17 октября 2017. Провокацией бизнесменов запомнятся публичные слушания изменений в Генплан Владивостокского городского округа, прошедшие 16 октября в мэрии. Группа горожан, защищающая интересы предпринимателей и выступающая за динамичное развитие приморской столицы, предложила расширить список основных видов разрешенного использования зон и провести дополнительные слушания. Предложение одобрили большинством голосов. По словам главы института территориального планирования "Град" Ирины Стуканевой, владивостокцы сами проголосовали за то, чтобы с ними не советовались, где размещать магазины, рестораны и спортплощадки. В случае, если инициатива пройдет рабочую группу, утверждение Генплана затянется, а горожане потеряют механизм регулирования коммерческой застройки, сообщает ИА PrimaMedia.
На момент начала слушаний — 10.00 — зарегистрировавшихся участников было немногим более 70-ти, но постепенно заинтересованные в главном градостроительном документе горожане подтянулись. Число участников при принятии результатов слушаний составляло 117 человек.
Большая часть мероприятия, посвященного Первомайскому району, прошла спокойно и уже привычно: после недолгого доклада сотрудников омского ИТП "Град" о ПЗЗ слушателям предоставили возможность высказать замечания и предложения. Как и на слушания по островам, среди собравшихся было немало предпринимателей и инвесторов, жаждущих получить легкое решение своих проблем, связанных с землепользованием, или же как-то облегчить их реализацию.
Актовый зал администрации Владивостока. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Были, конечно, и те, кто думал об общем благе и просил, например, сохранить лес на Змеинке и опушку рядом с Сочинской, предусмотреть зонированием реконструкцию неудобной транспортной развязки с Золотого моста, а также установить зону рекреации вокруг реки Объяснения.
Но некоторые занимались лоббированием своих интересов. Так, в результате всеобщего возмущения, усталости и пула юридических замечаний по тексту градостроительного регламента граждане проголосовали себе же в ущерб: чтобы "градовцы" провели дополнительные публичные слушания и внесли коммерческие объекты в список основных видов разрешенного использования зон. В случае, если инициатива будет одобрена рабочей комиссией, принятие документа затянется, а горожане потеряют механизм регулирования коммерческой застройки.
Началось обсуждение этого вопроса с выступления бизнесвумен Светланы С. о видах разрешенного использования зон.
— У меня такой вопрос, и думаю, не у меня одной. Я бы хотела услышать о том, что у нас существует градостроительный регламент, в котором очень много не прописано действующего бизнеса. В последующем мы не можем воспользоваться правом... Вот конкретно зона Ж4, участок, у меня есть разрешение на строительство. Я уже строю, назначение — спортивные объекты и сооружения для спорта и развития. Но я не смогу выкупить землю, потому что не будет этого назначения, — не скрывая, заявила она о планах на участок. Она также обратила внимание на то, что в основных разрешенных видах использования зон нет и других объектов. — Нет магазинов, нет общественного питания. Можно пояснить всем, что означает это?
Бизнес-леди, первой высказавшаяся за расширения списка основных видов разрешенного использования земель. Фото: ИА PrimaMedia
Возразить предпринимателю попыталась главный разработчик изменений в правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа Екатерина Чурсина.
— При подготовке изменений в ПЗЗ нами был выбран подход, согласно которому во всех жилых зонах — Ж1, Ж2, Ж3 и Ж4 — в перечень основных видов разрешенного использования включена только возможность размещения жилых домов и объектов образования. Все коммерческие объекты, как то: магазины, общественное питание и различные торговые отдельно стоящие объекты общественно-делового назначения (именно те, которые отдельно стоят, а не встроены в первые этажи жилых домов), в проекте мы предлагаем перенести в условно-разрешенные виды использования.
Что это означает: если лицо на принадлежащем ему земельном участке хочет построить коммерческий объект, то оно обращается с заявкой о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид. Принимается решение о проведении публичных слушаний с собственниками соседних земельных участков. На основании и с учетом результатов этих слушаний лицу либо предоставляют разрешение на строительство, либо отказывают в нем.
Другими словами, коммерческие объекты мы предлагаем сделать одним из основных видов разрешенного использования в общественно-деловых зонах. В жилых зонах для дополнительного контроля, для обсуждения этих вопросов с общественностью коммерческие объекты перенесены в условно-разрешенные виды. Ответ на ваш вопрос — для чего это сделано — дополнительный инструмент регулирования, — завершила пояснение разработчик.
— То есть, получается, — помедлила предприниматель, — что я построила, пошла выкупать землю в департамент земельных и имущественных отношений, а мне скажут "у вас нет основного вида разрешенного использования"? Это как? Я его построила, а мне говорят "мы не хотим здесь теннисный корт"? И куда мне девать его тогда? Как я могу землю приобрести в собственность потом?
— На основании того объекта, который вы построили, — ответила Чурсина.
— Но его нет! — возразила женщина.
В спор вступила главный архитектор "Града" Ирина Стуканева.
