27 февраля 2018. Крупнейшее краевое предприятие "Примавтодор" на этой неделе отмечает 15-летний юбилей. Знаковым событием, почти совпадающим с юбилейными мероприятиями, станет открытие в марте двух новых филиалов – Хасанского и Шкотовского. Однако круглая дата не означает, что и в повседневных рабочих буднях приморских дорожников всё обстоит гладко и без проблем. О них, а также о планах и надеждах предприятия корреспондент ИА PrimaMedia расспросил руководство и ветеранов "Примавтодора".
Два новых филиала создаются не с нуля – и в Шкотовском, и в Хасанском районах есть участки "Примавтодора". Теперь их начальники получат больше полномочий и новую технику – например, в феврале в Хасанский район отправится четыре белорусских машины. Всего в течение 2017 года "Примавтодор" приобрел 35 тяжелых и средних грейдеров, восемь колесных экскаваторов, погрузчики, снегоочистители, самосвалы, машины для перевозки людей и материалов. В ближайший месяц поступят еще 30 тракторов "Беларус". В этом году на обновление техники из краевого бюджета предприятию выделят 450 млн рублей.
Новые погрузчики прибыли из Белоруссии. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Главные направления работы "Примавтодора" – дорожное строительство и ремонт, а также содержание почти 7 тысяч км краевых трасс и более тысячи мостов. И если нынешняя зима была благосклонна к дорожникам, нечасто засыпая краевые дороги снегом, то в предыдущие годы транспортникам приходилось нелегко. По нормативу на очистку дороги от выпавшего снега отводится шесть часов. Этого часто бывает недостаточно, если речь идет о десятках километров. Многим памятен трагический случай зимы 2015 года, когда на дороге в Чугуевском районе лесовоз снес "уазик", перевозивший бригаду "Примавтодора" — шесть человек погибли, выжил только один. Тогдашний директор предприятия Александр Мартынов в конце того же года оказался под следствием по подозрению в коммерческом подкупе. У руля "Примавтодора" московскому назначенцу довелось пробыть чуть больше года. Перед ним была поставлена задача реорганизации предприятия, следствием которой стало массовое сокращение работников. Кадровую политику организации критиковали приморские депутаты. В ответ Александр Мартынов приводил гигантские цифры долгов заказчиков перед предприятием – они исчислялись сотнями миллионов. Сетовал он и на недостаток топлива, и на нехватку денег для расчетов с сокращаемым персоналом.
Если сравнивать показатели предприятия за последние пять лет, то 2016 год на фоне предыдущих выглядит провальным – именно в этом году предприятие перестало выполнять подряды на ремонт дорог федерального значения и резко сократило объемы работ по сторонним заказам. В итоге освоенный портфель заказов уменьшился почти на 800 млн рублей. Однако уже в 2017 году ситуация выровнялась – предприятие выиграло контракты более чем на 5 млрд рублей. В основном это краевые заказы. Иногда "Примавтодор" выступает в качестве субподрядчика и в федеральных проектах – например, на строительстве новой трассы Владивосток-Находка-порт Восточный предприятие отвечает за подъезд к поселку Шкотово длиной 3,5 км, строительство путепровода через железную дорогу и двух мостов. Вновь увеличилось число работников – на сегодня их более 2,8 тысячи человек.
Генеральный директор "Примавтодора" Дмитрий Горлов. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Корр ИА PrimaMedia задал нынешнему гендиректору "Примавтодора" Дмитрию Горлову вопрос, в каком состоянии досталось ему предприятие в апреле 2016 года.
"Ситуация в "Примавтодор" была не очень благополучной в том смысле, что перед этим прошла реструктуризация: было поведено укрупнение филиалов и в связи с этим под сокращение попали порядка 600 сотрудников. Это в определенной степени насторожило людей и для ряда специалистов стало стимулом принять решение об увольнении по собственному желанию. Поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы поднять моральный дух людей и настроить их на работу в новых условиях. Тем не менее, этот первоначальный этап мы преодолели, не без поддержки руководства края. Были проведены крупные совещания с директорами филиалов "Примавтодора", с начальниками участков. Нас приглашали в администрацию региона, где мы услышали самое важное о том, что предприятие обретет новое дыхание: будут заказы, будет много новой работы. И так оно и происходит".
Заместитель главного инженера "Примавтодора" Марина Гнеденко. Фото: Предоставлено пресс-службой АО "Примавтодор"
"Мы хотим работать в каждом районе Приморского края, и ресурсов бы хватило, — считает заместитель главного инженера "Примавтодора" Марина Гнеденко. – И технику сейчас закупаем, и опыт работы у нас очень большой. Все зависит от того, как выиграем конкурсы, будут ли контракты. И, конечно, важно, какое финансирование будет выделено на ремонт дорог в крае. Если дорога отремонтирована и ее нужно только поддерживать – она будет иметь совсем другой вид, чем неотремонтированная. Мы бы хотели, чтобы у нас повсюду была прекрасная разметка – и уже закупили пять разметочных машин. Ремонтируем наши асфальтобетонные заводы – у предприятия по всему краю их 30. В прошлом году освоили производство новых железобетонных особо прочных балок – таких больше никто в Приморье не делает. Я работаю в "Примавтодоре" с самого момента его создания, и, конечно, горжусь нашим предприятием, хочу, чтобы оно развивалось, чтобы было больше контрактов. А ресурсы на их выполнение у нас есть!"
Наиболее продуктивным периодом старожилы предприятия называют "предсаммитовский" — 2010-2012 годы. Директором в тот период был Лев Панченко. Тогда "Примавтодор" сумел в короткие сроки построить несколько важных инфраструктурных объектов – в том числе, участок новой объездной дороги из аэропорта на Русский остров, а также реконструировать участок федеральной трассы между Кневичами и Санаторной. При этом из-за недостаточной проработки проектов строительства и незапланированных трат предприятие чуть не оказалось на грани краха. Строительство трасс саммита стало новой сферой деятельности для предприятия – ранее оно занималось только ремонтом и содержанием дорог. По словам Льва Панченко, трасса М-60 стала самым убыточным проектом ОАО "Примавтодор", обескровив предприятие почти на 600 млн рублей. Позже директор признавался, что просто не мог сказать "нет" заказчику, хотя понимал риск и убыточность новых проектов. Единственным акционером предприятия всегда оставался комитет по управлению имуществом администрации Приморского края. Из кризиса "Примавтодор" вытягивали при помощи новых краевых заказов.