15 июня 2017. Жалобу на неэтичную публикацию в местном паблике о происшествиях в Приморье подала в Роскомнадзор и прокуратуру края руководитель общественного проекта "Детство в радости без опасности", специалист в сфере новых медиа Майя Шалунова. Она считает поведение владельцев Instagram-страницы dps_vl, которые выложили фотографии тел погибших детей и пострадавшей девочки, не замазав ей лицо, бесчеловечным и неуважительным. В свою очередь, представитель сообщества принес извинения, но назвал обращение провокацией.
"11 июня сего года в Приморском крае произошла трагедия — трое детей погибли, и один ребенок серьезно пострадал в результате наезда локомотива на группу идущих по путям подростков в пригороде Владивостока между станциями "Надеждинская" и "Амурский залив", — пишет в своей жалобе Шалунова. — При этом в аккаунте dps_vl ("Экипажи ДПС [Приморье]") в социальной сети Instagram 11 июня была сделана публикация под заголовком "18+ СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ". В этой публикации была размещена информация о случившейся трагедии, а также фотография пострадавшей девочки на месте трагедии. Изображение лица несовершеннолетней на фотографии не было заштриховано".
В заявлении, со ссылкой на слова матери в интервью агентству deita.ru, говорится, что там же были размещены и фотографии ее погибших детей, также без заштриховки изображений лиц. Своего согласия на данные размещения мать погибших несовершеннолетних не давала, связаться с администраторами аккаунта dps_vl ("Экипажи ДПС [Приморье]") она не смогла, так как в профиле аккаунта контактного телефона или электронного адреса владельцев данного аккаунта нет.
Как убедился корр. ИА PrimaMedia, телефона для связи с администрацией Instagram-сообщества на его странице, в момент написания материала, действительно не было.
Страница dps_vl. Фото: скриншот
"Считаю, что размещение в открытом доступе в сети Интернет фотографий пострадавших и погибших детей, тем более без соответствующих изменений в фоторедакторе, не только противоречит морально-этическим принципам нашего общества, но и, как минимум, нарушает ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ и ч. 3 ст. 137 Уголовного кодекса РФ. В связи с этим, прошу вас провести проверку относительно размещенной в открытом доступе в аккаунте dps_vl в социальной сети Instagram информации касательно случившейся 11 июня трагедии и в случае необходимости принять незамедлительные меры реагирования", — пишет активистка.
В личной переписке с корр. ИА PrimaMedia, Майя Шалунова также заявила, что аккаунты с большой аудиторией должны проходить обязательную регистрацию в Роскомнадзоре и нести ответственность за размещаемый контент.
— У dps_vl аудитория более 182 тысяч подписчиков. Значительная часть их аудитории – несовершеннолетние. При этом в аккаунте размещаются материалы без каких-либо ограничений по возрасту. Например, реклама "гостиницы для взрослых". А это уже прямое нарушение закона о защите детей от информации, которая может нанести вред их здоровью и развитию, — считает руководитель "Детства в радости без опасности".
Она настаивает, что необходимо на законодательном уровне регулировать данную сферу, устанавливать правила. А технологическая и законодательная отсталость государства в этой сфере может стать угрозой национальной безопасности.
Корр. ИА PrimaMedia удалось связаться с представителем dps_vl, который ответил на обвинения Шалуновой.
— Все время существования паблика в шапке страницы висит номер телефона, по которому можно обратиться. Так же есть "директ", в который могли написать, но никаких просьб касательно этих фотографий не поступало, — пишет корр. ИА PrimaMedia один из администраторов группы.
После указания, что телефона на странице действительно нет, цифры в шапке группы появились.
— Сейчас я выясню, почему не отображался номер, но суть такова, что никаких просьб об удалении не поступало вообще. Сегодня нам прислали статью с "Дейты", с интервью матери погибших детей, мы сразу удалили пост об этом ужасном происшествии. Мы ретушировали изувеченные тела погибших, а лиц толком и не было,— рассказал представитель dps_vl.
Он добавил, что ему непонятна концентрация внимания на единственном паблике, так как аналогичные фото появлялись и на других страницах. Чуть позже, под статьей на странице Майи Шалуновой, появился официальный ответ сообщества.
