30 апреля 2018. Накануне первомайских праздников Приморский край и Сахалинскую область посетил депутат Государственной Думы РФ Олег Нилов — член Президиума Центрального совета партии "Справедливая Россия", заместитель председателя фракции "СР" Госдуме. В беседе с корр. ИА PrimaMedia парламентарий рассказал об актуальных инициативах партии, приоритетах национальной политики и проблемах Дальнего Востока.
— Олег Анатольевич, это ваш первый визит в дальневосточные регионы. Какова его основная цель?
— В этом созыве Государственной Думы мне выпала честь помимо моего родного Приморского района Санкт-Петербурга курировать еще и наш Дальний Восток – Приморский край и Сахалинскую область. Мы в предыдущие созывы много говорили о том, что депутаты просто обязаны работать на территориях, нести ответственность за то, что происходит в стране. Сейчас, как вы знаете, депутаты ГД находятся на каникулах, и у меня появилась возможность приехать в Приморье и на Сахалин. Следующие приезды планирую в августе и, наверное, в те же самые каникулы, которые совмещаются с новогодними и рождественскими праздниками. Нынешний приезд посвящен анализу, общению с региональными партийцами, с администрациями регионов, общественностью, журналистами, чтобы определит те приоритеты, на которые я и буду обращать больше внимания.
— Судя по законопроектам, внесенным в ГД фракцией "Справедливой России", основной приоритет партии очевиден – это повышение уровня жизни населения. Что здесь можно сделать?
— Действительно, наиболее важный вопрос – это борьба с бедностью, которую, наконец-то, провозгласил президент РФ. И поэтому по всей стране будет стоять задача перед партиями – не дать заболтать это приоритет ни местным властям, ни федеральному правительству, ни Думе. А ситуация – ведь просто вопиющая, сегодняшний уровень МРОТ, как было отмечено в прессе, достаточен лишь для содержания какого-либо ежика или ослика в зоопарке. А если взять среднюю пенсию или зарплату, то это – уровень содержания заключенных. Поэтому задача партии – везде добиваться того, чтобы доходы абсолютного большинства граждан теперь уже реально давали возможность приобретать необходимое количество продуктов, лекарств, а также — оплачивать ЖКХ. Но не только! В обязательном порядке этих денег должно хватать и на жилье. Ведь в сегодняшнем законе о потребительской корзине просто по факту нет такой статьи, да и многих других тоже. Будто бы человек не покупает, не арендует, не ремонтирует жилье, в его жизни нет ни культуры, ни путешествий. Поэтому и получается такая лукавая цифра в 11 тысяч рублей, то есть МРОТ или та же средняя пенсия.
И поэтому мы приняли с Сергеем Михайловичем Мироновым решение и в очередной раз внесли законопроект, который предлагает привязать денежное вознаграждение депутатов, сенаторов — а впоследствии и членов правительства, министров, различных топ-менеджеров — к результатам эффективности их работы. Каким еще образом добиться того, чтобы хватало денег в бюджете на пенсии, на зарплаты? Прежде всего, нужно спрашивать с тех, кто формирует бюджет, кто собирает налоги и иные государственные доходы с различных отраслей экономики, с нынешних эксплуатантов национальных богатств. Но у них, как говорится, вечно "крокодил не ловится, не растет кокос", и триллионы рублей утекают куда-то за границу все последние десятилетия. Говорят нам: "Что поделать, это форс-мажор". Ничего подобного!
Приравнивание зарплаты депутатов к средней зарплате по стране – это очередное требование нашей партии поставить вопрос о самом главном, об уровне благосостояния простых граждан.
Главный критерий оценки эффективности власти – это и есть сбережение и преумножение нашего народа. Это всегда было приоритетом "Справедливой России" свой приоритет, а теперь этот приоритет по инициативе президента стал национальным.
Теперь задача — убедить всех членов правительства, топ-чиновников работать именно на этот конечный результат. Наши требования звучат тогда, когда мы обсуждаем бюджет, особенно — ключевые статьи для сбережения жизни граждан: здравоохранение, культура, образование, социальная защищенность, пособия, пенсии и так далее. Но на эти статьи у правительства, которое верстает бюджет, средства идут по остаточному принципу. А наши предложения о том, где найти необходимые триллионы рублей, пока не воспринимают. Ведь придется кого-то огорчить, придется ведь эти триллионы из чьего-то кармана изъять, чтобы направить в казну. А сегодня туда доходят суммы, исчисляемые триллионом, а может, и двумя. Триллион рублей, чтобы вы понимали, – это совокупный годовой бюджет всего здравоохранения, образования и культуры Российской Федерации. Если мы находим еще один триллион, то сразу можно увеличить в два раза расходы по эти статьям.
