Дальний Восток оставят без строителей: как санкции в отношении КНДР скажутся на регионе

Эксперты рассказали, кем заменят 14 тысяч рабочих и кто пострадает в этой ситуации в первую очередь
Строительство
Фото: сайт https://pixabay.com

10 августа 2017. В конце прошлой недели Совбез ООН принял санкции в отношении Северной Кореи. Согласно документу странам теперь запрещено принимать к себе рабочих из КНДР. Меж тем на Дальнем Востоке трудятся почти 14 тысяч выходцев из этой страны – по большей части они заняты в строительной отрасли. Скажутся ли санкции на экономике региона, кем заменят рабочих и кто пострадает в этой ситуации в первую очередь – в материале "ФедералПресс".

"Пострадают сами дальневосточники"

Если в Центральной России трудом, не требующим высокой квалификации, занимаются выходцы из Узбекистана и Таджикистана, то на Дальнем Востоке это традиционно китайцы и северокорейцы. Всего в России зарегистрировано около 31 тысячи рабочих из КНДР, и 14 тысяч из них – именно на Дальнем Востоке.

Северокорейцы здесь, в основном, занимаются строительством, трудятся в лесной и рыбной промышленностях, занимаются сельским хозяйством. Дальневосточники же, задумав ремонт в офисе или в квартире, чаще всего прибегают к помощи работяг из КНДР – как правило, это дешево, быстро и качественно.

Однако сейчас северокорейские рабочие могут исчезнуть с территории всей России. В конце прошлой недели Совет безопасности ООН принял санкции в отношении КНДР – теперь трудовых мигрантов из этой страны принимать запрещено. Ограничениями ООН пытается вынудить Северную Корею свернуть ядерные программы и присоединиться к конвенции по запрету на химическое оружие.

По мнению руководителя института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктора экономических наук Александра Латкина, от санкций экономика Дальнего Востока не пострадает, а вот сами дальневосточники – вполне.

"Ограничения минимально отразятся на экономике макрорегиона. Стоит понимать, что по большей части северокорейцы трудятся здесь нелегально, поэтому налоговые отчисления в бюджет – минимальны. В том же Приморском крае рабочие из КНДР заняты в основном частным ремонтом. И поэтому санкции отразятся, в первую очередь, на конъюнктуре цен именно этого рынка. Сейчас многие дальневосточники предпочитают заказывать ремонт у корейцев – они работают по 14 часов в сутки, делают все быстро и недорого. Русские или узбекские рабочие этим похвастаться не могут. Однако цены на свои услуги наверняка поднимут", – заявил Александр Латкин.

Экономист отмечает, что крупным рыбопромышленным компаниям также придется несладко: у них почти вся низкоквалифицированная рабочая сила – из Северной Кореи.

"Компаниям придется перестраиваться, и перестраиваться быстро: терять рабочую силу никому не выгодно – от этого страдает сам бизнес. Думаю, что они будут запрашивать дополнительные разрешения на работу для китайцев", – предполагает эксперт.

"Компенсировать не получится"

Однако ведущий научный сотрудник института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидат экономических наук Светлана Мищук отмечает: поток мигрантов из Китая в последние пять лет существенно снизился.

"Сложно будет заменить рабочих из КНДР мигрантами из Китая. Их поток снижается, и связано это с тем, что экономика Китая в последние пять лет выровнялась. Так что китайцев вполне устраивают условия работы у себя на родине. На федеральном уровне, я думаю, сейчас озаботятся дополнительным квотированием рабочих мест для китайцев. В любом случае государство должно думать о решении проблем для работодателей. Но вместе с тем им предложат искать замену на региональных уровнях", – говорит Светлана Мищук.

Удивление у эксперта вызывает тот факт, что санкции приняты на фоне громких разговоров о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке: без рабочей силы весьма проблематично что-то развивать, а уж тем более кого-то опережать.

