24 февраля 2018. Вопросы развития рыбопромышленного комплекса страны, поднятые 6 лет назад на III Всероссийском съезде рыбаков, в полной мере не разрешены до сих пор. В предсоящий понедельник, 26 февраля, очередном съезде работников отрасли эти вопросы вновь будут активно обсуждаться, сообщил корр. ИА SakhalinMedia президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Напомним, что 26 февраля в Москве пройдет IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса РФ. Уже сегодня известно, что в мероприятии примут участие около 500 представителей рыбопромышленных компаний, отраслевых ассоциаций и объединений, федеральных и региональных органов государственной власти. Основной задачей Съезда, по замыслу организаторов, станет обсуждение многочисленных проблемных вопросов отрасли и поиск способов их разрешения — в том числе и для того, чтобы реализовать разработанную регулятором "Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года".
— В определенной мере, толчком для созыва Съезда стали попытки ряда влиятельных структур переписать положения федерального закона "О рыболовстве", касающиеся исторического принципа распределения квот и возвращения к аукционной схеме доступа к промыслу некоторых видов водно-биологических ресурсов, включая "крабовые квоты", — отметил Максим Козлов. — Стабильности в работе компаний, которые уже вложились в бизнес и должны были к декабрю 2018 года перезаключить договоры уже на 15-летний период, эти попытки не придают, поскольку может понадобиться вновь привлекать заемные средства для участия в аукционах. А это – отвлечение заработанных денег от прямых инвестиций в развитие производства, выполнение обязательств перед государством по обновлению флота и технологических линий. Остро тогда встает вопрос возврата кредитов банкам, которые поверили в долгосрочность договоренностей рыбопромышленных компаний и государства.
Помимо этого, так и не решены вопросы по упрощению административного регулирования работы отрасли, считает собеседник агентства.
— На съезде будут вновь подняты проблемы с охраной водно-биологических ресурсов, так как контрольные органы работают по простому методу – они подвергают усиленному "прессу" законопослушные компании, которые для нормальной работы в море и на берегу не нарушают условия заключенных договоров, так как это не выгодно для бизнеса. Также не решаются вопросы с выделением предприятиям участков лесного фонда для размещения временных станов на период лососевой путины. Словом, целый ряд вопросов, включая таможенное оформление, решение которых президент России возложил на федеральные ведомства, за 6 лет так и не решен, — констатировал Максим Козлов.
Вопросы по предстоящей лососевой путине переплелись и с такой не решаемой долгие годы проблемой, как "одна река – один хозяин". Правда, уточнил Козлов, этот вопрос остро стоит для некоторых регионов ДФО, исключая Сахалин и Курилы. Здесь исторически сложилось так, что этот принцип здесь реализован давно, ведь на "материке" на одной реке могут работать по семь-восемь предприятий, и для них этот вопрос как никогда острый.
— Другой вопрос – собственно лососевая путина, — продолжил президент общественной организации рыбопромышленных предприятий островного края. – Скачкообразные периоды подхода лососей на нерест, резкое снижение объемов их промысла на Сахалине и Курилах породили острую конкуренцию среди рыбопромышленных компаний. Некоторые считают, что надо ограничить постановку ставных неводов путем расширения границ между ними до 3 километров. Однако в этом случае может получиться так, что предприятия малого и среднего бизнеса просто выпадут из промысла, попросту обанкротятся. И таких компаний мы насчитали в регионе порядка 26, а это уже прямые убытки и сокращение рабочих мест в отдаленных селах, где эти предприятия являются единственными, предоставляющими работу.
Также вновь говорят о том, что виной всему — рыбоучетные заграждения (РУЗы) на нерестовых реках, которые, мол, "хищнически истребляют рыбу". Но это — спекуляции, убежден Козлов, так как в общем объеме добытой рыбы доля этих устройств всего 5%, а не давать лососевым рыборазводным заводам работать – это "популизм и местничество".
— Например, по последним данным ТИНРО, в Тихом океане сейчас примерно учтено 2,8 млрд тонн молоди лосося, рыбоводные заводы стабильно выпускают молодь в море, — говорит Козлов. – Куда пойдет эта рыба, будут ли готовы к ней рыбаки – это уже вновь вопросы к науке. Сейчас мы ведем плотную работу с Росрыболовством по приведению системы работы РУЗов в соответствие с действующим законодательством. Работа предприятий рыбопромышленного комплекса связана с рисками, и государство должно понимать это, не проводить ревизию законов и актов в угоду сиюминутной выгоде.
Помимо этого островных рыбаков беспокоят и некоторые поспешные действия регуляторов отрасли. Например, внедрение Россельхознадзором электронной ветеринарной сертификации. С одной стороны, считает собеседник агентства, это — шаг прогрессивный, способствующий — казалось бы — уменьшению документооборота и повышающий оперативность взаимодействия государственных контрольных органов и рыбопромышленных компаний.
— На деле же получается как раз наоборот: схема еще не отработана, много технических сбоев, часто отсутствует нормальная связь по интернету, а не вовремя переданные данные – это штрафы, простои, — рассказал Максим Козлов. – Полностью систему введут с 1 июля 2018 года, но в апреле мы хотим провести специальную конференцию по этому поводу на Сахалине. А на Съезде мы поднимем вопрос о поэтапном вводе электронной ветсертификации, после отработки ее в пилотных регионах , в компаниях с различным профилем работы, перерабатываемыми ими объемами продукции.
Говоря о прозрачности отношений с государством, Максим Козлов отметил, что есть примеры и оперативной работы с федеральными ведомствами. Например, полученное разрешение на прием и переработку трепанга на промысловых судах.
— В районе Южных Курил квота на вылов этого ценного живого водно-биологического ресурса всего 80 тонн, но при этом приходилось сдавать его на берег, — говорит президент ассоциации. – Продукт скоропортящийся, и логики в том, чтобы перегружать его на берег для учета, не было никакой. Тем более, что по новому техническому регламенту предписано после его добычи немедленно переработать.
Возникла правовая коллизия, которая была разрешена быстро, так как Ассоциация рыбопромышленных предприятий области и региональное правительство вышли с инициативой о разрешении промысловым судам принимать и перерабатывать трепанг. Решение было принято оперативно, резюмирует Козлов. В таком ключе — если так будет и далее развиваться взаимная работа отрасли и федеральных ведомств, — то необходимости в постоянной перекройке базовых федеральных законов и не будет. Основное же требование рыбацкой общественности, напомнил Максим Козлов, – это стабильность и прозрачность отношений между государством и отраслью.
Справка: IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации пройдет 26 февраля 2018 года в Москве на площадке ПАО "Центр международной торговли". Как предполагается, в работе Съезда примут участие около 500 делегатов от рыбохозяйственных предприятий Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, профессиональных ассоциаций и объединений.
Организаторами Съезда выступают НО "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" (НО "ВАРПЭ"), ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства (Росрыбпрофсоюз) при поддержке Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство). Программа мероприятия – здесь.
Также в рамках работы Съезда планируется подписание трехстороннего отраслевого соглашения по организациям рыбного хозяйства на 2018-2020 годы между НО "ВАРПЭ", Росрыбпрофсоюзом и Федеральным агентством по рыболовству.
III Всероссийский съезд рыбаков проводился в феврале 2012 года, в нем приняли участие более 600 человек.