Спасти липу и пчеловодство в Приморье может только срочный мораторий на рубки медоноса

Теневой экспорт поставил ценные породы деревьев на грань выживания, считают ученые ДВО РАН и специалисты Амурского филиала WWF России
Хищнические рубки поставили липу в Приморском крае на грань существования
Фото: предоставлено Амурским филиалом WWF России

19 апреля 2018. Только немедленный мораторий на вырубку дальневосточных лип может спасти эти ценные для пчеловодства породы деревьев, а также само производство меда в Приморском крае. Масштабная вырубка дальневосточных лип наносит колоссальный урон уссурийской тайге и таежному пчеловодству — важной и уникальной составляющей социально-экономического развития Дальнего Востока. По данным WWF, реальный объем древесины липы, вырубленной на Дальнем Востоке для экспорта, более чем в 4 раза превысил официально регистрируемый объем. Ученые опасаются, что хищнические вырубки уже поставили один из трех видов дальневосточных лип на грань уничтожения в Приморском крае, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе Амурского филиала WWF России.

Около 10-ти лет природоохранная общественность Приморья озабочена проблемой вырубки дальневосточных лип. Особенно остро поднимается вопрос о мерах по ее защите в последние годы, когда объемы лесозаготовок наиболее ценного медоноса выросли в разы.

События последних лет:

Лето 2015 г. – по инициативе губернатора Приморского края создана рабочая группа по выработке рекомендаций по сохранению липы;

Осень 2016 г. – выработано решение, губернаторы Приморского, Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной областей подписали письмо в Минприроды России с предложением внести липу (амурская, маньчжурская, Таке), в перечень пород, заготовка древесины которых не допускается;

Март 2017 г. – поддержка со стороны Минприроды и Рослесхоза: проект постановления по внесению липы в перечень пород, заготовка древесины которых не допускается, размещен для обсуждения на regulation.gov.ru;

Май 2017 г — отрицательные отзывы со стороны лесопромышленного лобби, процесс принятия решения затягивается;

Март 2018 г. — совещание лесопромышленников в Хабаровске. Обсуждается вопрос отмены проекта закона о запрете рубки липы.

Между тем, пока кипят страсти и вокруг этого законопроекта в тайге продолжается массированная вырубка липы, в разы превышающая разрешенное пользование.

О проблеме сохранения липы и путях ее решения шла речь 18 апреля во Владивостоке на совместной пресс-конференции представителей Всемирного фонда дикой природы (WWF), Союза пчеловодов Приморского края и ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.


Участники пресс-конференции Рамиль Еникеев, Петр Осипов и Ольга Ухваткина. Фото: предоставлено Амурским филиалом WWF России

В своих отчетах эксперты WWF России ранее уже показывали существенный рост экспорта древесины липы. Однако анализ таможенных данных, проведенный WWF в апреле 2018 года, показал беспредметные цифры по вырубке и экспорту липы, которые требуют принятия срочных мер. Впервые экспорт липы, переработанной в доски, шпон и другие пиломатериалы, превысил официально регистрируемый объем заготовки ликвидной древесины (т.е. объем деловой и дровяной древесины в бревнах, учтенный органом управления лесами). В 2016 году это превышение составило 27%: 171 800 м3 было заготовлено липы по официальным данным, но границу с Китаем пересекли 218 966 м3 уже переработанной древесины!

Реальный же объем леса, вырубленного для производства такого количества уже переработанной древесины, на самом деле существенно выше и, с учетом потерь при переработке, вообще составляет 0,75 млн м3, т.е. в 4,35 раза выше официально заготавливаемого объема.

Как обращает внимание WWF, общий объем разрешенного пользования формируется в т.ч. по деградированным лесам, где липу практически не рубят. Помимо этого, при расчетах не было учтено внутреннее потребление древесины, поэтому в реальности общий объем вырубаемой липы больше.

"Беспрецедентные данные по вырубке и экспорту липы, которые мы получили, требуют принятия срочных мер. Установленный переруб по липе в 4,35 раза свидетельствует об отсутствии контроля лесопользования и оборота древесины в регионе. Фактически идет истребление ценного медоноса, государственного ресурса, необратимые последствия которого скажутся как на самой лесной промышленности, так и на пчеловодстве. Несомненно, это негативно влияет и на лесную среду в ареале тигра, — говорит Петр Осипов, директор Амурского филиала WWF России. — При этом мы не знаем, какая же именно липа страдает от перерубов больше всего — амурская, маньчжурская или липа Таке. Потому что общий прирост липы считается по всем трем видам. И не исключено, что в таких условиях одну из трех дальневосточных лип мы уже практически потеряли".