"Запрет на въезд для рабочих из Северной Кореи, на мой взгляд, все же негативно скажется на экономике Дальнего Востока. Русское население пока продолжает уезжать из региона, а запрос на рабочую силу растет: проектов-то реализуется немало. Найдем ли замену? Найдем, конечно, но на это понадобится время. Китайские инвесторы, занятые в ТОРах, будут привлекать своих рабочих. А в остальных случаях замена будет очевидной – скорее всего, начнут больше нанимать рабочих из средней Азии: Узбекистана и Таджикистана", – рассказала Светлана Мищук.

Кстати, в этом экономист видит дополнительную проблему – проблему национальной безопасности.

"Стоит отметить, что санкции носят весьма сомнительный характер. Мигранты из Северной Кореи не представляют никакой террористической угрозы в отличие от выходцев из Средней Азии. С Восточной Азией мы работаем давно, и проблем никогда не возникало", – говорит эксперт.

По мнению Светланы Мищук, вопрос с низкоквалифицированной рабочей силой пора решать уже давно – для этого надо кардинально изменить взгляд на управление территорией и перестать жить по старым шаблонам.

"Пора уже начинать использовать новые современные технологии в том же строительстве, рабочую силу компенсировать техникой – во многих развитых странах именно так решена проблема. Мы, в конце концов, живем в XXI веке", – считает экономист.

"Эти санкции выгодны не нам"

Председатель думы Надеждинского района Приморского края, председатель ассоциации корейских организаций в Приморье Валентин Пак не особо верит в то, что санкции будут работать.

"Вряд ли Россия действительно пойдет на ухудшение отношений с КНДР. Мы с ними в одной лодке, что касается противостояния с США. Санкции выгодны не нам, а Америке. Мы много лет работаем с КНДР – не думаю, что мы на самом деле перестанем пускать сюда трудовых мигрантов. Если же это произойдет, то это аукнется на экономике некоторых дальневосточных регионов. На Дальнем Востоке 14 тысяч рабочих из КНДР, из них только в Приморье – 7 тысяч!" – заявил Валентин Пак.

Пак подчеркивает: северокорейских рабочих заменить будет весьма не просто. Как и предыдущие эксперты, он отмечает, что поток мигрантов из Китая снизился, а уроженцы Средней Азии не имеют достаточных квалификации и опыта, чтобы с тем же успехом трудиться на стройках.

"Работяги из КНДР давно зарекомендовали себя хорошо: они работают быстро и качественно. Дело в менталитете – они трудятся по 14–16 часов в сутки, чтобы прокормить свое государство, свои семьи, оставшиеся там. Узбеки и таджики чаще всего работают на себя, у них нет такой мотивации", – поясняет Валентин Пак.

Генеральный директор ООО "Технострой-М" Михаил Калашников, работающий с подрядчиками из Северной Кореи, убежден: бизнес найдет замену рабочим из КНДР. Потому что иного выхода все равно нет.

"С какой скоростью это произойдет, будет зависеть от расторопности самих предпринимателей. Но, думаю, довольно быстро – никто не захочет терпеть убытки. У нас есть рабочие из Китая и из Вьетнама: с ними нам тоже привычно работать. Северокорейских мигрантов действительно много, но рынок тормознется ненадолго", – считает бизнесмен.

Однако Михаил Калашников озвучил "ФедералПресс" проблему, с которой в обозримом будущем могут столкнуться все дальневосточники – подорожание стоимости квадратного метра жилья в регионе.

"Здесь же все взаимосвязано. Рабочие из КНДР трудятся на стройках, и на сегодняшний день их рабочая сила – самая дешевая. Разумеется, предприниматели, строительные компании начнут работать с вьетнамскими и китайскими рабочими, а они берут за свой труд ощутимо больше. Растут затраты на строительство – соответственно вырастет и стоимость квадратного метра жилья. Вот это, на мой взгляд, самый ощутимый ущерб от санкций", – отмечает Михаил Калашников.

Собственно говоря, по такой же логике стоит ожидать повышения цен на рыбную продукцию, поскольку в этой отрасли также трудится немало трудовых мигрантов из КНДР…

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Пхеньян полностью отверг резолюцию Совбеза ООН

Госдеп приказал американцам покинуть КНДР до 1 сентября

Смотрите полную версию на сайте >>>