25 сентября 2017. Во Владивостоке в тестовом режиме открыта первая за долгое время морская транспортная линия Подножье – 36-й причал, связавшая остров Русский с материковой частью столицы Приморья. Как и планировали инициаторы маршрута, первый рейс был выполнен в субботу, 23 сентября, и перевез в город 20 пассажиров.
Как сообщил ИА PrimaMedia организатор паромной переправы, владелец 40-местного катера Федор, о морском маршруте с острова люди отзываются очень позитивно.
"Пассажиры довольны, я бы даже сказал — в восторге. Правда, про нас еще мало кто знает, свободных мест в катере много. В первый рейс отвезли в город 20 человек. В понедельник сделали рейс на 9 утра, было 11 пассажиров. Вечером повезем их обратно на Русский. Люди на нас рассчитывают. Мы решили так, что если есть желающие воспользоваться нашими услугами и поехать с острова, то и обратно мы их тоже должны отвезти. Понятно, что эту неделю придется работать себе в убыток, но надеемся, что про нас узнает больше людей, и будем ходить постоянно", — отметил Федор.
Планируется, что с выходом на полную мощность 40-местный катер будет ходить между островом Русский и материком пять раз в день. Цена билета – 100 рублей. Устроители переправы заверяют, что все требования безопасности на борту морского трамвая соблюдены – необходимое количество спасательных жилетов в наличии. Время в пути – 40 минут.
Житель острова Русский, блогер Денис Ясинков убежден, что необходимость возобновления морских перевозок назрела уже давно. Во-первых, расстояние от Подножья и прилегающих территорий до материка почти 50 км, и основная часть дорожного полотна — это грунтовое покрытие. Во-вторых, едва ли не каждый месяц на трассе происходят ДТП с автобусами, техника не выдерживает больших нагрузок.
— Я разговаривал с директором ВПОПАТ, он сетовал на то, что покрышки на автобусах, которые курсируют по маршруту Подножье – Владивосток, приходится менять очень часто. Хотя такая ситуация неудивительна, потому что на личной машине приходится менять колеса каждый сезон, а автобусники каждый день ездят в таких условиях. По моему мнению, здесь вопрос не в скорости передвижения с острова на материковую часть, а в комфорте передвижения для жителей. Для Подножья восстановление морского сообщения как манна небесная, — рассказал Денис Ясинков.
По словам блогера, активная часть жителей Подножья уже на протяжении долгого времени пытается восстановить морское сообщение от населенного пункта к материку. Активистам удалось донести проблему до Юрия Трутнева, полпред перенаправил запрос в департамент транспорта Приморского края.
В администрации Приморья Денису Ясинкову сообщили, что возобновлению рейсов на отдаленные от асфальтированной дороги участки Русского мешает множество причин, в том числе экономических.
"Причина текущего состояния дел – убыточность пассажирских перевозок (отсутствие широкого платежеспособного спроса на перевозки), техническая отсталость судов, высокая стоимость строительства и эксплуатации пассажирских судов, отсутствие средств на приобретение современного флота. Строительство причалов, флота и всей необходимой инфраструктуры требует существенных финансовых вложений. Кроме этого, судовладельцы отмечают проблемы с судоремонтом и квалифицированными кадрами плавсостава. На сегодняшний день в регионе практически невозможно осуществить качественный ремонт по доступным ценам, в том числе из-за нехватки доков", — говорится в ответе департамента.
В мэрии в свою очередь в ответ на запрос Дениса Ясинкова заявили, что готовы оказать поддержку предприятиям-перевозчикам. С этой целью создана рабочая группа, которая займется составлением "дорожной карты" и разработкой актуальных путей и маршрутов для внутригородского морского сообщения.
В администрации Владивостока пояснили, что пассажирский пирс у Подножья не является муниципальной собственностью и находится в неудовлетворительном техническом состоянии, и администрация Владивостока не имеет полномочий осуществлять текущий ремонт и содержание.
"В настоящее время между островом Русским и Владивостоком организовано девять автобусных маршрутов, на которые ежедневно выходят 50 автобусов. По предварительным расчетам, организация двух ежедневных рейсов парома по маршруту "Владивосток – остров Русский (п. Подножье) обойдется бюджету Владивостока порядка 60 млн рублей в год", — говорится в ответе мэрии Владивостока.
Сегодня в городской казне на эти цели денег пока нет.
По словам Федора, плохое техническое состояние пирсов у Подножья не пугает инициаторов к возрождению катерных перевозок. Опять же, в будущем, если морское сообщение "зайдет" в народ и получит отклик от местных властей, то заинтересованные люди могут взять пирсы под охрану и своими силами выполнять там восстановительные работы.