21 июня 2017. Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:
— Завершение театрального сезона академического театра им. М. Горького 4 июня 2017 года ознаменовалось спектаклем режиссера Дмитрия Астрахана "Леди на день" по пьесе Олега Данилова. В центре сюжета пьесы — история о торговке яблоками Анни, к которой за фруктами приходят разные личности Бруклина – здесь и полицейский Кортни, и хозяйка публичного дома Миссури Мартин со своими девицами, и знаменитый мошенник Дэйв-Красавчик.
Торговка Анна (Салахутдинова) и полицейский Кортни (Вейгель). Фото: ИА PrimaMedia
Ее знает даже мэр Нью-Йорка, который посещает Бруклин в рамках предвыборной компании.
Сцена из спектакля. Фото: ИА PrimaMedia
Все говорят, что яблоки Анни приносят удачу, но на деле стремятся незаметно поддержать сильно нуждающуюся одинокую женщину. Анни тихонько спивается, пряча от окружающих свою тайну: она была когда-то знатной дамой, одиннадцать лет назад была вынуждена отправить к мужу-аристократу единственную дочь Луизу, которая воспитывалась за границей как настоящая леди.
Тоскующая по любимой дочери мать поддерживает с ней связь через письма, но скрывает свое бедственное положение. Внезапно приходит письмо о том, что дочка собирается замуж и приезжает в Нью-Йорк с женихом и его отцом-графом, который хочет познакомиться с родителями Луизы и убедиться в благородном происхождении избранницы сына. Анни в отчаянии. Ее тайна становится известной окружающим, и происходит чудо – выясняется, что мошенники, девицы легкого поведения, мелкие служащие, готовы помочь своей знакомой.
Ключевыми фигурами своеобразного мирка Бруклина являются блестяще исполненные Валентином Запорожцем и Мариной Волковой мошенник Дэйв-Красавчик и его мать, хозяйка публичного дома Миссури Мартин. Именно они становятся главной действующей силой, которая позволяет мечте Анни свершиться. Дэйва задевает мысль о том, что их милая, добрая Анни и сами жители Бруклина воспринимаются высокородным графом как люди второго сорта. Но здесь — не Европа, а в Америке все равны! Так почему бы не разыграть заносчивого графа, представив ему аристократку из высшего общества Бруклина.
Анни стремительно преображается: забитая уличная пьянчужка, которая, несмотря на свою нужду, не опускается до приема милостыни, предстает перед зрителем уверенной в себе благородной дамой. Исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой России Светланой Салахутдиновой блистательно показан ключевой момент, когда сломленная героиня с трудом вспоминает себя прежнюю — женщину из высшего общества — и с достоинством и твердостью указывает кричащему на нее Дэйву, что тот не имеет права разговаривать с ней в таком тоне. В этот момент Дэйв-Красавчик, Миссури Мартин — да и все зрители — начинают понимать, что Анни действительно не так проста, как показалась на первый взгляд.
Сцена на пристани. Фото: ИА PrimaMedia
Благодаря тонкой актерской игре становится очевидным, что вне зависимости от жизненной ситуации Анни присущи внутреннее достоинство и самопожертвование, не раз проявляющиеся в ней: когда женщина торговала яблоками на улицах Бруклина, когда в отчаянии пыталась покончить с собой, не видя другого способа избежать крушения надежд своей любимой дочери, когда упрямо отказывалась от помощи Дэйва и Миссури, предложивших обмануть графа, чтобы дочь не узнала правды и счастливо вышла замуж, и, наконец, в финале, когда она так и не сказала о себе правду дочери, чтобы ее не расстраивать — и вернулась к торговле яблоками. Именно эти человеческие качества привлекают на ее сторону обитателей "дна" Бруклина, вынуждают совершать благородные поступки даже тех, кому в обычной жизни такое поведение совсем не свойственно.
Не только Дэйв-Красавчик и Миссури Мартин покорены Анни. Случайная встреча в гостинице "Плаза" с мошенником судьей Генри Блейком, колоритно воплощенным народным артистом России Александром Славским, переворачивает в буквальном смысле жизнь последнего: мошенник и проныра покорен не только красотой преображенной Анни, но и ее внутренним благородством и сильным чувством любви к дочери. Блейк соглашается принять участие в розыгрыше в качестве американского мужа Анни.
Судья Генри Блейк (Славский) и Анни (Салахутдинова). Фото: ИА PrimaMedia
Даже мэр Нью-Йорка не устоял перед историей Анни и вопиющим фактом сословной дискриминации. Заслуженный артист России Александр Запорожец с юмором и самоиронией играет пафосного и комично-грозного главу Нью-Йорка, который вынужден терпеть выходки Дэйва-Красавчика в разгар своей предвыборной кампании, о чем ему постоянно напоминают представители прессы.
Мэр Нью-Йорка (Запорожец). Фото: ИА PrimaMedia
В финале мэр на своем личном примере подтверждает тот факт, что в Америке все равны: разоренный и проигравший выборы экс-глава Нью-Йорка выбирается из мусорного контейнера в Бруклине и как хороший друг встречается с новым мэром – Дэйвом-Красавчиком.
Бывший мэр Нью-Йорка. Фото: ИА PrimaMedia
Запоминающимися комическими персонажами стали и репортеры Мэл Луис и Тед Джонс, исполненные блестящим дуэтом заслуженных артистов России Сергея Миллера и Евгения Горенко. Чтобы устранить пронырливых представителей прессы, которые могут испортить придуманную Дэйвом аферу, заговорщики отправляют их в мнимый круиз в Европу, который они проводят, не выходя из номера отеля "Плаза", в компании неограниченного количества напитков и девиц мадам Мартин.
"Круиз". Фото: ИА PrimaMedia
Отдельного внимания заслуживают прибывшие из Европы нежданные гости — Луиза (Наталья Овчинникова), искреннее радующаяся встрече с матерью, и ее жених Карлос Ромеро (Константин Суворин), молодой человек, готовый пойти ради любимой против воли отца, считающий, что человека нужно оценивать за личные качества, а не за происхождение.
Встреча Анни и Луизы (Овчинникова). Фото: ИА PrimaMedia
Даже "главный злодей", граф Альфонсо Ромеро, убедительно сыгранный заслуженным артистом России Николаем Тимошенко, на деле оказывается вовсе не плохим человеком – это высшее общество сделало его зацикленным на благородном происхождении. Новые американские знакомые с удовольствием ломают мировоззрение графа, который начинает видеть мир в другом свете.
Дейв-Красавчик (Запорожец) и граф Ромеро (Тимошенко). Фото: ИА PrimaMedia
Динамичное развитие сюжета требует постоянной смены обстановки, что обеспечивается вращающейся сценой, позволяющей, не опуская занавес, менять декорации, разработанные заслуженным работником культуры РФ Анатолием Хоменко и Дарьей Прохоренко. Перед зрителем предстают, то улица в Бруклине рядом с публичным домом, то убогое жилище Анни, то пристань, где герои встречают атлантический лайнер с Луизой, то роскошный гостиничный номер к отеле "Плаза". Отметим художественную и конструктивную проработанность разноуровневых сценических конструкций, которые помогают актерам естественно действовать на сцене.
Спектакль "Леди на день" — это чудесная сказка, которая, вот уже на протяжении 7 лет (премьера этого спектакля состоялась в 2010 году), с успехом идет на сцене театра им. Горького и трогает сердца зрителей, заставляя с улыбкой следить за компанией находчивых мошенников, которые впервые в своей жизни совершают доброе, бескорыстное дело. Финал этой сказки — хоть и не совсем сказочный, но оставляющий у публики надежду на счастливый конец. После того, как счастливая Луиза уплывает обратно в Европу, для Анни ничего не меняется – она снова торгует яблоками. Приходит письмо от Луизы, и Анни снова в слезах: у нее родился внук, которого она никогда не увидит. Ставший мэром Дэйв говорит, что раз им с первого раза не удалось сделать Анни счастливой, то, значит, надо готовить поездку в Европу. Вот вам и счастливый конец! Спектакль заряжает зрителей хорошим настроением, верой в то, что чудеса все-таки случаются. И главным чудом являются дружба и любовь, которые могут сделать человека счастливым — вне зависимости от того, знатен он или же торгует яблоками.
ОБ АВТОРЕ: Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, член-корреспонден Российской академии естествознания РАЕ.
Наталья Федоровская. Фото: Предоставлено атором
В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Эдит и ее демоны": чтобы петь, нужно быть либо несчастным, либо влюбленным