулись во Владивосток — играть негде

Главный тренер "Луча" о долгах клуба, турецких сборах, трансфере Грицаенко
Константин Емельянов
Фото: пресс-служба ФК "Луч-Энергия"

5 апреля 2017. Можно сказать, что ФК "Луч-Энергия" из Владивостока "весело" провел зимнюю подготовку перед весенней частью ФНЛ сезона 2016/2017. Сначала команда не могла отправиться на первый сбор в Турцию, уже на турецком побережье "желто-синие" бастовали, требуя выплатить долги по зарплате. Дело даже доходило до того, что футболистов выселяли из отеля, где они жили. Тем временем, в суд поступали новые иски о банкротстве клуба, даже один из топ-менеджеров коллектива, несмотря на критическое финансовое положение своей команды, решил взыскать с нее миллионы рублей. Команда не поверила бесконечными "завтракам" по поводу выплаты долгов и бойкотировала концовку второго турецкого сбора. Видимо, такой шаг оказался действенным — часть задолженности перед футболистами закрылась. Однако первый домашний матч "Луча" в ФНЛ из-за плохого состояния поля перенесли в Москву. Корр. ИА PrimaMedia пообщался главным тренером "тигров" Константином Емельяновым, чтобы узнать, как чувствуют себя футболисты на фоне уже отболевших потрясений и какова дальнейшая судьба коллектива.

—Давайте начнем разговор с злободневной темы, погасили ли команде и персоналу все долги по зарплате, о которых говорилось ранее?

— Сейчас по заработной плате нет задолженности. Нам должны только премиальные за 2015-2016 годы и за этот сезон тоже.

— Очень много событий произошло во время зимней подготовки команды в Турции — особенно вторые сборы и их концовка, как в таких непростых условиях вам удалось подготовить ребят ко второй части ФНЛ?

— На самом деле хорошо, что мы поехали в Турцию. Сначала были проблемы с отъездом, несколько раз переносились сроки. Это, конечно же, сказалось на общей подготовке, планах. Поэтому пришлось первый сбор разделить на два подготовительных этапа. Не скрою он прошел великолепно. Шикарные условия проживания, питание, восстановление все как надо. Тренировались, играли, проводили спарринги на хороших футбольных полях. Второй сбор прошел тоже в Турции.

— Однако его сложно назвать удачным, особенно заключительную часть?

— Да, именно концовка у нас сорвалась. Мы сыграли с косовской командой "Ферроникели", а потом еще заключительный спарринг планировали провести как раз под конец сборов, и уже вкатиться в соревновательный микроцикл, плавно перейти в чемпионат, отшлифовать те моменты, которые планировали. Но складывалась очень сложная ситуация с выплатами по зарплате. В итоге ребята терпели-терпели, у них это терпение лопнуло в один прекрасный день. К сожалению, наступил этот момент под конец сборов.

— Когда игроки объявили о бойкоте, вы какую-то ответственность чувствовали перед командой, болельщиками, всем Владивостоком?

— Конечно, всей командой чувствовали ответственность.

— А лично вы?

— Сами посудите, готовишь команду, и потом – раз, и она у тебя выпадает на девять дней непосредственно перед чемпионатом. Вы у любого тренера спросите, каково, когда коллектив не тренируется вообще, тем более непосредственно перед чемпионатом. Ладно, время оставалось какое-то потренироваться, набрать форму, сбор еще один провести. А тут непосредственно сразу перед стартом второй части ФНЛ такое произошло.

— Такой шаг был необходимой мерой? Или все-таки можно было дотерпеть, чтобы до такого не доводить?

— Да уже все, точка кипения прошла. Потому что много раз игроков заверяли, что заплатят, получалось, что только обещаниями кормили. Они уже не верили, что им отдадут эти деньги. Я не знаю, что было бы, отложи мы бойкот в сторону. Может быть, эта тягомотина так бы и волочилась до сих пор.

— Игроки боялись последствий от ФНЛ, которые могли последовать, случись реальный бойкот игры?

— Игрокам чего уже бояться? Что им деньги не отдадут. Они работали, хотят получить деньги за проделанный труд. Задержки — за пять месяцев. Ребята боялись, что клуб может обанкротиться, лишь бы отдали деньги им за работу.

— Вот игроки получили деньги. Микроклимат в команде улучшился?

— Да, микроклимат сейчас хороший. Ребята стараются, работают. Но есть организационные вопросы, существуют проблемы с питанием. По проживанию есть неурядицы — ребята квартиры сняли себе сами. Однако сейчас нет возможности перед играми заезжать в общую гостиницу, как это положено для всех команд. Надо же футболистов всех вместе собрать в день перед матчем, чтобы они переночевали в гостинице или на базе. А выходит, что мы просто пришли на стадион перед началом матча, игроки прослушали тренерскую установку и вперед на поле. По-хорошему, команде в определенное время надо пообедать всем вместе, чтобы они нигде не шатались, а тщательно готовились к игре. Чтобы все мысли никуда в сторону не уходили от того, что делается на поле.