"Мы признаём, что совершили ошибку, опубликовав материал об этой страшной трагедии, не заретушировав одну фотографию, на которой с трудом просматривается окровавленное лицо ребенка, — гласит комментарий. — Отмечу, что все остальные фотографии были обработаны, и изувеченные тела были заретушированы. Тем не менее, с одной из фото, мы оступились, за что сожалеем и готовы выразить извинения всем тем, кого это обидело и задело, особенно близким родственникам детей.
Мне совершенно непонятно, почему вы, Майя, не написали нам о нашей нечеловечности и бездушности лично. У вас есть Instagram, если вас реально беспокоил данный пост, разве сложно было об этом написать нам напрямую? Я понимаю, если бы мы вам грубо ответили либо отказали, можно было бы предпринимать дальнейшие действия. А так, складывается впечатление о спланированной провокации, либо самопиаре на этой ситуации", — гласит комментарий.
О том, какие именно законы могло нарушить сообщество, корр. ИА PrimaMedia спросил адвоката, специалиста в области информационного права Галину Антонец.
— Можно вспомнить так называемый "закон о блогерах", он обязывает владельцев страниц, где больше 3 тысяч уникальных посещений в день, соблюдать требования действующего законодательства и не допускать распространения противозаконной информации, информации которая может нарушать права и законные интересы других граждан. При этом, правда, никакой специальной ответственности для владельцев таких страниц не предусмотрено.
В данном случае, по моему мнению, нарушено несколько законов. Во-первых, есть закон о персональных данных, который запрещает распространять их без согласия гражданина. Изображение человека тоже является его биометрическими персональными данными, — считает Антонец. — Без согласия родителей и законных представителей ребенка нельзя сообщать о нем никаких сведений, тем более публиковать фотографии. За это предусмотрена ответственность в виде штрафов. Если будет установлено лицо, совершившее это нарушение, оно будет оштрафовано.
Во-вторых, есть закон о защите детей от информации, которая может причинить им вред. Согласно ему, запрещено распространение такой информации среди детей, а данный паблик никак не ограничивает его посещение детьми. Это шокирующая информация, нелицеприятная, которая может причинить вред психике. Но здесь налицо и нарушение этическое, — отмечает медиаюрист. — У нас нет наказания за отсутствие каких-то моральных принципов, и судить за это нельзя. Но если бы это было СМИ, то их бы наказали серьезно. А кроме того, есть организации журналистов, кодекс поведения журналистов, и эта публикация так же получила бы оценку от коллег.
Я вообще против жесткого контроля в общем информационном поле, в сети Интернет. По моему мнению, жесткое правовое регулирование, запреты, цензура не столько пресекает то, против чего борется, сколько вредит всем остальным. Но некоторые люди, к сожалению, не могут сами себя контролировать при размещении публикации в сети, ведь ограничителем могут служить только личные моральные качества, воспитание, которые у некоторых попросту отсутствуют. И в этом случае контроль со стороны государства просто необходим.
Стоит внимательно почитать стратегию развития информационного общества, подписанную в мае этого года президентом, чтобы понять, что в ближайшее время нас ждет новый пакет законов регулирующих общение в социальных сетях и пабликах. Так же стоит отметить, что в данном конкретном случае, на мой взгляд, присутствует такое нарушение, как вмешательство в частную жизнь. Есть, конечно, здесь общественный интерес в самом сообщении о случившемся, но в публикации фото с мертвыми детьми — точно никакого общественного интереса нет. Нарушение, на мой взгляд, очевидное. В данном случае владельцу паблика может грозить не только административное но и уголовное преследование. Это будет зависеть от квалификации совершенного.
Кроме того, мама погибших может обратиться и с иском о компенсации морального вреда, и я бы ей рекомендовала так и сделать, — говорит Галина Антонец. — Со своей стороны я готова оказать ей в этом помощь. За такие проступки надо наказывать. Потому что именно неотвратимое существенное наказание может в итоге изменить ситуацию, и владельцы подобных аккаунтов у которых отсутствуют элементарные этические и моральные принципы, могут следующий раз отказаться от подобных поступков, зная, что наказания не избежать.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
По факту смерти детей, делавших селфи на ж/д путях в Приморье, возбудили уголовное дело
Состояние девочки, которую в Приморье сбил поезд во время селфи, тяжелое, но стабильное