— Этот инструмент продуман специально. Только что перед вами выступали местные жители. Они не хотят, чтобы загораживали вид панорамный на сопку, а появляется торговый объект. Чтобы регулировать застройку, придуман еще один инструмент, еще одни публичные слушания. Если все жители в округе довольны тем, что появляется спортивная площадка, или рады тому, что появляется торговый комплекс площадью 5 тысяч кв. метров, то тогда и получается это решаемо.
А если мы оставим такой широкий спектр (основных видов разрешенного использования зон — прим.ред.), значит мы согласовываем сейчас и все соглашаемся с тем, что сегодня здесь стоят жилые дома и есть какое-то пространство, а завтра проснемся и увидим ограждение и отдельно стоящий строящийся торговый комплекс.
А торговый комплекс — это всегда парковки, это люди, которые туда приходят. Поэтому это все нужно контролировать, — пояснила Стуканева. — Только на это направлено.
Ирина Стуканева отвечала на многие вопросы сама. Фото: ИА PrimaMedia
— Ну, а как я посмотрю, это интересы больших торговых комплексов, — начала новый виток спора владелица спортивного недостроя. — У многих из нас маленькие магазины, шиномонтажечки там, что угодно. И мы не сможем продлить договор аренды, потому что не существует такого вида. Останутся торговые центры, под которыми земля уже в собственности. У многих аренда закончилась, мы ждем, когда изменения будут внесены. Но мы не сможем продлить договора. А ведь рабочих мест много. Маленький магазин и маленький бизнес дает больше рабочих мест, чем большой. Поэтому я думаю, что стоит внести на голосование предложение добавить в основные виды разрешенного использования магазины, общественное питание... — начала перечислять она.
— Стоянки! — кто-то подал голос из зала.
— Да, стоянки, — продолжила женщина. — Потом спортивные объекты без трибун для зрителей, потому что эти же спортивные площадки потом понадобятся. Я думаю, что я права, давайте проголосуем.
Почти начавшееся голосование прервал человек из очереди:
— Дайте по этому вопросу досказать! Селифанов Сергей Степанович, юридическая компания "Твоя земля". Значит вот смотрите, ПЗЗ в текстовой их части выложены в интернет (это около 300 листов). Я тут бегло ознакомился. Вот конкретно зона Ж4, многоэтажной жилой застройки. Там основных вида разрешенного использования только четыре и, по сути, можно лишь только под многоквартирные жилые дома брать участок, остальное все в условно-разрешенных.
Если перейти на практику оформления земли, дело будет выглядеть так: например, резидент Свободного порта обращается за предоставлением земельного участка в департамент для строительства гостиницы (это предусмотрено в условно-разрешенных Ж4). Департамент предварительно участок согласовывает, участок ставится на кадастровый учет резидентом за свои собственные деньги, и весь проект тоже — изыскательные работы и прочее-прочее. Затем он выходит на публичные слушания, и может получиться так, что придут на них люди от конкурента, которые проголосуют против строительства объекта. Что происходит с участком: участок пять лет стоит на учете, он заморожен, либо его департамент снимет с учета — дай бог. Но инвестор потерял деньги, тема закрыта. Все, город не строится, — вывел глобальный итог юрист.
Юрист Сергей Селифанов, указавший на юридические "подводные" камни поправок в Генплан. Фото: ИА PrimaMedia
Селифанов привел еще несколько красочных примеров, в которых проекты бизнесменов из-за несоответствия разрешенных видов "замораживаются". "И это я смотрю всего один пункт, обратите внимание. А там 317 листов", — многозначительно уточнил он.
— Это убийственно для малого предпринимательства, — подытожил Сергей Селифанов, и сразу же послышались возмущенные голоса предпринимателей. — С текстовой частью я вообще не согласен. То есть если сейчас у нас в действующих ПЗЗ 22 основных вида разрешенного использования, а условно-разрешенных семь, то в тех ПЗЗ, которые вы предлагаете, у нас в основных вида четыре (из них реально — многоквартирные жилые дома, остальное так, бред). Жилые дома, школы и детские сады, объекты коммунального обслуживания. То есть, купив участок за 15 млн рублей в Ж4 я могу влепить на нем лишь сам дом, что не факт — пятно застройки может и не позволить, либо школу, и это тоже не факт. Мнение жильцов, конечно, важно, но наша задача — город красивый удобный построить. К тому же на месте жильцов не всегда оказываются жильцы, — прозвучало как намек на то, что омичи не знают, что нужно владивостокцам.
Юрист добавил, что для проведения слушаний выбрано неудобное время: "Днем на слушания приходят только те, кто в силу своей работы может, или те, кому нечем заняться". Председатель слушаний Сабрина Соболева напомнила, что предпринимательница хотела вынести на голосование вопрос об изменении основных видов разрешенного использования, как в зале поднялся мужчина, пожелавший не представляться и предложил вообще голосовать за приведение "нового Генплана в соответствие с действующим".
— Нужно не чтобы они поисключали, потому что им так хотелось или казалось, что так правильнее, а чтобы нам было понятно, как мы живем. С учетом старых ПЗЗ, — произнес он.
— Уважаемые участники публичных слушаний, поднимаем карточки вверх, кто "за", кто "против", кто "воздержался", — объявила Соболева. — Большинство "за", воздержавшихся пятеро, один против.
На какое-то время накал эмоций спал, участники продолжали высказывать пожелания по изменениям в ПЗЗ, руководствуясь личными и бизнес-интересами. Однако следующее предложение к теме слушаний не относилось вообще и было, мягко говоря, странным:
— Добрый день, меня зовут Тарас Коваленко. Я хочу поставить вопрос на голосование. В связи с огромным количеством замечаний в Генплане города Владивостока просьба отправить его на доработку. Прошу на голосование.
— Это естественно — Генплан после публичных слушаний всегда дорабатывается в полном объеме, и только тогда материал утверждается. Для того и проводятся слушания, я не понимаю вашего вопроса, — медленно произнес Максим Ефанов.
— Тем не менее такое вот существует предложение, — тем же боевым тоном ответил Коваленко.
— Вы не понимаете, я еще раз объясняю: по результатам сегодняшних публичных слушаний Генплан будет отправлен на доработку.
— Если мы вообще сегодня приступим к генеральному плану, — добавила Стуканева, напомнив, что уже четыре часа идет обсуждение лишь ПЗЗ.
— Дело в чем, мы здесь предлагаем предложения, потом это рассматривается на комиссии, отклоняется и потом утверждается то, что мы обсуждаем в таком вот виде, в котором нам сейчас оно представлено, — пояснил Коваленко в лучших традициях известного украинского боксера-политика. Впрочем, люди интуитивно поняли его возмущение.
Кое у кого сохранялась критичность мышления.
— Так зачем вы тогда сюда пришли, если считаете это бесполезным? — вопрос из зала.
— Просьба поставить на голосование, — категорично продолжил Коваленко, игнорируя вопрос.
— Мы обсуждали только ПЗЗ, к Генплану даже еще не приступали, — повторил Ефанов, на что Коваленко сказал: "Но тут и так видно, что правила землепользования отстают, хромают и не шагают вместе с потребителем".
За четыре часа обсуждений многие слушатели устали, в адрес организаторов сыпались предложения-укоры, архитекторов продолжали засыпать вопросами, в итоге за "вопрос" Тараса Коваленко проголосовало большинство. После очередного выступления слушателя ПЗЗ Ирина Стуканева произнесла мини-речь:
— С 2004 года в городе действует Градостроительный кодекс, и когда мы определяли функциональное зонирование, мы руководствовались утвержденным, принятым вами, действующим до сегодняшнего дня генеральным планом. Мы не пришли здесь все сломать до основания и что-то новое водрузить. Есть действующий документ, который с вами согласован и с федеральными органами. Есть действующие правила землепользования. Идет процедура разработки проекта, работают застройщики, проектировщики, пришли инвесторы. Работает федеральная программа. Все это и было основанием для принятия решений.
Я прошу уже сейчас начать обсуждать генеральный план, потому что я согласна с теми, кто говорит, что начинать нужно от общего и переходить к частным вопросам. Но так сложилось во Владивостоке. Мне казалось, что это город с высокой государственной ответственностью, но идет полная какая-то мешанина, — отметила Стуканева, вероятно, имея в виду порядок слушаний по ПЗЗ и ГП. — Вы мне говорите: "Нет, давайте оттянем, давайте еще через полгода проведем публичные слушания". Кому на руку работает такая программа? Мы и так работаем круглосуточно, мы и так уже работаем здесь год, не вылезая из Владивостока. Мы приехали на публичные слушания в составе 11 человек из далекого города, оставили свои семьи. Почему? Потому что мы хотим оперативно отработать, услышать все, что вы здесь говорите, и все это учесть. Не потом из протоколов, а сразу обсудить.
Поэтому давайте уже закончим и перейдем к Генеральному плану, который рассматривает более крупные вопросы — где будут объекты социального обеспечения, где будут федеральные трассы, что государство запланировало для Владивостока. Вам интересны интересы государства вообще? Почему вот это все происходит? Действовать нужно оперативно, если мы хотим менять ситуацию. Проводя еще слушания, откладывая еще и еще, мы потеряем время, мы потеряем те объекты, которые должный прийти в город
Вы сегодня большинством голосов проголосовали за то, чтобы с вами не советовались, где разместить магазин.
Чтобы вас не спрашивали, где разместить спортивную площадку, а где ресторан. Чтобы все можно было динамично размещать и город развивать.
После перерыва зал заметно опустел, на слушания изменений собственно в ГП осталась третья часть изначально собравшихся. Фото: ИА PrimaMedia
С горем пополам проект правил землепользования и застройки с озвученными предложениями и замечания был принят большинством. Обсуждение изменений в Генплан заняло еще около двух часов.
Напомним, на этой неделе в администрации Владивостока (Океанский проспект, 20) проходят публичные слушания изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа. На каждый день расписание одно: с 10.00 до 12.00 в актовом зале слушают ПЗЗ, с 12.00 до 14.00 — Генплан.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Скрытая угроза, или почему нельзя принимать Генплан Владивостока без учтенных лесов