— Насколько я знаю, "Лучу" запрещено было регистрировать новичков в это трансфертное окно. Но некоторые футболисты проходили сборы с командой, кто из просматриваемых игроков вам приглянулся больше всего?

— Сейчас уже смысла нет говорить об этом, на самом деле их не так много поехало. Мы даже темой подписания не занимались, а смысл заранее людей вводить в заблуждение, если уверены на 90% в том, что трансфертное окно для нас так и не откроется. Взяли только своих: Женю Смирнова и Петю Янзина. Еще другие ребята с нами поехали в Турцию, чтобы потренироваться вместе с командой.

— Как они себя проявили?

— Да как сказать, нормально они себя проявили. Если бы запрет на регистрацию новичков сняли, я бы Женьку Смирнова заявил.

— Непосредственно перед матчем с "Енисеем" в Красноярске говорилось, что вы вылетели из Москвы за сутки и вообще, считай, перед игрой не тренировались?

— Мы собрались в день перед игрой в 00.30 по Москве, и у нас уже на следующий день по Красноярскому времени в 15.00 игра. То есть надо прибавить пять часов разницы, а мы всю ночь в самолете пролетели. Потом приземлились, поели, буквально два часа полежали в кровати и поехали на игру.

— Вы в "Луче" очень давно. Подобные ситуации случались ранее?

— При мне такого не было. Был подобный момент в 1997 году, но я уже ушел из "Луча". Как помню, команда в тот момент на вылет стояла. Я тогда разговаривал с тренерами, в частности, с Женей Поповым, который сейчас в штабе работает. Он рассказывал, что тоже к концу сезона пошло, что денег нет, играйте, как хотите, хаос полнейший творился.

— А сейчас, как вы говорите, условия проживания для команды не лучшие, футболисты рассказывали, что их выселяли из гостиницы в Турции, судебные приставы-исполнители говорят, что автобусы у клуба арестованы, на стадионе "Динамо" фактически нельзя играть в профессиональный футбол, список можно еще долго продолжать.

— Конечно, такого не было, разное случалось, но всегда как-то организовано делалось. Если гостевой вылет, то заранее билеты берутся, идет планирование всех выездов, заказ гостиниц. А в этом году бывали моменты, что даже куда-то улетали, прилетаем на место, а там говорят, что еще не дали добро на поселение в гостиницу. Еще такой случай произошел в том году: хотели поселиться в ДВФУ, ребята с женами приехали. Просидели там полдня, ждали, пока руководитель нашего клуба созвонится с губернатором Приморья, чтобы договорится о заселение в ДВФУ, где мы жили. А у игроков жены с маленькими детьми, а самой команде уже надо готовиться к игре, отдыхать, поспать после прилета.

— Давайте поговорим о самой игре. Прошло уже три месяца с момента вашего назначения. Когда вы пришли на тренерский мостик, вы не делали заявлений, что сразу станете менять привычный рисунок игры "Луча", и по первым играм можно сказать, что "желто-синие" играют в привычной для себя манере, без обострения впереди. Многие болельщики недовольны, что "Луч" играет преимущественно от обороны, создает мало голевых моментов. Что ответите критикам?

— Не скрою, есть такое. Мы строим игру, исходя из футболистов, которые у нас есть на данный момент. Проблем хватает, зимой не укрепились никак, хотя необходимость такая присутствовала. На многих позициях наблюдается дефицит, в таких условиях трудно показывать остроатакующий футбол и играть в нагнетание.

— А нападающий команде жизненно необходим. Да, наверняка, и другие линии требуют укрепления?

— Соглашусь полностью, в каждую линию требуется по игроку, а, может, и больше, но мы пляшем от своих возможностей. Сейчас команды в ФНЛ все квалифицированные, мастеровитые, тактически грамотные. Поэтому играть в атакующий футбол с первых минут матча не совсем верно.

— То есть, все-таки, вы предпочитаете осторожную игру?

— Да, мы пытаемся играть в сбалансированный футбол, чтобы не прозевать контратаку. А когда обороняемся, все равно думаем об атаке. Надо найти золотую середину, чтобы не пропустить какой-то момент, из-за которого можем пропустить. Из травмированных — нападающий Илья Михалев начинает выздоравливать. А вот Ваня Столбовой приболел.

— Выходит, что играть то в нападении и некому по большому счету?

— Вот и думайте, кто будет. У нас номинальные форварды — Руслан Гордиенко, Илья Михалев и Иван Столбовой. Конечно, я хочу по другой схеме играть. Но я сейчас отталкиваюсь от наших возможностей.

— Вы сменили Сергея Передню по ходу сезона. Изначально какие задачи перед командой ставились?

— Никто мне не ставил задач. У нас одна цель — сохранить прописку в ФНЛ. Со всем этими передрягами, когда еще был Передня у руля, существовали проблемы в комплектовании. Он ждал, что будет усиление, в тот момент мы уже находились в подвешенном состоянии, так и продолжается до сих пор.

— Руководство клуба что вам вообще говорит?

— Можно сказать, что диалога почти нет.

— Судебные дела не оставляют команду в покое. Футбольному агенту Дмитрию Кигинько должны заплатить более миллиона рублей, огромный иск от Корпорации развития Приморского края, от других структур. Появились разговоры о том, что клуб в данной ситуации лучше обанкротить, чем оздоровить. Не боитесь, что "Луч" повторит путь "Алании" в 2015 году?

Все эти разговоры негативно сказываются на команде, футболисты пользуются соцсетями, читают СМИ. У них возникает вопрос в голове, зачем вообще выходить на поле и играть? Должен же быть какой-то стимул, мотивация к чему-то стремиться. Они должны знать, что если победят, то им премиальные заплатят, зарплату выдадут. А если этого не происходит, а идут лишь разговоры подобного характера, то к чему им стремиться?

— Как вам удается в таких условиях мотивировать команду на хорошую игру?

— Такова тренерская профессия. Если мы уже собрались доделать дело до конца, доиграть сезон, значит, надо его доработать как надо. Ребята себя должны показать, чтобы уйти в сильные команды. Уж вышел на поле, наступил ногой, пересек боковую линию, значит, все проблемы откладываются на второй план. Только футбольное поле, ворота соперника и нацеленность на результат имеют значение.

— Как отнеслись к тому, что Владислав Радимов назвал поле во Владивостоке сеном?

— У каждого свои эмоции и каждый по-своему их проявляет. Соглашусь наше поле тяжело назвать футбольным. Когда он приезжал к нам раньше в качестве игрока, газон считался одним из лучших в стране. За ним ухаживали постоянно, на нем любые команды, которые приезжали во Владивосток, чувствовали себя комфортно, даже играя во второй лиге. Когда поле подготовлено хорошо, то ноги у футболистов сами бегут по траве, а на тяжелом, где она жухлая, взаимодействие сложно наладить, и мяч по нему медленно ходит. Дай пианисту пианино, где клавиша через одну, как он будет играть на нем? Он же пальцы сломает. Так и здесь.


Защитник "Луча-Энергии" Алексей Грицаенко. Фото: vk.com

— Хочу вопрос задать о трансфере Алексея Грицаенко. Его же вроде в "Амкар" сватали. Руководство пермского клуба говорило, что не может найти директора "Луча", чтобы перечислить деньги. В итоге он оказался в ФК "Краснодар". Как оцениваете такой шаг? Тем более, Алексей воспитанник клуба, а "Краснодар" неплохо смотрится, в Лиге Европы симпатично сыграл. Какие перспективы у Алексея в дальнейшей карьере?

— У них же сейчас агенты свои, они договариваются с "Амкаром", либо с "Краснодаром", либо со "Спартаком". Я только за, если его "Краснодар" взял. Что касается "Амкара", то на первый турецкий сбор Леха прилетел вместе с нами и практически сразу же отправился в "Амкар" на просмотр. Из-за этого он пропустил с нами определенный отрезок, когда мы закладывали свою базу игры. Когда вернулся, я вижу, что он не готов, и психологически сложно пришлось ему, эта вся суета с командами: то "Амкар", то "Краснодар", то "Спартак", всплывал еще ряд столичных коллективов. По итогу у него голова кружится, и он непонятно чем занимается, выбивается из нашего ритма. Я не был доволен, каким он пришел из расположения "Амкара".

— Сейчас в какой форме футболист?

— Набирает кондицию, играть уже может.

— По-вашему, он готов к российской премьер-лиге?

— Знаете, это то же самое, когда он пришел в "Луч" из дубля. Когда он выйдет в составе "Краснодара", вот тогда мы и увидим, готов ли он к этому или нет. А когда он вышел играть за "Луч", правда, два раза дебют срывался: первый — когда он на кубок поехал на Сахалин, второй — перед игрой заболел. В итоге вышел, когда Саныч тренировал (экс-тренер "Луча" Сергей Передня — прим. редакции). С того момента стал играть и играть, до сих пор хорошо выступает. Все на зеленом поле определяется.


Капитан "Луча-Энергии" Алексей Ребко (слева). Фото: vk.com

— Капитан команды Алексей Ребко не собирается уходить из команды?

— Он в этом плане серьезный парень. Хочет играть. Пока мы о таких глобальных вещах, как уходить или не уходить, не разговаривали с ним.

— Он заинтересован играть?

— Конечно, заинтересован. Он же футболист. Он на тренировках горит, желание выходить на поле зашкаливает. В этом плане к нему вопросов нет. Он и ребят поддерживает, держит в ежовых рукавицах в этом плане. Не видно, что он хочет взять и закончить. Тогда бы в полпинка тренировался.

Смотрите полную версию на сайте >>>