10 мая 2017. В настоящее время в Приморье активно реализуется госпрограмма "Информационное общество", которая направлена на упрощение процедур получения услуг государственных организаций и ведомств, а также сделать их работу открытой. Конкретные направления этой программы, перспективы развития Интернет-услуг в Приморье в целом, и мероприятия по улучшению обслуживания жителей – в интервью корр. ИА PrimaMedia с директором департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края Ильей Красильниковым.
— В чем смысл госпрограммы "Информационное общество", которая реализуется в нашем крае?
— В рамках государственной программы "Информационное общество" осуществляются мероприятия, направленные на повышение доступности для жителей края при пользовании государственными муниципальными услугами. Сейчас их можно получить при непосредственном обращении в госведомства. К примеру, для получения паспорта гражданин может обратиться в УМВД, написать заявление, предоставить документы, затем ему нужно будет посетить еще раз ведомство уже для получения паспорта.
В этом как раз и заключается смысл госпрограммы "Информационное общество", чтобы максимально упростить эту процедуру. В соответствии с ней многие услуги переводятся в электронный вид. Для получения того же паспорта вы можете первый этап осуществить в электронном виде: зайти на специальный портал Gosuslugi.ru и подать там заявление в электронном виде, приложив к нему фотографию. Не выходя из дома или офиса, вы заполняете первичные документы и вам назначается дата и время для получения паспорта. Чтобы это стало возможным, как раз и реализуются те самые мероприятия госпрограммы.
Второе направление – деятельность многофункциональных центров (МФЦ), которые работают по принципу "одного окна". В этом случае гражданину не надо ходить в органы власти. Можно прийти и заполнить заявление прямо в МФЦ. В настоящее время в Приморском крае работают более 100 таких центров. К ним также относятся и территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП). Все они работают шесть дней в неделю по удобному для жителей графику. Там более простая схема записи на посещение или электронная очередь, более комфортные условия ожидания. И также в МФЦ вы можете получить все услуги сразу всех органов власти. Если вам нужно поменять паспорт, водительское удостоверение и свидетельство регистрации на недвижимое имущество все это вы можете сделать в МФЦ.
Есть услуги, которые вообще не требуют посещения каких-либо органов власти или МФЦ. Это те услуги, которые полностью переведены в электронный вид. Например, если раньше надо было ходить в пенсионный фонд, чтобы понять, что у вас там с будущей пенсией, какое состояние пенсионного счета, то теперь это можно сделать прямо на портале госуслуг. Заходите, пишите заявление и вам приходит в электронном виде письмо о состоянии вашего пенсионного счета, из которого видно, кто из работодателей платит, какой размер и что вас ждет в перспективе. То же относится и к регистрации недвижимости. В принципе, вы можете эту услугу получить полностью в электронном виде, не тратя свое время на посещения организаций и МФЦ. Для этого нужно зайти на портал и заполнить заявление. После этого Росреестр отрабатывает ваш запрос, в итоге вам приходит в электронном виде выписка из единого реестра прав о зарегистрированной за вами недвижимости. При этом этот регистровый номер – свидетельство того, что у вас все хорошо с регистрацией прав.
По такому же принципу работает услуга выбора в электронном виде земельного участка для пользования по программе "На Дальний Восток". Вы выбираете участок, дожидаетесь подтверждения, получаете и подписываете договор, отправляете его – все это оформление не требует посещения учреждений.
Сейчас у нас на портале в электронный вид переведено свыше сотни услуг, которые доступны в крае. Есть еще услуги муниципальные – это те, которые оказывают муниципальные органы власти, в каждом муниципалитете есть свои особенности. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы количество этих услуг увеличивалось.
Действуют услуги, связанные с образованием. В частности, услуга "Электронный дневник", то есть информирование о текущей успеваемости школьников. Раньше были бумажные дневники, проводились встречи с учителями, родительские собрания. Сейчас это все доступно в режиме онлайн. Родители регистрируются на портале школы и получают всю информацию о текущей успеваемости ребенка, посещаемости занятий, домашних заданиях. Охват системы составляет 100% школ. Мы стараемся, чтобы увеличить количество родителей – пользователей этой системы. В планах на этот год — создание мобильного приложения. Сейчас услуга по получению сведений об успеваемости учеников оказывается на портале Dnevniki.shkolapk.ru. В скором времени родители смогут получать информацию об оценках, посещаемости на телефон в режиме онлайн.
— Есть статистика, сколько родителей сегодня пользуется этой услугой?
— Мы обратили внимание, что показатель носит сезонный характер. Чем ближе конец четверти, тем больше интересующихся родителей. В целом же количество приближается к двум третям. Но как раз за счет создания мобильного приложения мы повысим и удобство пользования, что приведет к полному охвату родителей. В настоящее время в систему поступают данные по всем ученикам Приморья. Необходимо учитывать, что данная система связана с единой федеральной системой учета контингента обучающихся — совместный проект Минкомсвязи и Миноборнауки, целью которого является создание электронного портфолио учащегося. Вся информация о его достижениях накапливается по мере обучения и начинает следовать за ним по его жизненному пути. Мы в этом проекте участвуем с 2015 года, в свое время были одними из первых участников.
— Каждый ли член семьи будет иметь доступ к электронным дневникам?
— Только зарегистрированный, который получает логин и пароль. Далее происходит привязка к ученику, это уже делает школа. Для всех остальных информация закрыта.
— Что еще предполагается сделать в рамках программы "Информационное общество", реализация которой рассчитана на период 2013 — 2020 годов?
— Существуют несколько направлений. Как я уже говорил, в первую очередь, перевод услуг в электронный вид, развитие и содержание сети МФЦ. Сейчас у нас уже работает 429 окон по всему Приморью. Мы постоянно расширяем сеть, совершенствуем ее работу. В этом году, например, сделали серьезный шаг вперед – добавили возможность получения водительских прав и паспортов. Это потребовало модернизации аппаратуры, добавить дополнительное оборудование для идентификации, для фотографирования заявителей.
Кроме того, действуют и запланированы мероприятия, направленные на информатизацию органов исполнительной власти. Качественное оказание и быстрое оказание услуг современными способами невозможно без внедрения соответствующих информационных систем в органах власти. Чтобы заявление гражданина было быстро и безошибочно отработано внутри органа власти, нужны соответствующие информационные системы. Это тоже входит в мероприятия госпрограммы. Большое внимание уделяется вопросу электронного взаимодействия между органами власти. Мы работаем над снижением количества документов, которые требуются от жителей Приморья при обращении в орган власти для решения той или иной жизненной ситуации. Могу сказать, что получение всевозможных свидетельств, проверок наличия справок – все это уходит в прошлое.
Так, с прошлого года мы ведем работу по сокращению количества документов, которые требуются при обращении за мерами соцподдержки. В итоге предполагается уменьшение минимум на полтора десятка наименований документов, необходимых для предоставления ранее. Это становится возможным благодаря тому, что мы добавляем возможность органов власти в электронном виде запросить всю имеющуюся информацию у другого органа. Кроме прочего, это избавляет гражданина от необходимости носить все документы с собой. Сейчас для идентификации требуется предъявить только паспорт. Дальнейшее получение остальных сведений осуществляется по паспортным данным.
Одно из других направлений программы – решение задачи предоставления приморцам широкополосного доступа к ресурсам сети интернет. Мы работаем здесь совместно с компанией "Ростелеком". У нее есть определенный план по населенным пунктам, куда должны прийти высокоскоростные каналы связи. В Приморском крае это 121 населенный пункт с численностью жителей от 250-ти до 500 человек. Ранее эти поселения не попадали под инвестиционные планы компаний – операторов в силу непривлекательности. Благодаря этому проекту, в настоящее время туда приходят волоконно-оптические линии связи. Появляются так называемые точки доступа, Wi-Fi зоны, со скоростью 10 мегабит на каждого абонента вокруг этой точки. Они обычно расположены в центре населенного пункта, от них начинается прокладка последней мили до конкретных домохозяйств. Работа, в соответствии с планом мероприятий, должна быть закончена в следующем году. На сегодня у нас уже сделано 34 населенных пункта, в этом году мы должны приблизиться к 43. Следующий год – довести до 121.
Работаем также над тем, чтобы развивались технологии беспроводного доступа. Некоторые сотовые операторы тестировали у нас в крае технологию 5G. Кто-то ее называет 4G+, но это, в принципе, 5G. Там тоже высокая скорость передачи данных – несколько сотен мегабит для подвижного абонента. Все эти работы направлены на развитие информационного общества. И работа, связанная с популяризацией способа получения услуг в электронном виде.
— Как решаются вопросы с финансированием?
— Финансирование госпрограммы предусмотрено. Можно сказать, что у нас объем не снижается. Более того, в этом году она увеличивается за счет того, что мы работаем в направлении обеспечения доступа к электронным образовательным ресурсам школ Приморья. Мы планируем насыщать портал "Электронная школа Приморья" электронными образовательными ресурсами. Для этого мы обеспечиваем доступ из каждой школы в центр обработки данных. В этом году планируем выполнить проект по созданию в школах небольших Wi-Fi зон и подключить их к каналам на максимально возможной скорости. Благодаря такой синергии нашей деятельности, совместной с департаментом образования, в этом году планируется выйти на полное обеспечение онлайн видеонаблюдения во время проведения ЕГЭ. Кроме того, уже в каждом МФЦ поставили компьютер, на котором любой житель может бесплатно воспользоваться доступом в интернет, заказать услугу, ознакомится с правовой информацией.
— Какие услуги наиболее востребованы предпринимателями, в частности на портале госуслуг? Какова динамика именно этой категории пользователей?
— Динамика, безусловно, положительная. Предоставляются услуги по регистрации бизнеса, прав собственности, получение различных разрешений. В этом году мы планируем вывести услуги по получению разрешений в градостроительной сфере, энергетике. Активная работа предполагается в 2017 году по лицензированию разных видов деятельности, в частности услуга получения разрешений на деятельность легкового такси. Есть необходимость у бизнеса подключаться к IT для доступа онлайн касс для передачи сведений о реализации алкогольной продукции. В целом существует много законодательных актов, предопределяющих предпринимателям необходимость ведения этой работы. Со своей стороны мы объясняем представителям бизнеса как проще подключиться к этим системам, где взять доступ в интернет. В зависимости от населенного пункта это могут быть те или иные технологии. Это могут быть волоконно-оптические линии связи, беспроводные линии связи, спутниковые каналы. Стоимость спутникового доступа в интернет за последние два года резко упала. Сейчас приобрести комплект для подключения к спутниковому каналу – стоит порядка 15 тысяч рублей "под ключ". И абонентская плата, если вы не будете смотреть кино в хорошем качестве, составит в пределах 1 тысячи рублей в месяц. За эти деньги вы получите большой трафик, электронную почту, все, что хотите, смотреть в интернете и передавать информацию.
— Существует обратная связь со стороны бизнеса?
— Да. Мы проводим опросы, пытаемся выстраивать работу с главами муниципальных образований, поселений, чтобы они собирали эту информацию. Наша задача — состыковать потребности предпринимателей с планами развития отрасли связи на территории Приморья. Чтобы операторы шли туда, где нужно пользователям.
-Какие новшества планируется создать для физических лиц?
— Это непрерывный процесс. У нас каждый год примерно полтора десятка новых услуг переводится в электронный вид. Недавно появилась услуга получения справки об отсутствии судимости. Сначала мы перевели ее в виде получения за один приход. То есть на портале надо было подать заявление, а потом в органах власти получить уже готовую. C апреля эта услуга стала полностью электронной. Оформление запроса и получение самой справки, подписанную электронной подписью, стало возможным через портал.
— Что предполагается сделать в области получения услуг по социальной защите?
— Сейчас это направление находится на этапе проработки. В предварительном порядке планируем все услуги соцзащиты, которых около 50, вывести в электронный вид. Это всевозможные компенсации, меры поддержки.
— Какие мероприятия планируются к проведению, чтобы приобщить к интернету и МФЦ людей старшего и среднего возраста, до сих пор пользующихся услугами почты для осуществления денежных переводов? Предполагается ли в ближайшем будущем перевести часть функций почтовых отделений в электронный вид?
— Все должно быть подчинено принципу разумной достаточности. Почта – это тот сервис, который нужен, на почтовых отделениях существуют много сервисов, без которых нельзя обойтись. Кроме того, почта – это самая широко распространенная в Приморье сеть отделений. Поэтому в том числе где-то через почту отправляют денежные переводы. Потому что в этих населенных пунктах нет, например, отделений банков. Задача оплаты услуг ЖКХ, которые сейчас многие оплачивают на почте, планируется кардинально по-другому быть реализованной уже в 2018 году. Для этого уже запущена единая всероссийская информационная система ЖКХ, адрес Dom.gosuslugi.ru. Там уже внесена информация по более чем половине домов Приморского края и состояния лицевых счетов. Там уже можно посмотреть информацию о вашем жилище, как оно обслуживается.
Идея в том, что с 2018 года можно будет оплатить все услуги ЖКХ с помощью этого портала. Надо быть просто зарегистрированным на портале госуслуг. Чтобы стимулировать работу управляющих компаний, коммунальных организаций, полагается, что в 2018 году у жителей будет право не оплачивать те услуги, которые не прописаны в начислениях. С учетом этого механизма, считаем, что этот портал будет активно развивающимся, там будет вся необходимая информация.
— На ваш взгляд, насколько внедрение всех этих технологий влияет на открытость работы госучреждений?
-Влияет. Есть принцип, что вся работа органов власти, в частности услуги, которые оказываются населению, предпринимателям, они должны быть простыми с токи зрения пользования. Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы уметь подать заявление. Должны быть понятными. То есть подал заявление – это одно дело. Надо понимать, что произойдет дальше, какое заявление надо было подать. Третье – они должны быть прозрачными. Подав заявление, человек дальше видит, как его услуга оказывается, какие статусы меняются. Вот рассмотрели проект, решение подготовлено, вот можно получить результат. Эти три составляющие и говорят об открытости. Самое главное – портал госуслуг и МФЦ избавляют от необходимости общения с чиновником и снижает всевозможные коррупционные составляющие. Чиновник не может оказывать влияние на принятие решений, он отсоединен от заявителя.
