Учителя началки во Владивостоке работают в две смены и ведут два класса одновременно

Профсоюз работников образования Владивостока провел мониторинг в 18-ти городских школах

25 октября 2017. Горком профсоюза работников образования Владивостока бьет тревогу: учителя начальных классов уходят из школ, а те, что остаются, взваливают на себя непосильную ношу и ведут два класса одновременно, в первую и во вторую смену. Педагоги идут на это, чтобы хоть что-то заработать, и чтобы было кому учить детей, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе профсоюзов Приморского края.

Еще недавно такая ситуация была характерна больше для школ в районах края, где нехватка кадров наблюдается уже давно. Сегодня проблема актуальна и для приморской столицы. Профсоюз работников образования Владивостока промониторил 18 городских школ и выяснил, что 46 учителей младших классов сегодня работают в две смены. Если переложить эту пропорцию на город в целом, то таких педагогов наберется около 200.

И это несмотря на то, что государством установлена сокращённая продолжительность рабочей недели для педагогов – не более 36 часов. Это обусловлено высокой нагрузкой на зрение, голосовой аппарат, эмоциональными затратами. Учителям элементарно требуется время, чтобы восстановиться, и на следующий день в нормальном самочувствии прийти в класс.

"Если учитель берёт 2 класса, значит, только 36 часов он стоит у доски. Добавим проверку тетрадей, — а у учителей начальных классов она ежедневная, — это еще, как минимум, 2 часа. А также ежедневную подготовку уроков, необходимость ведения определённой документации, общение с родителями и детьми, проведение классных мероприятий, родительских собраний... При самых приблизительных подсчетах рабочая неделя такого учителя составляет более 50 часов. И за всё это он получит в среднем 30 тысяч рублей. Вы всё ещё удивляетесь, почему в школах не хватает педагогов?" — говорит лидер городского профсоюза работников образования Людмила Карамова.

Учитель начальных классов владивостокской школы №60 Анна Кирпичникова ведет сразу два класса — второй и третий. Это 52 ученика. Ее день начинается в полшестого утра и заканчивается поздно ночью. После того как педагог отстоит у доски две смены подряд, дома начинается третья смена: проверить 46 тетрадок у одного класса, 58 — у другого. Если дети писали контрольные работы — прибавляются еще 52 тетради. Добавим к этому ежедневное заполнение двух журналов — обычного и электронного, планы воспитательной работы, классные часы, работу с родителями. В результате вместо положенных на ставку 18 часов в неделю она работает около 50 часов.

"Такой жуткий график сильно выматывает, но что делать — на зарплату за одну ставку — 17 тысяч рублей — сегодня не проживешь. Дочь, насмотревшись на то, как живут учителя, по моим стопам не пошла, хотя хотела. Работает преподавателем в одном из владивостокских вузов и параллельно пишет диссертацию — там и зарплата выше, и за научную деятельность доплачивают. Я, кстати, также являюсь автором научной разработки — программы по краеведению в начальной школе, но не получила за это ни копейки. Конечно, мною двигало не желание заработать — стремление дать своим ученикам самое лучшее, — но, согласитесь, это не справедливо", — говорит Анна Кирпичникова.

Она обеспокоена тем, что если ситуация не изменится, то вскоре в школах не останется учителей: старые кадры еще движимы энтузиазмом, а молодежь на такие условия не заманишь.

"В этом году к нам в школу пришло пополнение: два учителя начальных классов. Получив первую зарплату, они были в шоке. Несмотря на то, что им начнут доплачивать, как молодым педагогам, эти деньги проблему не решат. Чтобы хоть что-то заработать, им придется брать дополнительную нагрузку. Надолго ли их хватит? Не уверена", — продолжает Анна Кирпичникова.

Действительно, работающая во Владивостоке муниципальная программа по привлечению молодых специалистов в школы города проблемы кардинально не решает, несмотря на то, что предлагает неплохие доплаты: подъемные в размере пяти должностных окладов и ежемесячную надбавку к ставке 150% в течение трех лет. Но такую поддержку получают не все категории молодых педагогов, а те, кому повезло, уходят из школы, как только она заканчивается. Зарплата без надбавок молодежь не устраивает, а работа на две ставки не оставляет времени на личную жизнь.

Правительство ставит перед учителями всё новые задачи. Одна из главных – повышение качества образования. А как при такой нагрузке его дать, никого не волнует. Так же как не волнует заработная плата учителей — вот уже на протяжении 4 лет её не повышают.

Если верить официальной статистике, то у работников образования Приморья целевые показания "майских указов" президента по заработной плате достигнуты: учитель в среднем получает 43 252 рубля, воспитатель детского сада — 31 729 рублей, педагог дополнительного образования — 38 257 рублей, мастер производственного обучения в среднем профессиональном образовании — 39 449 рублей. Но на самом деле, это не реальная, а начисленная заработная плата, которая включает налоги. И не на одну ставку, а на две.

"Решить проблему нехватки педагогических кадров можно только при помощи целенаправленной политики: выплачивать учителям среднюю заработную плату по экономике региона на одну ставку, заложить в бюджете 2018 года индексацию их заработной платы и выделять достаточный объём средств на переподготовку педагогов", — считает Людмила Карамова.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость