7 августа 2017. Принятый 26 июля депутатами Законодательного собрания края закон "Об охране атмосферного воздуха в Приморском крае" — законодательное подтверждение той твердой позиции, которую заняли губернатор, исполнительная власть, депутаты и общественность региона в вопросе защиты здоровья граждан и экологии, считает депутат ЗС ПК, руководитель фракции "Справедливая Россия" Алексей Козицкий. По оценке парламентария, высказанной в интервью ИА PrimaMedia, борьба за чистоту атмосферы в регионе и контроль над выполнением требований законодательства – особенно в "болевых точках" — должны вестись силами не только чиновников, но и неравнодушных граждан.
— Алексей Анатольевич, принятие регионального закона "Об охране атмосферного воздуха" — новость, безусловно, хорошая. Но вместе с тем это – и своего рода тревожный сигнал: не все в порядке с экологией региона…
— Закон об охране воздуха нужный, и не побоюсь этого слова, выстраданный. Та же прогремевшая на всю страну Находка, увы, не единственная точка на карте Приморья, где трудно дышать. Ранее ко мне в общественную приемную пришли активисты, которые живут в "Снеговой Пади". Этот район Владивостока очень страдает от выбросов мусоросжигательного спецзавода. И мы обратились в профильный комитет ЗСПК с тем, чтобы попытаться исправить ситуацию. Принятый закон, защищающий право на чистый воздух стал результатом больших совместных усилий людей, которым "не все равно".
Для решения проблемы с выбросами мусоросжигательного завода во Владивостоке самым очевидным видится вариант с установкой специального оборудования (фильтров), которое позволит улавливать дым и ограничивать выбросы. В развитие ситуации отмечу, что недавно администрация Приморья информировала, что до конца августа из Санкт-Петербурга будет поставлен первый комплект оборудования и расходных материалов для модернизации мусоросжигательного завода №1. Надеемся, что проблема начнет решаться на деле, а не только на словах.
— А почему именно жители "Снеговой Пади" проявили такую гражданскую активность?
— Если вы помните, этот пресловутый завод был построен еще в 70-е годы прошлого века, и тогда он довольно далеко отстоял от жилой застройки. А теперь там огромный жилой массив. Здесь в основном живут молодые семьи, как следствие — здесь много детей. Расположение жилмассива просто замечательное, совсем рядом лес. Естественно, хочется проводить досуг на природе. Но когда территория окутана желтым туманом, в воздухе ощущается химическое "амбре", естественно у людей возникли опасения за экологическую безопасность и здоровье.
— Но ведь некоторые специалисты всерьез утверждают, что содержание ядовитых веществ в этом "желтом тумане" якобы не превышает некоего "допустимого уровня"?
— Я думаю, эти специалисты никого ни в чем не убеждают. Все же понимают, что на спецзаводе сжигают отнюдь не только бумагу или же, например, отходы древесины. Горит пластик, полиэтилен, который и составляет сейчас львиную долю всех отходов города. И понятно, что без выделения в атмосферу страшных ядов здесь не обходится. И эти яды просачиваются в квартиры, детские комнаты. Все это понимают.
— Но принятый краевыми депутатами закон поможет обуздать эти нарушения?
— Одна из самых важных, я считаю, позиций, теперь закрепленных законодательно,— это право региональных властей самим устанавливать параметры оценки качества атмосферного воздуха. И я уверен, что отвратительный запах – наряду с превышением ПДК вредных веществ, задымлением и другими параметрами — тоже может и должен стать поводом для административного реагирования. Принятый нами закон предусматривает и принятие государственной программы в области охраны атмосферного воздуха, значит, бюджет сможет выделить средства на мониторинг и соответствующие мероприятия.
— А что насчет общественного контроля? Имеет ли новый краевой закон такие механизмы?
— Конечно же, документ прямо предусматривает общественный контроль за состоянием атмосферного воздуха у нас в крае. Смогут участвовать как общественные объединения, так и отдельные неравнодушные граждане. И очень важно, что результаты такого народного контроля подлежат обязательному рассмотрению в госорганах.
Санкции к нарушителям закона, подчеркну, очень существенные, и возможности по их применению у властей – широкие, и не ограничены только штрафами. Например, можно ограничить автомобильного движения на загрязненных территориях, чтобы не усугублять и без того сложную обстановку выхлопными газами. Можно ввести лимит на использование нефтепродуктов и других видов топлива. Власти могут подавать иски в суд о возмещении вреда окружающей среде, а также с требованиями об ограничении, приостановлении или прекращении вообще хозяйственной деятельности.
— Еще до принятия этого закона в Находке начала действовать программа по снижению вредного воздействия на жителей и экологию городского округа со стороны промзоны в порту. Вы следите за ходом этой программы?
— И как депутат, и как житель Приморья – конечно же, слежу. Тем более что контроль за выполнением инициированной губернатором края программы нужен жесткий и всесторонний. Мы же понимаем, что стивидорный бизнес идет на значительные расходы не просто по "доброте душевной" – в такие условия его ставит твердая позиция губернатора, исполнительной власти, депутатов, общественности. И принятый закон "Об охране атмосферного воздуха" — законодательное подтверждение этой позиции
В плане контроля, я считаю, наиболее сейчас важное дело – установка датчиков, которые круглосуточно отслеживают загрязнение воздуха в городе. Уже сейчас любой пользователь Интернета, находясь в любой точке мира, может зайти на сайт администрации Находки и увидеть реальную картину уровня загрязненности воздуха угольной пылью. Для решения проблемы с выбросами мусоросжигательного завода во Владивостоке самым очевидным видится вариант с установкой специального оборудования (фильтров), которое позволит улавливать дым и ограничивать выбросы.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Закон об охране атмосферного воздуха принят в Приморье
Алексей Козицкий: Спецзавод №1 во Владивостоке тянет с установкой фильтров для газоочистки