ВЛАДИВОСТОК, 20 марта, PrimaMedia. Роскосмос считает, что финансирование программы "ГЛОНАСС" надо увеличить как минимум в два раза. В 2007 году на эту программу было выделено из федерального бюджета 9,8 миллиарда рублей, в 2008-м - 10,3 миллиарда, в 2009-м - 10,7 миллиарда рублей, пишет сегодня "Российская газета".
Однако в прошлом году целевые показатели этой программы не были выполнены. Как объясняют в Роскосмосе, из-за отказа двух спутников. Выйти на плановый показатель 18 спутников удалось лишь в феврале текущего года. Однако, по замыслу разработчиков "ГЛОНАСС", на орбите должны функционировать для полного покрытия связи 24 спутника, в том числе резервные. Следовательно, им придется корректировать планы по доведению спутниковой группировки на орбите. В общем, Роскосмос объясняет свою просьбу о финансовой помощи желанием выполнить плановые показатели программы, а также улучшить точностные характеристики спутников и увеличить срок их работы на орбите до 7 лет. Правда, правительственный источник затруднился сообщить, насколько может измениться финансирование программы.
Также к теме глобальной навигационной спутниковой системе России обращается сегодня и "Комсомольская правда". Издание пишет, что "ГЛОНАСС" требует экстренного "лечения", иначе наше ядерное и высокоточное оружие может полностью оказаться под контролем США.
"О ней по-разному рассказывают в СМИ: бурные восторги по поводу уникальных возможностей системы чередуются с едкими репликами о ее немощи. Чтобы разобраться в реальном положении дел, мы обратились в НИИ, занимающийся проблемами космической навигации. Просветить "Комсомолку" насчет ГЛОНАССы согласился доктор технических наук Михаил ПОЛЕЖАЕВ", - пишет издание.
Приводим вам выдержки из данного интервью.
...
- А каким путем шли зарубежные ученые?
- В США начали испытания системы Navstar/GPS в 1978 году. А в Союзе работы по созданию глобальной навигационной системы "Ураган" (ныне ГЛОНАСС) начались в
1976-м. Проект окружала невиданная секретность: головное предприятие размещалось в Красноярске-26, отсутствующем на картах городе. Сейчас он известен как Железногорск, один из основных атомных центров России. На поверхности - дома, "сталинки" и панельные, а все производство - в недрах горного хребта, под землей.
- И когда начал работать "Ураган"?
- Испытания системы начали в октябре 1982 года запуском спутника "Космос-1413". Работа шла тяжело: требовалась высокая точность выведения КА на орбиту. А на борту каждого спутника должны быть очень точные часы, поскольку это один из основных инструментов навигации. Так вот, чтобы они показывали одно время, надо было синхронизировать их шкалы с точностью до одной миллиардной доли секунды - наносекунды. Расхождение сигналов на эту величину уже вызывает погрешность в определении координат потребителя до трех метров, а десинхронизация в 30 наносекунд сводит ценность системы к нулю. Полностью группировка (24 КА) была развернута к 1995 году. Мы шли с американцами ноздря в ноздрю: GPS вошел в строй в то же время.
- Чем принципиально отличается наша система от американской?
- Если говорить о принципах построения и физике процессов, то отличий почти нет. Системы близки по назначению, техническим характеристикам, точности определения местоположения потребителей. А теперь - о различиях. Орбиты спутников ГЛОНАССы выбраны так, чтобы обеспечить лучшие выходные данные - то есть координаты, скорость и время для потребителей на территории России, Европы и в северных широтах. А GPS - на территории США и в широтах, близких к южным. У каждой державы - свои интересы...
Кроме того, орбитальные структуры систем GPS и ГЛОНАСС разные. У них - 6 орбит (по 4 спутника на каждую). У нас - 3 орбиты с 8 спутниками на каждой. Но у той и другой есть очень важное общее - сигналы передаются без запроса, постоянно и доступны любому пользователю, имеющему приемник-навигатор. И у них, и у нас есть "гражданский" и "военный" сигналы. "Военный" закрыт специальным кодом. Раньше он обеспечивал пользователям точность, большую в 10 раз, чем у "гражданского". Но сейчас и мы, и американцы ограничения сняли.
