Приморские вузы не попали в топ-20 национального рейтинга Три миссии университета

Высшие образовательные учреждения аргументировали причины своего поражения и назвали достижения
Образование
Фото: ИА PrimaMedia

14 июля 2017. Глава Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий сообщил 11 июля итоги первого национального рейтинга вузов РФ "Три миссии университетов", сообщает ИА PrimaMedia. Приморские университеты не попали в лучшую двадцатку российских вузов. По мнению руководящего состава высших образовательных учреждений, региональные вузы не должны оцениваться наравне с мега-университетами с миллиардным государственным финансированием. Правильнее всего выстраивать рейтинги отдельно для ведущих российских университетов, имеющих статус федеральных, опорных, научно-исследовательских, и отдельно для остальных, по категориям: технические, классические, ведомственные, социально-экономические.

Напомним, создание Московского международного рейтинга "Три миссии университета" инициировано в соответствии с поручением президента России Владимира Путина. Учредитель проекта – Российский союз ректоров. Оператор – Ассоциация составителей рейтингов (АСР), в число учредителей которой входят ведущие рейтинговые и исследовательские центры ("Эксперт РА", ВЦИОМ, "Репутация" и др.).

Преподавательское сообщество, студенты, ученые, работодатели, правительства испытывают проблемы из-за того, что наиболее популярные ныне рейтинги оценивают университеты довольно односторонне. От трети до половины учитываемых ими показателей приходится на репутационные оценки, а в семействе предметных рейтингов их доля иногда доходит до 80% и более. В то же время никак не учитываются ни реальное качество знаний выпускников, ни внедрение передовых методов обучения, ни особенности национальных педагогических и научных школ.

Московский международный рейтинг "Три миссии университета" оценивает все три классические ключевые миссии университетов. Первая из них – образовательная. Главная функция университетов во все времена оставалась неизменной – учить, давать студентам знания. Удивительно, но качество образования остается на периферии глобальных университетских рейтингов. Вторая – научные исследования, в отрыве от которых качественная подготовка специалистов сегодня невозможна. Казалось бы, эту сферу существующие рейтинги оценивают скрупулезно, но чрезмерный акцент при их составлении на данные избранных наукометрических систем часто приводит к серьезным искажениям. И, наконец, взаимосвязь университета и местных сообществ, приобретающая сейчас все большее значение как фактор гармоничного развития регионов, но находящаяся вне поля зрения составителей существующих рейтингов

Принципиальное отличие нового рейтинга – он основывается на единообразно измеряемых количественных показателях и исключает применение данных, построенных на основе репутационных опросов, что существенно повышает уровень его объективности.

Инициатива создания рейтинга уже обсуждена и поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии. Все эти университеты крайне заинтересованы в участии в нем. К работе над рейтингом привлечены ведущие международные специалисты, авторитетнейшие эксперты и организации.

Концепция методологии и отличительные особенности рейтинга

Рейтинг упорядочивает университеты, основываясь на ответе на рейтинговый вопрос: "Какой университет обеспечивает более гармоничное развитие студентов?" Под гармоничным развитием понимается развитие в соответствии с тремя основными миссиями университета: образование, наука, взаимодействие с обществом.

Принципы отбора критериев (факторов):

• Совокупность критериев рейтинга должна комплексно отражать все три направления (миссии).

• Национальная специфика. Гармоничность развития понимается не с точки зрения элитарности, близости к ведущим мировым центрам (экономики, культуры и прочим), а с точки зрения востребованности во всем мире, и прежде всего в регионах, где расположены университеты.

• Используются только объективные критерии (то есть обеспечивается наблюдаемость, верифицируемость и прозрачность результата). Как следствие, любой пользователь рейтинга должен не только получить оценку университета, но и иметь возможность самостоятельно ее интерпретировать.

• Число критериев должно быть минимальным при обеспечении качественного соблюдения первого принципа.

С момента официального объявления о запуске московского международного рейтинга вузов "Три миссии университета" 2 ноября 2016 года свои замечания и предложения по критериям и методике рейтинга в ассоциацию составителей рейтингов представили следующие примосркие вузы:

– Дальневосточный федеральный университет

– Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

– Дальрыбвтуз

– Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского

Вузы в рейтинге оценивались по 35 индикаторам, отражающим три основные миссии университета в современном мире: "образование", "наука", "университет и общество". Причем, в отличие от трех признанных сейчас глобальными мировых рейтингов университетов (THE, QS, ARWU), наибольший вес — порядка 40% — в новом международном рейтинге займет оценка образовательной миссии высших учебных заведений.

35 индикаторов объединены в пять групп, каждая из которых имеет определенный вес в итоговой оценке: "образование" (40%), "наука" (30%), "интернационализация", "устойчивость и потенциал развития", "дистанционное образование" — по 10%.

Результаты рейтингов будут учитываться в правительственной программе развития высшего образования в РФ "5-100". Международная версия рейтинга с указанием конкретных мест, подготовленная при участии 30 зарубежных экспертов, появится в открытом доступе в октябре.

Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева:

Чтобы войти в топ-20 российских вузов в национальном рейтинге, нужно быть мега-университетом с миллиардным государственным финансированием. Бороться за право возглавить рейтинг могут себе позволить лишь крупнейшие отечественные вузы, которых сегодня в стране 41. В том числе, два университета с особым статусом — МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет, девять научно-исследовательских, 10 федеральных, 20 опорных вузов.

ВГУЭС, как и большинство вузов России, ни в одну из этих категорий не входит. Поэтому, на мой взгляд, правильнее всего выстраивать рейтинги отдельно для ведущих российских университетов, имеющих статус федеральных, опорных, научно-исследовательских, и отдельно для остальных, по категориям: технические, классические, ведомственные, социально-экономические, к числу которых относится ВГУЭС. Это наше главное предложение в отношении первого национального рейтинга. А всего наш университет внес 27 замечаний и предложений по проекту национального рейтинга вузов "Три миссии университетов".

Что касается участия в иных рейтингах, то могу с гордостью сказать, что в 2017 году ВГУЭС вошел в 100 лучших вузов России в национальном рейтинге "Интерфакс". Заметьте, в стране у нас более чем 900 вузов! В рейтинге "Интерфакса" участвуют все известные столичные университеты, которые и держат пальму первенства. По итогам рейтинга-2017 ВГУЭС поднялся в трех из шести показателей. По интернационализации мы на 37 позиции (вместо 53). В номинации бренд – на 42 месте. В таком показателе, как социализация", ВГУЭС вошёл в сотню лучших российских университетов, мы на 99 месте (были на 130-м). Среди показателей этого параметра: средняя зарплата профессорско-преподавательского состава университета, социальная помощь студентам, возможность непрерывного образования, участие университета в разработке и реализации государственных программ социально-экономического развития.

18+
© 2005—2025