— А какие источники увеличения доходной части бюджета вы имеете в виду?
— Например, госзакупки, на них теряются суммы, превышающие триллион рублей в год. Возврат НДС при экспорте сырья за границу – тоже триллионные суммы. В богатейшей стране мира – а Россия именно богатейшая страна мира – только кажется, что нет денег. В стране огромное количество денег! Буквально недавно Совет Федерации зафиксировал, что из страны выведена сумма, превышающая все золотовалютные резервы России, порядка 400 млрд долларов. У 200-300 человек – "жирных котов", как их называет президент — состояние превышает все накопления остальных 99,99% граждан.
Так что работать нужно, и в этом случае огорчать по нашему требованию придется очень немногих. И огорчать их можно не "по-коммунистически" — в смысле "взять и поделить" — а начать с просьбы оплатить хотя бы прогрессивную шкалу налога. Нужно огорчать тех, кто вывез эти 400 млрд долларов. Это довольно сложно, но если государство всерьез будет поставлено перед вопросом и желанием найти деньги для пенсии и зарплат всем, то и эти задачи решаются.
Если из вашей страны совершаются, по сути, хищения миллиардов долларов, то для решения вопросов национальной безопасности принимаются любые способы. Нужно вернуть этого человека сюда, а потом предложить ему выбрать – либо возвращение денег в Россию, либо труд на свежем таежном воздухе до конца жизни.
А пока триллионы "вытекают" из российского бюджета через различные схемы, махинации с НДС за экспорт сырья, нефти и газа. Триллионные "бреши" — в банковской сфере, когда раз за разом деньги исчезают вместе с банкирами, а ЦБ берет на себя ответственность, закрывает эти бреши бюджетными деньгами.
— Если говорить о Дальнем Востоке, то какие "точки роста" в плане легализации финансовых потоков вы здесь видите?
— Прежде всего, это лесная отрасль. Это колоссальное лесное богатство уже давно не приносит практически ничего в казну. Более того, наше лесное хозяйство является даже убыточным — на тушение пожаров, бушующих по всему Дальнему Востоку с ранней весны и до осени, тратятся многомиллиардные средства.
А поступления от лесной отрасли страны, которые попадают в федеральную казну, всего-то 20-25 млрд рублей, это на уровне транспортного налога, собираемого ежегодно только в одной Москве.
Причина простая: была ликвидирована прежняя система контроля, профилактики. Хозяина из леса — в виде лесничего, в виде целой армии профессиональных, ответственных людей – изгнали. Люди, которые раньше были специалистами лесного хозяйства, теперь стали подневольными исполнителями арендаторов лесных участков. И национальное богатство, по сути, принадлежит таким вот "лесным братьям, которые уже вывезли миллионы, миллиарды "кубов" леса за границу — в Китай, Японию, в Финляндию. 20 млн кубометров леса ежегодно на экспорт, и это — только официальная цифра. Все это происходит по причине вопиющего вредительства. Это, подчеркну, не халатность, не неумение, это просто выгодно, грубо говоря, мафии. Да, местные общественники, партийцы бьют тревогу. Местное региональное начальство тоже не в восторге от того, что происходит в лесу, но ничего не меняется.
Поэтому мы предлагаем восстановить в полном объеме прежнюю систему лесоохраны и не только. Здесь очевидно, что нужны федеральные реформы целых отраслей – в сторону возложения единой, практический персональной ответственности. А сегодня система построена таким образом, что при таком количества контролеров и руководителей в каждой отрасли страна и без денег, и без леса, и без рыбы.
— Как представляется, мало остановить бесконтрольный вывоз ресурсов – того же леса – за рубеж. Как его использовать в России?
— А что такое эти 20 млн кубометров леса ежегодно? Это 500 тысяч деревянных домов, экологичных и дешевых. Поставлена задача – 120 млн кв. метров жилья должны возводиться в стране ежегодно. И почему-то всем кажется, что через ипотеку и другие способы это обязательно должно быть жилье в многоквартирных домах. Я так не считаю. Партия будет этот вопрос превращать в какие-то решения на региональном, дальневосточном уровне. Мы считаем, что, используя эту возможность с гектаром земли на Дальнем Востоке, нужно добиваться того, чтобы гектар выдавался не где-то за 200 км от Владивостока, от других городов, а в непосредственной близости от транспортной инфраструктуры, которая появится здесь в течение 6 лет. И строительство на этом гектаре своего дома с небольшим подсобным хозяйством должно стать альтернативой этому непрекращающемуся строительству и расширению городов, что называется, вверх.
Одноэтажная Россия – этот вариант предлагает партия как альтернативу безудержному и дорогому росту городов. Это деревянное жилье может и должно быть в разы дешевле квартиры в многоэтажном доме. Деревянный дом, если еще и будет реализована возможность получить лес практически бесплатно для строительства этого дома, если ипотека будет 5-6% будет, обойдется семье в 1-2 млн рублей, то есть в разы дешевле квартиры в многоэтажке. И это уже будет 150-200 кв. метров площади и совсем другие перспективы – домашнее хозяйство, которое позволит людям прокормить себя, если правительство так и не найдет возможности увеличить зарплаты и пенсии. Вот эту альтернативу партия прорабатывает на федеральном уровне. И в регионах начинаем готовить почву для этого подхода. Например, сегодня тоже внесен законопроект "Справедливой России" о том, чтобы разрешить использовать материнский капитал на строительство или ремонт такого дома, а не только квартиры в городе.
— Если говорить только о Сахалине и Приморье, то эти регионы – традиционно рыбодобывающие. На ваш взгляд, каково состояние рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока?
— То, что здесь ситуация печальная, подтвердилось, и более чем. То, что рыбная отрасль стрыны прекратила поставку на внутренний рынок доступной, качественной рыбопродукции – это главная беда. То, что рыбное богатство страны используется практически бесплатно нынешними эксплуатантами, это тоже проблема страны, правительства. Есть "жирные коты", как президент их характеризует, которые "пользуют" эти богатства, не заплатив в казну практически ничего, если сравнивать с платежами, которые поступают от подобных отраслей других стран. Я предполагаю ставить соответствующие вопросы перед правительством нового состава и в этой области.
25 млрд рублей поступлений в бюджет от всей рыбной отрасли в 2017 году – это, согласитесь, не те деньги. У некоторых коррупционеров-казнокрадов, как мы убеждаемся, могут быть похожие суммы в в виде наличности, которые они прячут дома по шкафам. И многие эти купюры, образно говоря, пахнут именно рыбой. И почему не удается направить полноценно деньги из рыбной отрасли в бюджет, тоже надо разбираться.
И еще одна важная вещь. При общении с рыбаками во Владивостоке я воочию убедился, что ситуация с уровнем оплаты труда здесь – невообразимая. Работа на конвейере в море при смене в 12 часов. Без выходных. 8 месяцев, пока длится экспедиция. Вот что представляет собой эта работа. Вот он, труд рыбака. И как он оценивается? Зарплата – около 70 тысяч рублей в месяц. Это — каторжная работа. Как там люди себя чувствуют, можно представить. Это похоже на тюремные условия — тесные помещения, общая столовая. И при этом – очередь, чтобы получить даже такую работу. При этом на берегу, во Владивостоке цены просто зашкаливают по сравнению с центральной частью России, причем иногда даже в полтора раза. А зарплата за каторжный труд, повторюсь, 70 тысяч рублей. А как здесь существуют пенсионеры, которые вынуждены жить на 10-15 тысяч?
— Как считают многие экономисты, просто рост зарплат и пенсий – не панацея от бедности, инфляция быстро "съест" все прибавки. Вы согласны с этим?
— Нужно увеличить зарплаты и пенсии и одновременно – снижать цены.Ведь сегодня цены в тех же магазинах, в аптеках, на рынках – спекулятивные, разрыв с ценой производителя подчас – местами в сотни процентов. Такого точно нет в большинстве развитых стран, где есть соответствующий контроль, соответствующие ограничения. Потому что там есть понимание, что если цены не контролировать, то придется из бюджета выплачивать огромные суммы на поддержание неимущих.
У нас же почему-то этого понимания как будто и нет. Сегодня назвать государственный контроль цен удовлетворительным — просто нельзя. Почему нет этого контроля? Потому что работает коррупционный механизм, и недоплата в казну через налоги просто колоссальная. Если торговля работает исключительно "на себя", а государство с этим не борется, то никто добровольно все налоги со всех прибылей платить не будет.
Нужно заставлять, жестким контролем решать эту проблему. Увеличивать цены в разы от цены производителя – ни в одной стране этого не делается, потому что тогда там со свехприбылей придется заплатить сверхналоги. У нас же — и сверхнаценка, и сверхприбыль, а налоги "по мизеру" платятся.
Так что огромное количество у правительства есть источников пополнения бюджетов. По нашим оценкам, бюджет сегодня получает не более половины от тех сумм, которые должны в него поступать. И это — главная претензия и к власти, и к партии власти. Косвенно получается, что и к нам. Но мы готовы нести эту ответственность, прежде всего — через ограничение зарплат депутатам, о котором я говорил ранее. Кроме того, эта имущественная пропасть между депутатами, чиновниками, топ менеджерами и остальным населением просто уничтожает единство в стране, а в этом состоянии бороться с внешними вызовами и угрозами невозможно.
— К слову сказать, многие из упомянутых вами топ-чиновников во многом оправдывают необходимость "затянуть пояса" — то есть, по сути, ничего не менять – именно санкционным давлением Запада. Как быть с ним?
— Лучшим ответом на многочисленные санкции будет не борьба с продуктами, конкретными товарами американского или западного производства. У нас иное предложение: не создавать некую видимость ответа, а действительно отвечать, что называется, "не в бровь, а в глаз". Партия предлагает (и уже в мае эти предложения будут формализованы) вернуть те вложения, которые все последние десятилетия хранились в ценных бумагах США и тех стран, которые участвуютв этом санкционном давлении. Это только в США — 98 млрд долларов.
Эти деньги нужно вернуть в Россию, и не просто их "проесть", а направить на развитие производств, имеющих приоритетное социальное значение. Это, допустим, домостроительные комбинаты "под ключ", которые, используя лесные ресурсы, прежде всего, Дальнего Востока и Сибири, смогут в кратчайшие сроки поставит на поток производство тех самых недорогих домов. И прибыль здесь гарантируется, во всяком случае, она будет гораздо больше, чем сегодня страна получает от этих миллиардов, хранящихся за рубежом, а получает она где-то 0,5% годовых.
Главное же, и к этому также призывает партия, — правильно понимать, для чего вводятся санкции. Они вводятся не ради воспитания правительства или президента. Санкции делаются для того, чтобы, обрушив экономику, курс рубля, добиться того, чтобы граждане именно "проели" все свои сбережения и больше не могли покупать даже то, что сегодня позволяет им существовать, бороться как-то с болезнями, оплачивать крышу над головой. А в такой ситуации граждане выходят на улицу и устраивают переворот, революцию, майдан.
Отвечать на эту конечную цель инициаторов санкций можно только одним — увеличением дохода граждан, снижением цен, тарифов и так далее. Поэтому предложение по увеличению зарплат, пенсий, МРОТ и всего, с этим связанного, и будет являться главным нашим "ответом Чемберлену". И если на каждые новые санкции отвечать таким образом, то, согласитесь, санкции очень быстро просто прекратят вводить, они потеряют всякий смысл.
Потому что разрушение этой огромной пропасти между богатыми и бедными, простыми гражданами и "жирными котами", к которому мы призываем, — это такое укрепление единства в стране, которое никакими санкциями не расколоть.
Главный здесь момент – не допускать, чтобы те наши граждане, которые действительно занимаются производством, созидательным трудом, оставались за чертой бедности, если не ниже этой черты. И для этого, повторюсь, кого-то придется сильно огорчить — из тех, кто "хорошо устроился", присосался к бюджету, богатствам страны. Другого выхода нет. Все эти вызовы в виде санкций и другого внешнеполитического давления должны вывести на принятие решений о том, чтобы огорчить этот "золотой процент" — в интересах абсолютного большинства. В противном случае пропасть между сверхбогатыми, криминальными, коррумпированными и населением страны будет превращена в главную причину кризиса, которого нельзя допустить. А наша задача – эту пропасть хотя бы на порядок уменьшить.
Справка: НИЛОВ Олег Анатольевич родился в Калининградской области в 1962 году. В 1985 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), в 1999 году — Северо-Западную Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "государственное и муниципальное управление", в 2005 году — факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета по специальности "международные отношения".
После окончания ЛИАПа работал на Северном заводе в Санкт-Петербурге, где прошел путь от мастера до начальника цеха. В дальнейшем был избран первым секретарем Приморского РК ВЛКСМ. Под его руководством находились многотысячные общественные и производственные коллективы.
Начиная с 1997 года пять раз подряд избирался депутатом на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Избирался депутатом Государственной Думы РФ VI созыва. 18 сентября 2016 года избран депутатом Государственной Думы РФ VII созыва по федеральному списку кандидатов Политической партии "Справедливая Россия.