— Оборудование и программное обеспечение создается внутри страны или что-то приходится приобретать за рубежом?
-Нет, за рубежом мы стараемся сейчас не закупать. С точки зрения программного обеспечения действует определенный набор НПА, которые ограничивают перечень закупаемого программного обеспечения. Он должен быть отечественного производства. По сути, у нас и раньше не особо много было иностранного ПО. Условно говоря, "Windows", который используется в органах власти, тем не менее, имеет сертификаты всех регуляторов в сфере информационной безопасности, защиты информации. Это ПО проверено с точки зрения отсутствия недокументированных возможностей. В последние два года мы активно переходим на отечественное ПО. В частности, мы уже перевели на систему отечественного ПО все уровни системы документооборота. Такое движение предполагается осуществлять и в дальнейшем.
— Насколько активно жители Приморского края пользуются электронным видом госуслуг в сравнении с жителями других регионов?
— С точки зрения РФ наш процент использования населением существенно выше, чем в среднем по стране. У нас 59,8% населения в 2016 году пользовалось услугами в электронном виде том или ином варианте. Мы входим в первую десятку субъектов по этому показателю. То количество населения, которое называется активным, то есть от 14 лет и по этому показателю мы приближаемся к половине – почти 49%, уже зарегистрированы на портале госуслуг. В прошлом году мы были в числе первых регионов, которые перешли на новую версию этого портала – единый федеральный портал на новой платформе. Она имеет лучшую степень защиты. В прошлом году было подано 1 миллион с лишним заявлений на этом портале при том, что общее количество жителей Приморья у нас составляет 1,9 млн человек.
— Как осуществляется получение обратной связи по работе МФЦ?
— У нас есть уполномоченный краевой МФЦ, на базе которого существует система проверок, контрольных закупок, направленная на то, чтобы проверить, работает ли все так, как должно работать. С другой стороны, у нас есть система обратной связи от посетителей МФЦ. Любому посетителю МФЦ предлагается поучаствовать в СМС-опросе. Количество участников этих опросов каждый год растет. Любой посетитель МФЦ может высказать свое мнение в департамент, в уполномоченный МФЦ и в сам МФЦ. Мы по таким точечным обращениям всегда проводим работу, разбираемся в причинах неудовлетворенности, или, наоборот, что такого сделал сотрудник МФЦ, что получил положительную оценку со стороны заявителя. Так что система обратной связи в МФЦ работает и она является независимой.
— Недавно один из МФЦ во Владивостоке стал лучшим по России. За счет чего был достигнут такой результат?
— Сеть МФЦ у нас единая. Несмотря на то, что они муниципальные, все они работают по единым принципам. У нас есть краевой уполномоченный МФЦ, который определяет принципы работы. В прошлом году мы разработали стандарт качества оказания услуг в МФЦ, реализовали его. Есть федеральные требования к организации работы МФЦ, наш же стандарт стал выше по требованиям, чем федеральный. Чтобы стимулировать МФЦ повышать качество обслуживания населения, мы проводили свой конкурс, подводили итоги в сентябре, выбирали лучших сотрудников. И благодаря этой совокупности факторов, наш владивостокский центр на федеральном конкурсе смог стать одним из победителей.
— Как оцениваете работу электронной записи к врачам?
— В планах на 2017 год есть совместный с департаментом здравоохранения проект по информатизации здравоохранения. Одним из направлений является обновление системы записи к врачу. Исходя из принципов, которые заложены в этот проект, во-первых, это совершенно другая схема управления для решения поставленных задач. Это не один департамент, а проектный подход, несколько сетевых департаментов решают одну задачу. Мы со своей стороны надеемся, что мы заложим современные технологии, которые к концу 2017 года позволят изменить ситуацию с записью к врачу в лучшую сторону. Это будет быстро, удобно. Предметно можно будет обсудить месяца через полтора.
— Есть ли на данный момент в Приморье пункты, где нет связи, Интернета?
— Cейчас технологии развиваются. У нас на 100% территории Приморского края можно воспользоваться спутниковым доступом в интернет. Цена снизилась за последние два года. Так сказать, что есть населенные пункты, где у людей нет никакой возможности, нельзя. Цифровым ТВ покрыто свыше 98% территории Приморья. Именно территории, а не населенных пунктов. С точки зрения проникновения сотовой связи она есть, в том числе в местах, где нет наземных линий связи. Сотовые компании ставят оборудование, которое работает по спутниковому каналу. Мы стараемся, чтобы основные магистрали были покрыты устойчивой зоной связи хотя бы одного оператора.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Старшеклассников Приморья знакомят с порталом Госуслуг на уроках информатики