"У рыбаков еще есть время": семь серьезных тезисов президента АРПП Георгия Мартынова

Руководитель региональной "рыбной" ассоциации – о том, что необходимо менять в законах и умах в преддверии знакового для отрасли 2018 года
Георгий Мартынов, президент АРПП
Фото: ИА PrimaMedia

15 ноября 2017. Редакция агентства предлагает вниманию читателя текст доклада, с которым президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) Георгий Мартынов выступил на пленарном заседании XII Международного конгресса рыбаков (Владивосток, 5 октября 2017 года). Текст публикуется с незначительными правками и сокращениями.

— В своем выступлении я хотел бы остановиться на некоторых новациях в области рыбной отрасли, которые, по мнению авторов, должны позволить обновить рыбопромысловый флот и увеличить объем российского вылова — за счет освоения перспективных объектов промысла и ресурсов Мирового океана.

Первое, на что я бы хотел обратить ваше внимание — это новации, которые, благодаря стараниям рыбацкой общественности, прочно и, надеюсь, навсегда вошли в повседневную практику нашей работы. Я имею в виду участие рыбаков и их ассоциаций практически во всех рабочих органах по развитию рыбохозяйственного комплекса — от регионального до федерального уровня. Необходимо подчеркнуть, что большинство предложений рыбаков находят отражение в поручениях президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации. Участие общественных объединений рыбаков в формировании государственной политики в области рыболовства стало главным нововведением за последние годы, и это приобрело уже традиционный характер.

Следующий блок — это новации в законодательстве. В первую очередь это касается изменений, внесенных в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Здесь хотелось бы упомянуть годами выстраданную проблему по восстановлению единого промыслового пространства на всей акватории 200-мильной экономической зоны Российской Федерации. Формирование единых промышленных морских квот, которые можно будет осваивать как в территориальном море, так и в исключительной экономической зоне. А также — увеличение срока действия договоров о закреплении долей квот до 15 лет. Новацией закона стали и принципы порядка распределения долей квот. Введен новый вид квот, которые получили название "инвестиционные".

И если первые из упомянутых новаций федерального закона не вызывают сомнений, то в отношении двух последних нам предстоит еще большая работа – и в очень ограниченные сроки.

Искоренить рантье

Сегодня изменен сам принцип распределения, принцип исторического вылова заменяется принципом исторического обладания квотами. И, к сожалению, сохраняются условия для существования рыбных рантье, которых мы с вами так и не искоренили.

Доли квот — под наблюдение

Значительно усложняется механизм распределения ресурсов. Рыбацкая общественность обеспокоена, насколько открыто будет происходить этот процесс. Учитывая, что оно будет определять работу предприятий на 15 лет, рыбаки считают необходимым предусмотреть участие в процессе допуска к определению и распределению долей квот представителей рыбацкой общественности в качестве экспертов-наблюдателей.

Не спешить с "электронкой"

Также недоработанность новаций в сфере введения электронного промыслового журнала и электронной ветеринарной сертификации продукции вызывает серьезные опасения рыбаков. Здесь целесообразно рассмотреть вопрос об отсрочке введения этих новаций с целью их доработки.

Техрегламент ЕАЭС: нет ясности

Следующая новация в сфере технологии и транспортировки рыбной продукции регламентирована техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции". Сегодня у рыбаков нет четкой ясности, как работать в этих условиях. В области логистики уже возникают серьезные проблемы. Это касается требований к условиям перевозки рыбы.

Дорогие ГТС

Еще одна новация касается эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, причалов. Росрыболовством принято решение о передачи в аренду государственных гидротехнических сооружений операторам портовых терминалов на 49 лет, что, несомненно, даст импульс развитию портовой инфраструктуры. Вместе с тем эти же новшества накладывают на операторов ряд обязательств по строительству современных холодильных мощностей, которые впоследствии могут быть не полностью задействованы. А необоснованно высокие ставки платы за аренду гидротехнических сооружений значительно снижают инвестиционную активность.

Инвестквоты — не для Мирового океана

Что же является причиной этой недоработанности? А причина, прежде всего, кроется в ведомственном стратегическом планировании, не учитывающим все аспекты деятельности всего рыбохозяйственного комплекса.

Сегодня разрабатываются и принимаются стратегии в области рыболовства, в области портовой деятельности, логистики, судостроения. Но они существуют сами по себе и никак не корреспондируются между собой. И сегодня стоит задача, как их объединить в единый, цельный, программный документ.

В сентябре этого года на Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге была представлена Стратегия развития отрасли, которая определяет ее направление на период до 2030 года. Анализируя данный документ, можно сделать вывод, что ряд новаций опережают Стратегию и не укладываются в ее рамки.

Приведу пример: основными инвестиционными объектами для получения инвестиционных квот, установленными постановлением правительства Российской Федерации, стали суда и береговые перерабатывающие предприятия, ориентированные на добычу и переработку тресковых видов рыб.

Несомненно, принятое решение даст положительный эффект в части обновления флота и береговых предприятий. Но, к сожалению, это не приведет к увеличению объема российской добычи. Сегодня минтай и треска являются высоколиквидными и востребованными объектами, общий допустимый улов которых осваивается практически полностью. Какой-либо значительной динамики в сторону увеличения запасов этих объектов промысла не прогнозируется. Таким образом, инвестиции в рыбную отрасль, предусмотренные новацией, позволят построить новый, высокотехнологичный флот и, возможно, ряд береговых предприятий для освоения и переработки уже хорошо осваиваемых объектов, но не дадут значительного увеличения российского вылова. Возникает вопрос: станут ли эти новации импульсом увеличения объемов для добычи и развития российского рыболовства в Мировом океане, как это определено в Морской доктрине Российской Федерации? К сожалению, в Стратегии мы не нашли ответа на эти вопросы.

Большой иваси — большой флот

Далее. Стратегия предусматривает развитие промысла новых биологических объектов. В первую очередь — дальневосточной сардины, или иваси, с перспективой вылова до 500 тысяч тонн в год, хотя наука прогнозирует до 1 млн тонн. Это — значительный ресурс и целое направление развития отрасли на ближайшие 20 лет. Вместе с тем для освоения предусмотренного стратегией объема необходимо построить до 50 среднетоннажных сейнер-траулеров для кошелькового лова. В Стратегии предусмотрено всего лишь 17. При этом не предусмотрено ни одного приемо-перерабатывающего судна. Если кто-то питает иллюзии, что весь объем рыбы можно переработать на берегу, то он глубоко заблуждается. Потому что для производства качественной пищевой продукции из такого специфического объекта, как сардины иваси, сырье необходимо брать непосредственно из невода. При этом инвестиционные квоты могли бы стать хорошим стимулом для строительства флота, необходимого для освоения дальневосточной сардины.

В итоге введение новаций и стратегического планирования отрасли пока не дает необходимого импульса для развития российского промысла. При планировании новаций необходимо учитывать все аспекты, не только технического и биологического, но и экономического характера.

Полагаем, что в ходе работы XII Международного конгресса рыбаков будут обсуждены эти вопросы, и у нас еще есть время на доработку стратегии. А возможно — и на корректировку уже принятых решений, — завершил свой доклад на пленарном заседании XII МКР президент АРПП Георгий Мартынов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость