14 июля 2017. Глава Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий сообщил 11 июля итоги первого национального рейтинга вузов РФ "Три миссии университетов", сообщает ИА PrimaMedia. Приморские университеты не попали в лучшую двадцатку российских вузов. По мнению руководящего состава высших образовательных учреждений, региональные вузы не должны оцениваться наравне с мега-университетами с миллиардным государственным финансированием. Правильнее всего выстраивать рейтинги отдельно для ведущих российских университетов, имеющих статус федеральных, опорных, научно-исследовательских, и отдельно для остальных, по категориям: технические, классические, ведомственные, социально-экономические.
Напомним, создание Московского международного рейтинга "Три миссии университета" инициировано в соответствии с поручением президента России Владимира Путина. Учредитель проекта – Российский союз ректоров. Оператор – Ассоциация составителей рейтингов (АСР), в число учредителей которой входят ведущие рейтинговые и исследовательские центры ("Эксперт РА", ВЦИОМ, "Репутация" и др.).
Преподавательское сообщество, студенты, ученые, работодатели, правительства испытывают проблемы из-за того, что наиболее популярные ныне рейтинги оценивают университеты довольно односторонне. От трети до половины учитываемых ими показателей приходится на репутационные оценки, а в семействе предметных рейтингов их доля иногда доходит до 80% и более. В то же время никак не учитываются ни реальное качество знаний выпускников, ни внедрение передовых методов обучения, ни особенности национальных педагогических и научных школ.
Московский международный рейтинг "Три миссии университета" оценивает все три классические ключевые миссии университетов. Первая из них – образовательная. Главная функция университетов во все времена оставалась неизменной – учить, давать студентам знания. Удивительно, но качество образования остается на периферии глобальных университетских рейтингов. Вторая – научные исследования, в отрыве от которых качественная подготовка специалистов сегодня невозможна. Казалось бы, эту сферу существующие рейтинги оценивают скрупулезно, но чрезмерный акцент при их составлении на данные избранных наукометрических систем часто приводит к серьезным искажениям. И, наконец, взаимосвязь университета и местных сообществ, приобретающая сейчас все большее значение как фактор гармоничного развития регионов, но находящаяся вне поля зрения составителей существующих рейтингов
Принципиальное отличие нового рейтинга – он основывается на единообразно измеряемых количественных показателях и исключает применение данных, построенных на основе репутационных опросов, что существенно повышает уровень его объективности.
Инициатива создания рейтинга уже обсуждена и поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии. Все эти университеты крайне заинтересованы в участии в нем. К работе над рейтингом привлечены ведущие международные специалисты, авторитетнейшие эксперты и организации.
Рейтинг упорядочивает университеты, основываясь на ответе на рейтинговый вопрос: "Какой университет обеспечивает более гармоничное развитие студентов?" Под гармоничным развитием понимается развитие в соответствии с тремя основными миссиями университета: образование, наука, взаимодействие с обществом.
• Совокупность критериев рейтинга должна комплексно отражать все три направления (миссии).
• Национальная специфика. Гармоничность развития понимается не с точки зрения элитарности, близости к ведущим мировым центрам (экономики, культуры и прочим), а с точки зрения востребованности во всем мире, и прежде всего в регионах, где расположены университеты.
• Используются только объективные критерии (то есть обеспечивается наблюдаемость, верифицируемость и прозрачность результата). Как следствие, любой пользователь рейтинга должен не только получить оценку университета, но и иметь возможность самостоятельно ее интерпретировать.
• Число критериев должно быть минимальным при обеспечении качественного соблюдения первого принципа.
С момента официального объявления о запуске московского международного рейтинга вузов "Три миссии университета" 2 ноября 2016 года свои замечания и предложения по критериям и методике рейтинга в ассоциацию составителей рейтингов представили следующие примосркие вузы:
– Дальневосточный федеральный университет
– Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
– Дальрыбвтуз
– Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского
Вузы в рейтинге оценивались по 35 индикаторам, отражающим три основные миссии университета в современном мире: "образование", "наука", "университет и общество". Причем, в отличие от трех признанных сейчас глобальными мировых рейтингов университетов (THE, QS, ARWU), наибольший вес — порядка 40% — в новом международном рейтинге займет оценка образовательной миссии высших учебных заведений.
35 индикаторов объединены в пять групп, каждая из которых имеет определенный вес в итоговой оценке: "образование" (40%), "наука" (30%), "интернационализация", "устойчивость и потенциал развития", "дистанционное образование" — по 10%.
Результаты рейтингов будут учитываться в правительственной программе развития высшего образования в РФ "5-100". Международная версия рейтинга с указанием конкретных мест, подготовленная при участии 30 зарубежных экспертов, появится в открытом доступе в октябре.
Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева:
Чтобы войти в топ-20 российских вузов в национальном рейтинге, нужно быть мега-университетом с миллиардным государственным финансированием. Бороться за право возглавить рейтинг могут себе позволить лишь крупнейшие отечественные вузы, которых сегодня в стране 41. В том числе, два университета с особым статусом — МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет, девять научно-исследовательских, 10 федеральных, 20 опорных вузов.
ВГУЭС, как и большинство вузов России, ни в одну из этих категорий не входит. Поэтому, на мой взгляд, правильнее всего выстраивать рейтинги отдельно для ведущих российских университетов, имеющих статус федеральных, опорных, научно-исследовательских, и отдельно для остальных, по категориям: технические, классические, ведомственные, социально-экономические, к числу которых относится ВГУЭС. Это наше главное предложение в отношении первого национального рейтинга. А всего наш университет внес 27 замечаний и предложений по проекту национального рейтинга вузов "Три миссии университетов".
Что касается участия в иных рейтингах, то могу с гордостью сказать, что в 2017 году ВГУЭС вошел в 100 лучших вузов России в национальном рейтинге "Интерфакс". Заметьте, в стране у нас более чем 900 вузов! В рейтинге "Интерфакса" участвуют все известные столичные университеты, которые и держат пальму первенства. По итогам рейтинга-2017 ВГУЭС поднялся в трех из шести показателей. По интернационализации мы на 37 позиции (вместо 53). В номинации бренд – на 42 месте. В таком показателе, как социализация", ВГУЭС вошёл в сотню лучших российских университетов, мы на 99 месте (были на 130-м). Среди показателей этого параметра: средняя зарплата профессорско-преподавательского состава университета, социальная помощь студентам, возможность непрерывного образования, участие университета в разработке и реализации государственных программ социально-экономического развития.