Только немедленный мораторий спасет липу. Фото: предоставлено Амурским филиалом WWF России

Но государство ли зарабатывает на этом бесконтрольном обороте древесины липы?! По подсчетам экспертов WWF, ресурс продолжает утекать в соседние страны, оставляя государству в бюджеты "крохи" по сравнению с его реальной рыночной стоимостью.

Если даже сравнить среднюю контрактную цену экспортера на пиломатериалы из липы (около 8 тысяч рублей за 1 м3, но в реальности цена выше) с величиной т.н. "ставок платы", поступающих от экспортера в федеральный бюджет от этого кубометра пиломатериалов (144 руб/м3 пиломатериалов), то получится, что государству "перепадает" лишь 2% от такой внешнеэкономической сделки. У кого после таких данных повернется язык назвать эту сделку с природой — успешным бизнесом на благо государства?

"Только в Приморском крае пчеловодством занимается 6,5 тысяч человек, плюс 500 человек заняты в переработке и фасовке. Они платят налоги, создают рабочие места себе и односельчанам, активно продвигают приморский мед как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Весь доход от пчеловодства распределяется равномерно среди всех участников этого процесса. У лесной промышленности же, и это не для кого не секрет, основными выгодоприобретателями является весьма ограниченный круг людей, немалая часть которых находится за границей. Липа – основной медонос в Приморье. До 2007 г. она уже была запрещена в рубку и поводов для конфликтов с лесопромышленниками не возникало. Мы предлагаем вернуть опять нашим, эндемичным, видам липы прежний статус. С нами согласна и лесная наука. И, самое главное, нас, пчеловодов края, поддерживает в этом вопросе врио губернатора Приморского края Андрей Владимирович Тарасенко, член Совета Федерации Светлана Петровна Горячева", — говорит Рамиль Еникеев, председатель Союза пчеловодов Приморского края

"С научной точки зрения ситуация выглядит следующим образом. Как все знают, до 2007 г дальневосточные липы были запрещены к промышленной заготовке древесины как медоносы, поэтому не существует сейчас никаких научных обоснований к возможной заготовки древесины лип, нет достоверных данных о возрасте лип, хотя сегодня призывают ее продолжать рубить и со 100 лет. Последние наши данные показывают, что возраст плодоношения липы должен быть сильно увеличен, а в 60-80 лет она только начинает плодоносить. К тому сейчас нет ограничений по диаметру при заготовке, т.е. лесопромышленники могут рубить ту древесину, которая им выгодна.

Если не будут введены меры по сохранению липы, то мы столкнемся в ближайшие 5-10 лет с ситуацией, когда и лесная отрасль однозначно пострадает (за счет того, что липа будет окончательно вырублена), и пчеловоды не смогут заниматься производством меда.

Всё это приведет не только к экономическим, но и к социальным последствиям – оттоку населения. Если же сейчас ограничить вырубку липы, тогда мы сможем обеспечить закрепления населения на местах за счет пчеловодства, стабильное развитие региона и, что очень важно, восстановление уже сильно нарушенных кедрово-широколиственных лесов. Это, в свою очередь, приведет к минимизации экологических и связанных с ними экономических рисков", — говорит Ольга Ухваткина, к. б. н., ст. научный сотрудник сектора лесных экосистем ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.


Вместо меда — бревна. Фото: предоставлено Амурским филиалом WWF России

К чему ведет истребление липы? Несомненно, к деградации лесов Дальнего Востока, где липа – естественный необходимый элемент биоразнообразия, источник кормовой базы для животных. Без немедленных мер будут только усугубляться и социальные последствия от вырубки липы, связанные с доходом местного населения.

При такой варварской эксплуатации липы, бесспорно, невозможно будет говорить ни о развитии экспортного потенциала по такому уникальному в мировом масштабе продукту как липовый мед, ни о каком-либо шансе для представителей лесного бизнеса добиться устойчивого развития в будущем.

В связи с этим WWF России требует введения немедленного моратория на рубку дальневосточных лип до проведения всесторонней комплексной оценки характера эксплуатации лесов по данным породам, а также выработки выполнимых и взвешенных мер для прекращения уничтожения липы.

Далее меры могут включать как полный запрет на заготовку древесины через отнесение липы амурской, л. маньчжурской и л. Таке (Tilia amurensis, T. mandshurica, T. taquetii) к "Переченю видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается", так и, возможно, полный запрет лишь ее экспорта и другие меры.

Смотрите полную версию на сайте >>>