Дорогой Дальний Восток: как стоимость авиабилетов не дает развиваться туризму в регионе

Эксперты рассуждают о принятии нового закона о создании условий для туристическо-рекреационной деятельности в ДФО
Самолет
Фото: Игорь Чёрный, ИА MagadanMedia

14 июля 2017. На этой неделе Совет Федерации РФ утвердил закон о создании условий для туристическо-рекреационной деятельности на Дальнем Востоке, принятый Государственной Думой 7 июля. Документ предусматривает обнуление налога на прибыль для отельеров в период с 2018 по 2022 годы и призван поспособствовать развитию туризма региона. Однако эксперты считают, что основная проблема – это дороговизна авиаперелетов. Почему цены на билеты мешают нормальной жизни дальневосточников, какие шаги в этом направлении предпринимает государство и какой выход из ситуации видят специалисты – в материале "ФедералПресс", сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на РИА "ФедералПресс", передает ИА PrimaMedia.

Бесценные красоты

Сахалин, Камчатка, Якутия, Приморье... Красивые места. В каждом из уголков Дальнего Востока есть на что посмотреть: море, горы, леса, редкие животные, памятники археологии... Кто раз бывал на Сахалине, на всю жизнь запомнит красоту местной природы, а пляжи Приморья в июле-августе ничем не уступают сочинским и крымским. И жители других регионов России и рады были бы побывать на Дальнем Востоке, но слетать сюда выходит дороже, чем в Европу: билеты из Москвы в тот же Владивосток могут стоит в сезон около 50 тысяч.

А если не озаботиться покупкой билетов заранее, то цена и вовсе может перевалить за отметку в 100 тысяч рублей.

Но если конечной точкой путешествия отчаянного туриста является, например, Магадан, то к этой сумме смело стоит приплюсовать еще несколько десятков тысяч. Отметим, что на Колыму, Чукотку и Камчатку иначе как по воздуху не добраться.

Кстати, страдают от стоимости авиабилетов, разумеется, в первую очередь не туристы, а сами дальневосточники. Например, многие жители Магаданской области в этом году были вынуждены отказаться от отпусков – стоимость билетов в Москву и обратно составляет от 50 до 130 тысяч рублей. Даже слетать туда-обратно в, казалось бы, не такой уж далекий Хабаровск обойдется почти в 40 тысяч рублей.

Меж тем государство озаботилось развитием туризма на Дальнем Востоке. На этой неделе Совет Федерации утвердил закон о создании условий для туристическо-рекреационной деятельности, согласно которому владельцы отелей и гостиниц могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль в период с 1 января 2018 года до 31 декабря 2021 года. Коснется закон тех отельеров, у которых 90% дохода именно от туристической деятельности. По мнению властей, такие меры улучшат гостиничный сервис региона и поспособствуют привлечению туристов на Дальний Восток. А вот эксперты и местные парламентарии такого оптимизма не разделяют, основной проблемой считая все же дороговизну авиабилетов.

Один закон проблемы не решит

Член комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков считает, что одним законом проблемы развития туризма не решить – нужен комплекс мер. И так же отмечает, что перелеты должны быть привлекательными с точки зрения стоимости.

"Принятый закон – лишь одна из мер по поддержке туризма на Дальнем Востоке. Закон даст возможность отелям работать честно. Очень немногие отельеры показывают прибыль, чаще – убытки. Документ позволит понизить стоимость гостиниц для туристов, одновременно позволяя повысить плату для работников. И, разумеется, даст толчок для честных бизнесменов: возможно, начнут появляться новые отели. Сейчас их на Дальнем Востоке катастрофически не хватает, ситуация позитивная лишь в Приморском крае", – прокомментировал законопроект в беседе с корреспондентом "ФедералПресс" Владимир Новиков.

Что касается авиаперелетов, то, по мнению депутата Госдумы, государство делает все возможное, чтобы разрядить обстановку.

"Предусмотрены субсидии для некоторых категорий дальневосточников.

Возможность пролететь через всю страну за 14 тысяч рублей – да нигде в мире такого нет!

Конечно, хотелось бы, чтобы билеты стоили дешевле. Если мы хотим, чтобы регионы Дальнего Востока были привлекательными для внутреннего туризма, то 9-часовой перелет так же должен быть привлекательным по цене. Думаю, что снижение цен будет с течением времени – Госдума продолжает работу в этом направлении. Но для начала необходимо поднимать экономику в целом по стране", – считает Владимир Новиков.

Исполнительный директор ЗАО "Компания строительных подрядов" Евгений Артемов, занимающийся в том числе и гостиничным бизнесом, уверен, что должен быть принят целый комплекс мер для создания условия для туристической деятельности.

"Конечно, любые налоговые послабления – это хорошо. Но это капля в море. Одно из условий, необходимых для развития туристического бизнеса – это снижение стоимости энергоресурсов на Дальнем Востоке. Владимир Путин в свое время подписал такое постановление, но реальных действий не было. У нас одни из самых высоких тарифов, и это бьет по бизнесменам, желающим заниматься гостиничным бизнесом. Второе – это стоимость авиабилетов.

На Дальний Восток едут из Кореи, Китая, для жителей же других регионов России поездка сюда – удовольствие дорогое.

Пока не решится весь этот пул проблем, туризм на Дальнем Востоке развиваться не начнет", – рассказал "ФедералПресс" Евгений Артемов.

"Проще съездить во Вьетнам"

Депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) республики Саха (Якутия) Сергей Павлов убежден, что государству необходимо больше внимания уделять развитию авиаперевозок на Дальнем Востоке и их субсидированию.

"В Якутии множество красивейших в стране мест. И нам, естественно, есть чем привлекать туристов. Но людей отпугивают цены на перелеты. В среднем 70 тысяч рублей стоит перелет в ЦФО и обратно. В принципе, понятно, из чего складываются цены на билеты. Помимо услуг авиакомпаний, есть аэропорты, которые нуждаются в обслуживании. Чем больше поток людей, тем больше требуется средств на обслуживание аэропортов. И это ложится на плечи пассажиров – особенно в период отпусков. Федеральному центру стоит задуматься о субсидировании перелетов не для отдельных категорий дальневосточников, а – для всех жителей Дальнего Востока", – отметил в беседе с корреспондентом "ФедералПресс" Сергей Павлов.

Депутат Госсобрания подчеркивает также, что жителям Дальнего Востока комфортнее передвигаться не по территории домашнего региона, а выезжать за границу.

"Многие дальневосточники предпочитают выезжать в тот же Вьетнам – порой это выходит реально дешевле, чем, например, из Якутска слетать отдохнуть во Владивосток", – заявил Сергей Павлов.

Работа по снижению цен ведется

В "Аэрофлоте" меж тем отмечают, что дальневосточные направления пользуются популярностью – особенно в период летних отпусков и каникул. Только в первой половине 2017 года количество пассажиров, перевезенных компанией между Москвой и пунктами Дальнего Востока и обратно, составила около 640 тысяч человек.

"Большинство билетов (все билеты экономического класса) на собственных рейсах "Аэрофлота" из дальневосточных пунктов и обратно продаются по социальным тарифам – "плоским" и субсидированным. Стоимость в направлении туда-обратно по таким тарифам составляет от 14 800 до 22 000 рублей. Низкие цены на билеты вызывают вполне предсказуемый ажиотажный спрос. Рентабельность рейсов возможна только за счет коммерческих тарифов бизнес класса и комфорт класса, а также благодаря масштабам общей прибыльной деятельности компании", – рассказали "ФедералПресс" в ПАО "Аэрофлот".

В компании также отмечают, что работа по снижению цен на авиаперелеты ведется постоянно: более двух лет назад – в 2015 году – "Аэрофлот" впервые ввел социальные "плоские" тарифы для покупки билетов экономического класса по нескольким направлениям: из Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского в Москву и обратно. А в прошлом году к ним добавился Магадан. Стоимость такого билета при перелете в одну сторону составляет 13 200 рублей, в направлении туда-обратно – 22 тысячи рублей.

"Только в прошлом году совершить перелет по "плоскому" тарифу смогли около 800 тысяч наших земляков. Билеты по таким тарифам имеют фиксированную цену, которая не зависит от даты приобретения, что удобно дальневосточникам, планирующим поездку в Москву заранее. Воспользоваться же ими может любой гражданин – возрастных или каких-либо других ограничений не предусмотрено. По такому социальному тарифу можно приобрести любой билет экономического класса на собственный рейс авиакомпании "Аэрофлот" (за исключением класса комфорт и "субсидированных" билетов) из Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Магадана в Москву и обратно. Билеты по "плоским тарифам" могут приобретать все категории граждан, в отличие от льготных билетов, которые рассчитаны на определенные группы пассажиров. "Плоские тарифы" для нашей компании не несут никакой коммерческой выгоды, это исключительно социальная акция", – подчеркнули в компании.

По информации "Аэрофлота", билеты по "плоским" и субсидированным тарифам пользуются огромной популярностью и распродаются довольно быстро, однако в компании предусмотрели возможность перевозить пассажиров, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

"Тем, кто срочно нуждается в перелете в силу чрезвычайных обстоятельств – например, умер близкий родственник или нужна высокотехнологичная медицинская помощь, авиакомпания "Аэрофлот" обеспечивает перевозку по минимальному тарифу на направлениях повышенного спроса в кратчайшие сроки после обращения", – пояснили в компании.

Летите, куда хотите. Но зимой

По мнению же руководителя института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктора экономических наук Александра Латкина, государство не в достаточной мере осуществляет контроль над авиакомпаниями. В итоге смысла от субсидий практически нет.

"Государство, конечно, пытается помогать дальневосточникам, определили ряд направлений, куда можно слетать дешевле. Но как только наступает период отпусков, государство отпускает вожжи, и авиакомпании начинают творить что угодно, повышая цены. Получается: зимой – летите, куда хотите, а вот летом... А нужен постоянный контроль со стороны государства, должны отслеживать цены. Тогда будет смысл от всех субсидий", – говорит Александр Латкин.

Кстати, спикер убежден: не на руку туризму играет и тот факт, что на Дальнем Востоке принято проводить масштабные мероприятия именно в отпускной сезон.

"Дальневосточники улетают, допустим, в начале августа в отпуск, а возвращаться им надо в начале сентября – к началу занятий в школах, в вузах. А в Приморье в это время проходит очередной экономический форум, и билетов (и без того недешевых) в эконом-класс уже нет. Подобные мероприятия вполне реально, возможно и логично проводить в октябре-ноябре", – считает Александр Латкин.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость