Артем Пузатко. Фото: Фото предоставлено Ольгой Афанасьевой
22 августа 2017 года с анонимного аккаунта в "Одноклассниках" Ольге написал осужденный, который сейчас содержится в колонии. "Тем, кто помогает деньгами, делают поощрение, чтобы режим для них был мягче. Здесь машина вся на этом завязана, не только здесь так лагеря строятся. Для этого тюремная иерархия и нужна, чтобы вымогать", – так он объяснил ситуацию в колонии.
Как рассказал ИА PrimaMedia один из бывших осужденных из колонии на условиях анонимности, всего в ИК-27 есть три социальных группы: черные ("блатные"), красные (те, что сотрудничают с администрацией) и так называемый "гарем" – людям из этой группы, как правило, поручают самую грязную работу в лагере. В эту группу с низким социальным статусом попал Артем и другие жертвы. Ответственным за мужчин из "гарема" перед другими кастами тюремной иерархии как раз являлся Андрей.
По словам свидетеля произошедшего в ИК-27, Артем был должен денег за два телефона: "Там за забором связь очень ценится, и есть некоторые правила, если ты имеешь трубку. Ты должен каждый месяц одну тысячу отдать на общие нужды. А если телефон забрали, то отдать половину стоимости телефона, как получилось у Темы".
По словам родственников Артема, он рассказывал им об издевательствах в колонии. Однажды он позвонил сестре и спросил, не приходило ли ей сообщение о пополнении счета (карта была "привязана" к ее номеру) – деньги должны прийти за другого парня из его отряда. Она ответила, что смс не было. Артем снова забыл положить трубку, и девушка услышала крики и решила, что кого-то насилуют. В час ночи, когда сообщение о поступлении денег пришло, она сразу сообщила об этом Артему. Он ответил, что уже поздно.
"У Коэна это вызывает чувство внутреннего протеста"
12 августа 2017 года в колонии скончался еще один осужденный – Максим Солодков. В одном из смс-сообщений своей матери Максим написал, что в колонии творятся страшные вещи, и назвал виновным в прерванных жизнях Андрея. В последнем разговоре с ней он рассказал, что ему угрожали насилием. По информации его матери Елены Солодковой, его тоже "подставили из-за истории с телефонами".
Между тем, два месяца спустя в оперативный отдел ФКУ ИК-27 обратился тот самый осужденный Андрей с явкой с повинной о том, что он высказывал угрозы физической расправы в отношении Максима. Он объяснил этот тем, что парень украл у него нательный крестик.
"По факту ненадлежащего осуществления сотрудниками ФКУ ИК-27 надзора за осужденными приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности",– говорится в официальном документе прокуратуры Приморского края.
Как отметила председатель Общественной наблюдательной комиссии Приморья Татьяна Чернилевская, в последнее время в исправительной колонии №27 установлены дополнительные меры безопасности осужденных. В ночное время каждые два часа сотрудниками колонии производятся осмотры спальных помещений определенных отрядов. Систематически проводятся осмотры осужденных на предмет нанесения им телесных повреждений. Также, как стало известно ИА PrimaMedia, недавно в колонии сменился начальник.
"То, что Виктор Коэн заявил на всю страну, выкинул в массы, вряд ли станет гарантией, что в этой колонии все урегулируется", – считает член ОНК прошлого созыва Артем Трембовлев. С ним согласны и те, кто вышел на свободу из колонии: они убеждены, что в ИК-27 будут продолжаться вымогательства и избиения.
По словам председателя ОНК ПК Татьяны Чернилевской, осужденный Виктор Коэн сейчас содержится в безопасном помещении, отдельно от других осужденных, поскольку его отношения с неформальными лидерами внутри колонии трудно назвать ровными и бесконфликтными. Представителям ОНК удалось с ним поговорить.
– Осужденный Коэн заявил, что написать обращение в СМИ его побудила манера поведения неформальных лидеров внутри колонии. Действия последних вызывают в нем чувство внутреннего протеста, поскольку Коэн – человек с выраженными лидерскими качествами. На момент посещения колонии членами ОНК ПК (11.12.17 г.) он хорошо выглядел, следов побоев на нем не было. Как и остальные осужденные, отбывающие наказание в ИК-27, Коэн имеет возможность в установленных нормах общаться с близкими по таксофону, получать передачи и свидания. Энергичен, бодр, находится в безопасном месте, где изолирован от нападок со стороны других осужденных, – рассказала Татьяна Чернилевская.
По словам Артема Трембовлева, ранее, когда члены ОНК приезжали в колонию, они заметили, что Виктор избит. Сначала его долго не впускали в комнату для свиданий, после чего Виктор вошел, лицо его было опухшим, но он сказал, что у него все в порядке, и встреча с членами ОНК не требуется. "Думаю, этот визит способствовал тому, что он до сих пор жив", – считает Артем.
Как рассказал бывший осужденный ИК-27, попросивший не указывать его имя, Виктор с первых дней пребывания в колонии вступил в конфликт с местным лидером Андреем, что спровоцировало ряд событий. Осужденные решили, что он решил занять его место.
13 декабря на странице Виктора Коэна появилась новая запись: теперь он опасается, что его переведут в другую колонию, "чтобы сохранить практику рабского труда в ИК-27". С 5 декабря, как он пишет в своем обращении, его содержат в ШИЗО, тогда как Андрей "находится в отряде облегченного режима и беспрепятственно перемещается по всей колонии". По словам Виктора, Андрей оказывает давление на свидетелей и склоняет их давать показания против него.
"Осужденные фактически выполняют всю грязную работу за него. 100 человек делают то, что должны делать тысяча, действуя под страхом расправы", – написал Виктор Коэн.
Как сообщили в пресс-службе СУ СК по Приморскому краю, по фактам случившегося в ИК-27 идет расследование. По случаю смерти Артема Пузатко возбуждено уголовное дело по статье 105 (убийство), смерть Максима Солодкова расследуется в рамках дела по статье 110 (доведение до самоубийства) УК РФ.
Смотрите полную версию на сайте >>>