- А что произойдет, если "гражданский" сигнал отключат?
- Тогда определять координаты смогут только пользователи, имеющие в распоряжении средства дешифрования. Кто они такие, понятно...
У нас спутников меньше, чем у США
- А каково все-таки реальное состояние GPS и ГЛОНАССы?
- Сейчас GPS функционирует в составе 30 КА и имеет перспективу расширения группировки до 48 КА, а также огромный парк пользователей, число которых подбирается к миллиарду. Помимо военных, это разнообразные транспортники-перевозчики, автомобилисты, туристы, геодезисты, строители, лесники да просто обыватели, имеющие мобильные телефоны со встроенным GPS-модулем. По всему миру. Что же касается ГЛОНАССы, то она сейчас восстанавливается...
- Что значит "восстанавливается"? Ее кто-то разрушал?
- ГЛОНАСС была практически разрушена в конце 90-х и сейчас восстанавливается до штатного состава. Больше трети спутников было выведено из строя. И все из-за хилого финансирования проекта.
Вот, скажем, американцы не скупятся на свою систему. На запуск первых 24 КА потратили $12 млрд. Система существует в штатном составе 13 лет. Затраты только на орбитальную группировку составили около $20 млрд.!
Нам создание ГЛОНАССы (до ввода в эксплуатацию в 1995 году) обошлось в $2,4 млрд. На поддержание системы в работоспособном состоянии ежегодно требовалось не менее $60 млн. И запуск не менее 8 новых КА каждый год, потому что ресурс тогдашних "Ураганов" был 3 года. Этих денег не нашлось. Думаю, что и не искали. Тогда у военных не было денег не то что на оснащение армии GPS-приемниками, а на закупку продовольствия и обмундирования. Некоторые наши военачальники в ту пору рассуждали так: "Зачем тратить деньги на свою систему? Кому позарез надо, те купят дешевые навигаторы GPS и будут пользоваться на халяву. Ведь сигнал с американских спутников передается бесплатно".
- И что, покупали GPS для нашей армии?
- Да, покупали. Ведь даже летчики-испытатели после авиасалонов привозили для себя приемники GPS. А за ними "отоваривались" и авиакомпании. И сейчас ими пользуются. Да и наша разведка не осталась в стороне - хотя бы для того, чтобы понять, как устроены иноземные аппараты, что могут и как с этим бороться.
- А как же обстояло дело с развитием ГЛОНАССы?
- К лету 2001 года на орбите осталось только 6 КА из ранее запущенных. И, чтобы определить свое местонахождение с помощью
ГЛОНАССы, пользователю требовалось от часа до двух, а в GPS - около 10 секунд! С 2003 года нашу группировку стали восстанавливать. Одним "Протоном-К" с Байконура запускают по три спутника. Чтобы довести число спутников до 24, потребуется около $420 млн. Еще надо бы добавить на разработку цифровых карт и прочих сервисов. Теперь подытожим и получим около $2 млрд. Деньги, конечно, большие, но вполне для России подъемные. Однако, когда я слышу доклады военачальников президенту о том, что армия и флот к выполнению задач готовы, меня охватывает странное чувство...
- Почему же?
- Очень много спекуляций вокруг этого. Да и шуток-прибауток: "Хватит врать про ГЛОНАСС - это просто не для нас!" Ну а если серьезно, то сегодня в составе ГЛОНАССы не 18, как заявлялось, а 16 КА, из которых 15 работают, а один временно выведен из эксплуатации. В этих условиях пользоваться услугами
ГЛОНАССы можно примерно на 80% территории России и 50% земного шара, да и то не круглосуточно. Этого явно недостаточно.
- И где же выход из положения?
- Во-первых, обязательно поддерживать штатный состав орбитальной группировки и иметь "горячий" резерв на орбите. Именно резерв. Увеличивать число работающих спутников свыше 24 бессмысленно: в системе частотное разделение каналов, и при 30 работающих спутниках 6 будут излучать одинаковые сигналы и мешать другим. Во-вторых, обеспечить пользователям более высокую точность определения координат за счет дифференциальной коррекции. То есть наращивать наземный сегмент системы за счет региональных функциональных дополнений. Но делать это надо прямо сейчас. Иначе будет поздно!