Волна политического популизма может дойти до России

По мнению экспертов, это произойдет к следующему циклу парламентских и президентских выборов 2021–2024 годов

24 апреля 2017. Волна политического популизма, которая сейчас наблюдается в Европе и США, может дойти до России к следующему циклу парламентских и президентских выборов 2021–2024 годов. К такому выводу пришли авторы стратегического доклада "Современный технологический популизм" (есть в распоряжении "Известий") из "Экспертного института социальных исследований" (ЭИСИ), который выполняет роль экспертной площадки для администрации президента (АП). Часть доклада оказалась закрытой — она посвящена российской внутриполитической ситуации, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на газету "Известия".

Доклад подготовлен членом совета директоров ЭИСИ Глебом Кузнецовым и руководителем департамента ЭИСИ Екатериной Соколовой. Это первый аналитический продукт фонда. Напомним, институт был создан весной этого года (официально зарегистрирован как НКО 11 апреля) и выполняет роль экспертной площадки для администрации президента. По информации "Известий", доклад был представлен главе внутриполитического блока АП Сергею Кириенко 20 апреля.

Открытая часть доклада посвящена анализу современных популистских движений (политических стратегий) в Европе и Америке: итальянского движения "Пять звезд", кампаний кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, претендентов на пост президента Франции Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен. Есть в докладе примеры и менее раскрученных партий: испанской "Подемос", кампании мэра Рима Вирджинии Раджи, греческого движения "Сириза", итальянского "Движения" (Movimento).

По мнению авторов доклада, современный популизм — продукт актуальной стадии развития общества: постиндустриального, внеклассового, с множеством подвижных, ситуативно формирующихся общностей (их в докладе называют квазиклассами, или идентичностями).

"Современный популизм, по сути, индифферентен к границам политических абстракций, — говорится в докладе. — С развитием общества потребления избиратель начинает вести себя как покупатель. Он не выбирает между правым и левым ответом. Он выбирает набор благ, который желает получить. И яркие маркетинговые решения. Качество жизни как программа и маркетинг как технология — вот основа современного популизма".

Триумф современного популизма — это ответ на затяжной кризис в экономике, постшок от европейского и американского кризиса 2008–2009 годов и снижение экономических возможностей "среднего класса" вместе с социальным расслоением.

Тема социальной справедливости оказывается важной для самых молодых возрастных групп — от 20 до 24 и от 25 до 29 лет, констатируют авторы доклада. Это связано с тем, что в последние 10–15 лет уровень доходов этих групп постоянно снижается (имеется в виду не абсолютный размер доходов или покупательская способность, а именно динамика изменения доходов). Молодой человек в 20 лет больше не может быть уверен, что упорный труд в молодости обеспечит ему достойный уровень жизни после 35 лет. "Там, где падение доходов охватывает всех или большинство людей в возрасте от 20 до 45–50 лет, мы имеем наиболее яркие проявления популизма — в Италии, Франции, США", — отмечается в тексте доклада.

В итоге политический выбор — за кого проголосовать на выборах — избиратель делает эмоционально, без анализа программы кандидатов, многие определяются в последний момент.

Так, за 10 дней до первого тура президентских выборов во Франции 28% избирателей не определились, кого из кандидатов выбрать. Часто выбор оказывается алогичным — так, Трамп получил 15% голосов своих противников. Авторы называют это политикой "для избирателя с синдромом рассеянного внимания".

При этом избиратель остается прагматичным: необходимые ему пункты политической программы он склонен "заказывать", как элементы потребительской корзины в супермаркете. Большую роль в этом процессе играют социальные сети, которые используются не для односторонней трансляции месседжа (как печатная пресса или ТВ), а для общения, выстраивания горизонтальных связей между сторонниками, "обратной связи" и формирования "народной" программы.

Ситуация в российской внутренней политике в докладе не рассматривается.

Источник "Известий", близкий к АП, утверждает, что российской теме посвящена отдельная закрытая часть исследования, которую не планируют делать публичной.

Комментируя "Известиям" основные положения документа, Глеб Кузнецов подчеркнул, что для России отмеченные в Европе и США тенденции будут актуальны через 6–7 лет. Это связано с тем, что кризис 2008–2009 годов Россия прошла "на рессорах" и на внутриполитической ситуации больше скажутся последствия кризиса 2014–2015 годов.

— Я прогнозирую у нас в стране пик запроса на популизм в следующем избирательном цикле, — сказал эксперт. — Однако для городов-миллионников и крупных урбанизированных территорий всё уже достаточно актуально. Чем территория более "европейская", тем больше ее властям имеет смысл ориентироваться на европейский опыт взаимодействия с обществом. И главный запрос — это запрос на участие, на представительство. Сегодня для горожан не столь важно, хорошо или плохо работает власть, важно — советуется ли она с ними. C этой точки зрения Москва, Санкт-Петербург и Владивосток несильно будут отличаться друг от друга.

Аналитик отметил, что сейчас даже те российские политики, которые кажутся ультрапопулистами — вплоть до маргинализации, не отвечают критериям современного популизма и ожиданиям избирателей.

— Популистский электорат не терпит давления и четкой идеологической привязки, — пояснил Кузнецов. — Его не волнуют темы, которые кажутся ряду политиков ключевыми вопросами современности: позиция по Крыму, ситуация на Украине, спор вокруг исторических событий времен Второй мировой.

По мнению автора доклада, как только избирателю предлагают "определиться" по этим позициям, он теряет интерес, так как это не имеет отношения к его повседневной жизни, к политической "потребительской корзине", которую он хочет приобрести. В будущем политикам придется это учитывать, полагает эксперт.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость