6 марта 2018. Оргкомитет IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ (прошел 26 февраля в Москве) опубликовал текст решения крупнейшего отраслевого форума на сайте Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). Между тем, ряд предложений органам государственной власти, закрепленных решением Съезда, почти дословно повторяют рекомендации из резолюции III Всероссийского съезда рыбаков, который прошел в феврале 2012 года. Ряд наглядных примеров этого – в материале ИА PrimaMedia.
Решение IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ
Решение III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства
О том, что ряд проблем, которые, по мнению рыбопромышленного сообщества, "оказывают негативное влияние на отрасль, тормозят ее развитие", не были решены за 6 последних лет, прямо говорится и в резолюции недавнего рыбацкого форума.
"Не реализовано в полной мере предложение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного Союза судов рыбопромыслового флота, построенных, приобретенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за рубежом до 1 января 2017 года", — говорится в документе 2018 года.
Отметим, что рыбопромышленное сообщество страны "образца 2018 года" стало менее категоричным в подходах к проблеме так называемых "незаходных" судов. Во всяком случае, в эпоху попыток возродить отечественное гражданское судостроение (в том числе и путем мягкой реализации старой идеи "квоты под киль" с помощью программы инвестквот) продолжать требовать от власти "таможенной амнистии" для построенных за рубежом судов было бы несколько неразумно.
А вот сформировать рабочую группу с участием ФТС, ФНС, Росрыболовства и отраслевых ассоциаций для "подготовки предложений и выработки мер" по возможному освобождению компаний от уплаты пошлин и НДС за заграничный судоремонт – можно.
Что и было рекомендовано правительству РФ пунктом 14 решения IV Съезда.
За 6 лет "между съездами", как представляется, не сдвинулся с места и вопрос о так называемых "контрольных точках", об обязательном прохождении которых при входе и выходе из исключительной экономзоны РФ в ДВ-бассейне рыбопромысловые суда должны уведомлять Пограничную службу ФСБ.
В 2012 году Всероссийский съезд рыбаков несколько размыто рекомендовал госорганам "внести изменения в законодательные акты, предусматривающие уведомительный принцип упрощенного пересечения государственной границы Российской Федерации рыбопромысловыми судами, включая научно-исследовательские суда".
К 2018 году, судя по всему, отраслевое сообщество "накопило" аргументации, что и нашло отражение в решении нынешнего Съезда.
"Несмотря на требование об обязательной доставке в российские порты для декларирования всей рыбной продукции, произведенной в 200-мильной зоне России и за ее пределами, сохраняется требование по прохождению рыбопромысловыми судами контрольных точек и должностных лиц охраны Пограничной службы ФСБ России при перегрузе уловов водных биологических ресурсов и рыбной продукции в море", — указали участники мероприятия.
Считая существующий контроль работы рыболовных судов избыточным, приводящим к большим временным и топливным потерям и несколько абсурдным при современном уровне развития технических средств контроля (ТСК) участники Съезда-2018 прямо предлагают отказаться от самой системы "контрольных точек" на границе ИЭЗ России в Дальневосточном бассейне.
Кроме того, рыбаки предлагают сделать транзитный проход через Первый Курильский пролив беспрепятственным для судов, уже прошедших пограничный и таможенный контроль, а также – заодно – "исключить норму об обязательном присутствии должностного лица органа охраны при погрузке, выгрузке уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в море".
Что интересно, уже 1 марта этого года правительство РФ (к которому и апеллировали рыбаки) продолжило работу над совершенствованием закона "Об исключительной экономической зоне РФ", одобрив изменения, согласно которым причастным к определению пресловутых "контрольных точек" и порядка их прохождения будет не только ФСБ, но и Минобороны с Минсельхозом.
6 лет назад участники Всероссийского съезда рыбаков говорили (как и многие до них и после них) о необходимости возрождения Северного морского пути – как альтернативы железной дороге для поставки рыбопродукции из азиатской части России в европейскую (хотя можно и наоборот).
Естественно, что Севморпуть прежде всего был интересен дальневосточным рыбопромышленникам, которые надеялись, что с его помощью они смогут наладить поставки в западную часть страны востребованных там видов рыбы – относительно дешевой и хорошего качества. Цены и состояние подвижного состава ОАО "РЖД" и его "дочек", понятное дело, мало кому нравились и в 2012 году, однако и Севморпуть оказался не прост: это только в советское время ледоколы проводили караваны транспортных судов бесплатно.
Поэтому в 2012 году делегаты отраслевого съезда и поддержали рекомендацию власти "принять меры по восстановлению перевозок рыбной продукции на трассах Северного морского пути, установив для них льготные тарифы по ледовому и навигационному обеспечению" — с целью обеспечения жителей страны качественной и приемлемой по цене рыбой.
"Требует решения вопрос доставки рыбной продукции из дальневосточных морей в западную часть страны Северным морским путем, — говорится в тексте решения уже IV Съезда рыбаков. — Необходимо принять меры по снижению стоимости ледовой проводки и обеспечения навигационного сопровождения российских судов, перевозящих рыбную продукцию Северным морским путем".
Пунктом 11 решения съезда правительству РФ дипломатично предлагается "ускорить решение вопроса о снижении тарифа", из чего можно сделать вывод, что за 6 лет никаких движений в этом направлении рыбопромышленники не наблюдали.
