Передача наших активов "Русгидро" и "Россетям" не должна быть безвозмездной - глава ДВЭУК

Дмитрий Селютин - о том, что ждет энергетику Дальнего Востока и какие меры позволят сделать ее привлекательной для инвестиций
Генеральный директор ДВЭУК Дмитрий Селютин
Фото: предоставлено пресс-службой ДВЭУК

27 декабря 2017. Экономическое развитие Дальнего Востока невозможно без развития электроэнергетической инфраструктуры и стабильного обеспечения энергоресурсами действующих и перспективных производств. В интервью ИА PrimaMedia генеральный директор "Дальневосточной энергетической управляющей компании" (ДВЭУК) Дмитрий Селютин рассказал о работе по снятию инфраструктурных ограничений, о перспективах развития энергокомплекса и способах привлечения инвестиций в энергетику макрорегиона.

— Дмитрий Эдуардович, расскажите об исполнении инвестиционной программы ДВЭУК текущего года. Что удалось сделать на сегодняшний день?

— Этот год для компании во многом особенный, потому что мы впервые за долгие годы работали без средств федерального бюджета. Вся инвестиционная программа финансировалась за счет собственных источников. Это свидетельствует о том, что компания может осуществлять масштабные проекты в электроэнергетике Дальнего Востока уже за счет того потенциала, который был сформирован в предшествующее десятилетие.

Вне всякого сомнения, энергетика является ключевой отраслью для всего социально-экономического вектора развития Дальнего Востока. Именно поэтому мы уделяем особое внимание дальневосточным проектам, которые имеют общенациональное значение.

Практически вся инвестиционная программа была направлена на решение двух задач. Первая задача – это расширение пропускной способности трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО), обеспечение ввода в эксплуатацию новой очереди нефтепровода. В уходящем году мы затратили порядка 700 млн рублей на расширение действующей электросетевой инфраструктуры в Западном энергорайоне Якутии для покрытия перспективных нагрузок ВСТО. Компания в полном объеме выполнила свои обязательства перед контрагентом в лице "Транснефти". В настоящее время все наши объекты полноценно обеспечивают внешнее энергоснабжение шести нефтеперекачивающих станций в Якутии и Иркутской области.


Нефтеперекачивающая станция ВСТО в Якутии. Фото: предоставлено ДВЭУК

Решение второй задачи связано с не менее масштабным проектом по обеспечению внешнего энергоснабжения строящегося газопровода "Сила Сибири". Сейчас мы заканчиваем проектирование схемы энергообеспечения Якутского центра газодобычи, а уже в первой половине 2018 года приступим к строительно-монтажным работам. Общая стоимость заключенных контрактов на технологическое присоединение компрессорных станций "Силы Сибири" превышает 2,8 млрд рублей. Эти средства пойдут на строительство новой электросетевой инфраструктуры. Еще около 300 млн рублей мы затратим на реконструкцию существующей сети. Нет никаких сомнений, что в течение 2019-2020 годов все эти объекты будут поэтапно введены, обеспечив полноценное функционирование газопровода.

— В какие еще проекты компания планирует инвестировать?

— Мы не прекращаем переговорный процесс по ряду инвестиционных проектов, которые будут реализовываться как в Якутии, так и в других регионах Дальнего Востока. Ведутся переговоры с "Газпромом" по внешнему энергоснабжению Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, переговоры с "АЛРОСА" по обеспечению электроэнергией Накынского месторождения алмазов и Вилюйской группы улусов.

Думаю, что в текущем году мы уже серьезно продвинулись в переговорах, но называть эти проекты в числе приоритетов следующего года я бы пока не стал. Нам еще только предстоит уточнить ряд принципиально важных позиций для того, чтобы эти проекты стали реальностью.

Кроме того, мы очень внимательно изучаем ситуацию на Чукотке по строительству новых объектов Чаун-Билибинского энергоузла. Там уже сделан серьезный задел со стороны "Русгидро". В настоящее время в стадии активного обсуждения на уровне правительства РФ, администрации Чукотского АО находится сам механизм реализации этого проекта.

Пока планируемые сроки ввода энергообъектов в эксплуатацию позволяют говорить о том, что мы полноценно сможем участвовать в этом процессе либо в качестве генподрядчика, либо в качестве заказчика-застройщика. Но детали механизма пока находятся в стадии обсуждения. Ожидаю, что в первом квартале 2018 года в этом вопросе будут расставлены все точки над "i".

Что касается Приморья, то есть планы осуществить ряд серьезных новаций, связанных с эксплуатацией оборудования японского производства для реализации программы технического перевооружения наших мини-ТЭЦ на острове Русском. Летом этого года компания Kawasaki создала специальное подразделение на территории Приморья. И сейчас мы активно работаем с нашими японскими партнерами для того, чтобы программа по обеспечению надежности эксплуатации оборудования на объектах генерации была реализована.

— Прокомментируйте решение правительства РФ о передаче активов ДВЭУК "Россетям" и "Русгидро". Начался ли уже этот процесс, как он проходит?

— Абсолютно оправданное с точки зрения логики решение. Но крайне важны детали, над которыми мы сейчас все работаем. Механизм, который прорабатывается с Министерством энергетики РФ, с Росимуществом, говорит о том, что данные активы – это не подарок со стороны государства или со стороны государственной компании, которой является ДВЭУК, в сторону "Россетей" и "Русгидро".

Эти активы должны передаваться на возмездных принципах, то есть они должны быть куплены. Это позволит сгенерировать денежный поток, который через компанию ДВЭУК будет направлен на строительство новых объектов электроэнергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Поэтому я сейчас не стал бы говорить о решении как уже о состоявшемся факте.

Вектор движения, о необходимости которого мы говорили последние 8 лет, понятен: операционная деятельность должна быть сосредоточена в специализированных компаниях. В правительстве пришло понимание правильности этого тезиса. С учетом бюджетных ограничений, которые испытывает вся экономика страны в настоящее время, и было оговорено решение о том, что эта передача может осуществиться возмездно. Финансовый поток, который будет сформирован в результате этих сделок, освободит от дополнительной инвестиционной нагрузки федеральный бюджет. Это государственный подход.

— Сделку с ДРСК в Приморье можно назвать удачным примером такого подхода?

— Безусловно. Завершение сделки по передаче наших сетевых активов на территории Приморского края в "Дальневосточную распределительную сетевую компанию" (ДРСК) стало значимым событием уходящего года. Напомню, что в результате инвестиционной деятельности по подготовке к саммиту АТЭС-2012 мы создали кластер распределительных электросетей, который располагается и на материковой части Владивостока, и на острове Русском.

Совместно с нашими партнерами из "Русгидро" и ДСРК мы договорились о передаче данного актива ровно на таком принципе возмездности, о котором я упоминал ранее. Это позволяет говорить о том, что предлагаемая нами схема жизнеспособна и привносит достаточно серьезный вклад в формирование инвестиционного потенциала компании, который может быть использован в дальнейшем для интересов развития электроэнергетики всего макрорегиона. Думаю, что переговоры и с "Россетями", и с "Русгидро" по другим активам будут непростыми, длительными, для этого вряд ли хватит предстоящего года.

Но в наступающем году мы ставим перед собой задачу формирования такой корпоративной структуры компании, которая бы сделала предстоящие сделки более привлекательными для наших контрагентов и выгодными для нас. Ждать мгновенной передачи активов в "Россети" и в "Русгидро" не стоит.

— Аккумулирование активов в руках федеральных компаний – хорошо это или плохо для дальневосточной энергетики?

— Вспомним, что происходило здесь в течение последних трех-четырех лет. На территорию Дальнего Востока уже в качестве полноценной операционной компании пришла "Русгидро". Очевидно, что это вынужденное решение, поскольку для "Русгидро" – прибыльной, хорошей в финансовом, экономическом, технологическом отношении компании, Дальний Восток – это некая социальная нагрузка.

Мне представляется, что главная задача "Русгидро" на Дальнем Востоке состоит все же не в бесконечном дотировании сетевых и генерирующих компаний, а в создании предпосылок для налаживания в макрорегионе устойчивой энергетической системы, которая позволила бы создать новый центр операционной ответственности за деятельность энергетиков.

Чтобы этот центр ответственности имел бы в своем распоряжении тот финансовый, корпоративный инструментарий, который бы позволил обеспечить устойчивое функционирование электроэнергетического комплекса. Ряд вещей "Русгидро" удалось сделать, конечно, при помощи правительства РФ и президента России. Например, формирование системы дотирования дальневосточных тарифов, их выравнивание со среднероссийским показателем.

— К слову, о выравнивании тарифов. Полезен ли такой шаг для развития экономики, как считаете?

— Было много дискуссий на этот счет. Пока временной рубеж функционирования механизма выравнивания тарифов определен на три года. Нужно дождаться результатов, оценить эффективность. Понятно, что это короткий промежуток времени для инвесторов. Рассчитываю, что эта система будет пролонгирована и что она будет распространена на южные регионы Дальнего Востока.

— В Приморье тариф ниже среднероссийского...

— Правильно, здесь нечего выравнивать. Но надо стремиться к тому, чтобы здесь применялись экономически обоснованные тарифы.

В тариф должна быть включена инвестиционная составляющая, которая позволила бы энергетике полноценно поддерживать генерирующие мощности, проводить техперевооружение и так далее.

В случае изменения акцента этого механизма, когда дотируется разница между экономически обоснованным тарифом для Приморья и тем тарифом, который реально платят потребители, то это один из тех элементов, который выведет дальневосточную энергетику к безубыточности, к формированию необходимого инвестиционного потенциала для ее развития.

— То есть дотирование должно быть, но в другой конфигурации?