Также отметим, что доставка дальневосточной рыбы Севморпутем в западную часть РФ, судя по скупым сообщениям СМИ, идет пока исключительно в виде "пилотных проектов" отдельных игроков рынка. Доподлинно известно, что в 2015-м и 2017 годах доставку рыбопродукции соответственно в Мурманск и Архангельск осуществила приморская группа компаний "Доброфлот".
В обоих случаях речь шла о партиях объемом в 3 тонны, транспортные суда "Доброфлота" шли Севморпутем в летний период, переходы занимали по 14 суток, качеством мороженой продукции принимающая сторона оставалась довольной.
Также об "эксплуатации Севморпути в промышленных масштабах" говорят и в группе компаний "Норебо", одна из структур которой в качестве резидента СПВ планирует создать на Камчатке крупный морской рефрижераторный терминал, который должен со временем переваливать ежегодно до 350 тысяч тонн рыбопродукции, в том числе и для отправки в Европу по Севморпути. Пока же "Терминал "Сероглазка" обещает открыть в 2018 году регулярную судоходную линию Датч-Харбор – Петропавловск-Камчатский – Иокогама.
Цитата:
"Принять меры для повышения эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса Российский Федерации и подготовки квалифицированных специалистов, в том числе:
— решить вопрос об увеличении финансирования рыбохозяйственных исследований как минимум в два раза".
И еще одна цитата:
"Принять меры по повышению эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в части увеличения финансирования рыбохозяйственных исследований и строительства новых научно-исследовательских судов".
Исходя из того, что первая цитата – из решения съезда рыбаков РФ 2012 года, а вторая, соответственно, — 2018-го, можно сделать вывод, что за прошедшее время с финансированием отраслевой науки, по мнению бизнес-сообщества, принципиально лучше не стало. Кроме того, очевидно устарел и уменьшился научно-исследовательских флот Росрыболовства. Словом, проблемы накапливались.
"Несмотря на решение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства и многочисленные обращения в адрес Правительства Российской Федерации, региональных администраций, научно-исследовательских институтов, предприятий отрасли и их объединений, весьма острыми остаются вопросы качественного научного обеспечения рыбохозяйственной деятельности. Сокращается объем ресурсных исследований, отсутствует современный научно-исследовательский флот. Не решен вопрос с отменой нормы по уничтожению выловленных в научных и контрольных целях биоресурсов. Недостаточно внимания уделяется научному обеспечению аквакультуры, что сдерживает развитие указанного направления", — констатируют в 2018 году рыбопромышленники, многие из которых для получения необходимых для развития бизнеса прогнозных данных готовы предоставлять (и предоставляют) свои рыбопромысловые суда для проведения научных наблюдений.
Оптимизма в этом вопросе участникам IV Съезда попытался добавить руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, рассказавший на пленарном заседании, что благодаря модернизации "в сфере научно-исследовательских учреждений" удалось изыскать средства — еще иправительство РФ помогло — на проведение приоритетных исследований.
"Но все равно для будущего развития данных научных исследований этих средств остается пока недостаточно, — продолжил Шестаков. — Также в качестве первых практических шагов по усилению науки нам необходимо принятие решения о финансировании строительства трех научно-исследовательских судов. Сейчас по решению президента и поручению правительства мы ведем проектирование научно-исследовательского судна. Надеюсь, что в этом году его (проектирование – ред.) закончим, и в 2019 году при выделении финансирования сумеем приступить к непосредственному строительству первого судна".
Тему отраслевой науки в своем выступлении глава ФАР подытожил озвучиванием приоритетов на "следующий период". Это, по мнению регулятора, должно быть увеличение разведанных запасов — для достижения, надо понимать, роста ежегодного вылова, достичь чего, эксплуатируя только традиционные объекты промысла, будет весьма проблематично. По Шестакову, важна программа научно-исследовательских изысканий и обоснования промысловых запасов глубоководных видов. За счет каких ресурсов ученые ВНИРО и его региональных структур смогут "посчитать", допустим, макроруса в ДВ-бассейне (а на эти запасы есть большая надежда), руководитель Росрыболовства на съезде уточнять не стал.
Напомним, что в IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса РФ приняли участие около 500 представителей рыбопромышленных компаний, отраслевых ассоциаций и объединений, федеральных и региональных органов государственной власти. Организаторами крупнейшего мероприятия рыбной отрасли России выступили ВАРПЭ и Росрыбпрофсоюз при поддержке Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство).
В ходе Съезда представители рыбацких объединений и госорганов-регуляторов "обменялись позициями" по самому острому вопросу для рыбаков – будет ли сохранен "исторический принцип" распределения прав на доступ к водным ресурсам полностью или же все-таки стоит ожидать от государства "изъятий" отдельных промысловых видов с тем, чтобы выставить доли квот на них на аукционы. Резкое неприятие рыбным бизнесом любых "аукционных инициатив" нашло отражение и в тексте решения Съезда. Кроме того, делегаты IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ единогласно приняли обращение к президенту страны Владимиру Путину с просьбой ввести до 2025 года мораторий на изменение базовых основ закона "О рыболовстве" в части порядка распределения прав доступа к водным биоресурсам для предприятий отрасли. Текст обращения был опубликован на сайте Всероссийской ассоциации рыбопромышленников 2 марта.