— Верно. Существует так называемая вторая неценовая зона, где все регулируется, в том числе предельный рост тарифов. Регуляторы говорят: "Вот среднероссийский рост, а дальше не прыгните". Если мы начнем считать экономически обоснованный тариф с каким-то инвестиционном заделом, то он будет не 3,4 рубля, как в Приморье, а порядка 4,5 рублей. Вот эту разницу и нужно дотировать. Тогда это отразится не только на крупных потребителях, но и на энергетиках.

— Что ДВЭУК будет делать с сетями в Магаданской области? Вы планируете их передать "Магаданэнерго" по аналогии с ДРСК?

— Мы сделали такое предложение. Но с сетями в Магаданской области более сложная ситуация, связанная с текущим статусом проектов. У нас есть действующий объект – линия электропередачи "Центральная — Сокол — Палатка", который мы ввели еще несколько лет назад. И мы начали обсуждение с "Магаданэнерго", что опыт Приморья в части передачи сетевых активов может быть использован на территории Магаданской области без серьезных тарифных последствий для потребителей.


ВЛ 110 кВ "Центральная-Сокол-Палатка" в Магаданской области. Фото: предоставлено ДВЭУК

Также нужно полноценно ввести вторую нашу линию – "Оротукан — Палатка — Центральная", построенную два года назад. В силу асинхронности действий мы не можем присоединить ее к сетям "Магаданэнерго", которое запланировало реконструкцию своих подстанций на более поздний период. Думаю, что это событие в соответствии с "дорожной картой" (сейчас согласовываем ее с Минэнерго России) произойдет в конце 2018 года. Но для этого недропользователь должен вывести на проектную мощность Наталкинское золоторудное месторождение, чтобы наша линия была полностью востребована в Магаданском энергоузле.

Объекты электроэнергетики строятся не для энергетиков, они строятся для потребителей. На сегодняшний день “Рудник имени Матросова”, который входит в структуру "Полюса", не потребляет запланированные объемы электроэнергии. Это, соответственно, влияет на валовую выручку "Магаданэнерго", снижая инвестиционный потенциал компании.

— Вот-вот должно выйти постановление правительства РФ о создании на острове Русском нового ТОРа. Хватит ли энергетической мощности для этого проекта?

— Существующий на острове энергетический и тепловой резерв позволит обеспечить всех новых потребителей, которые возникнут на Русском. Имею в виду и возможность использования новых технологий по формированию распределенной тепловой генерации. Мы плотно работаем с Минвостокразвития, другими федеральными ведомствами, региональными властями для того, чтобы продолжить нашу успешную инвестиционную практику на острове Русском по созданию источников генерации и тепловых сетей для новых потребителей в рамках ТОРа.

Мы заинтересованы в максимальной загрузке наших станций, в том числе за счет подключения групп потребителей, которые уже находятся на острове.

В частности, настойчиво предлагаем и администрации города, и администрации края перевести теплоснабжение поселка Поспелово с котельной на мини-ТЭЦ “Северная”, которая находится в непосредственной близости. Надеюсь, что мы найдем общий язык с властями в этом вопросе и сделаем полезное дело для местных жителей.

Здесь нужно проявление политической воли для того, чтобы эффективно распределить тепловые нагрузки, которые существуют на острове Русском. В целом энергосистема острова работает надежно.


Мини-ТЭЦ "Центральная" на острове Русский. Фото: предоставлено ДВЭУК

— Расскажите о планах по созданию майнинг-фермы на острове Русском. Когда этот проект будет реализован и планируются ли подобные проекты в других субъектах Дальнего Востока?

— На острове нет такого объема электроэнергии, который позволил бы организовать майнинг криптовалют как бизнес. Мы с нашими партнерами из Гонконга, из США вели данные переговоры несколько в другом контексте. Говорили про создание на Русском пилотной майнинг-фермы. Это является определенным ключом к тем территориям Дальнего Востока, где объемы избытка энергоресурсов действительно пригодны для создания крупного майнинг-бизнеса.

Здесь же речь идет о создании шоу-рума, центра обучения и демонстрации возможностей технологии блокчейн, которые доступны современному обществу.

Поэтому сосредоточение на острове высокоинтеллектуального потенциала, наличие ДВФУ и создание майнинг-центра с музеем криптовалют рядом с молодыми людьми, которым предстоит этим заниматься, может стать ключом к развитию майнинга на Дальнем Востоке.

Майнинг же как бизнес с учетом объемов потребления электроэнергии – это иные территории. Здесь можно рассмотреть избыточную мощность Колымского каскада ГЭС, например. Современная инфраструктура, технологии связи позволяют там эффективно работать. Избыточные мощности сосредоточены и в Амурской области. Но надо продемонстрировать серьезность намерений и серьезный подход к этому процессу на территории РФ с учетом всей неоднозначности рынка криптовалют, его регуляторики, участия в нем государственных образований.

Смотрите полную версию на сайте >>>