4 мая 2018. Экологическая общественность Владивостока, а также профильные ученые структурных подразделений ДВО РАН выступили против утверждения норматива общедопустимого улова (ОДУ) косаток и белух на текущий и следующий год, рассчитанного специалистами ТИНРО-Центра. В ходе общественных слушаний по этому вопросу, которые прошли в четверг, 3 мая, ученые и общественники подвергли критике как методики расчета ОДУ, который применил ТИНРО-Центр к косаткам и белухам, так и сам подход к изъятию животных из естественной среды обитания, кроме как в научных целях и для нужд коренных малочисленных народов Севера. ИА PrimaMedia делится подробностями дискуссии.
С самого утра 3 мая в актовом зале ТИНРО-Центра во Владивостоке было не протолкнуться. Штормовая погода, обрушивавшаяся на Владивосток, не повлияла на интерес общественности к общественным слушаниям материалов, которые разработали ученые ТИНРО-Центра для установления ОДУ по объектам промысла в Дальневосточном бассейне — разным видам рыб, беспозвоночных и морских животных. Правда, большинство участников слушаний рыба и планируемые объемы ее вылова совсем не интересовала. Зато очень интересовал вопрос, сколько морских млекопитающих рыбохозяйственная наука собирается разрешить добыть в этом и следующем году.
Возможно, именно поэтому первая часть доклада, посвященная рыбам и беспозвоночным, не вызвала почти никакого интереса у аудитории. Но как только основной докладчик по обсуждаемым материалам ОДУ, заведующий отделом бассейновых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра Александр Золотов добрался до раздела по предполагаемым объемам вылова мормлеков, аудитория сразу оживилась — было видно, что люди пришли именно ради этого вопроса.
Докладчик признал, что вопрос действительно стоит остро, при этом отметив, что в многочисленных публикациях СМИ зоозащитники подают этот вопрос однобоко и предвзято.
Он сообщил, что ОДУ на вылов косаток и белух на 2018 год не был утвержден, так как возникли претензии у Росприроднадзора по поводу отсутствия свежих данных по численности животных.
"Но в прошлом году какие-то исследования нашими специалистами были выполнены, что позволяет установить ОДУ не только на 2018-й, но и на 2019 год", — сообщил он.
По его словам, установление ОДУ в отношении белух и косаток регламентируется приказом Минсельхоза, но этот ОДУ не может быть связан с промышленным ловом: ловить животных можно только для нужд коренных народов Сибири и Крайнего Севера (КМНС), для научных исследований и в культурно-просветительских целях.
"Поэтому, из 200 белух, на которых предлагается установить ОДУ, 195 предназначено для народностей Севера на Чукотке. На исследовательские цели зарезервировано пять голов. После проведения необходимых исследований эти животные будут отпущены в среду обитания. По косаткам определена цифра в 13 голов, потому что нам нужно их изучать: такая потребность есть у промышленности, чтобы отогнать косаток от сетей на промысле палтуса на Западной Камчатке. Без изучения этот вопрос не решить", — отметил Александр Золотов,
Директор реабилитационного центра "Тюлень" и член Совета по морским млекопитающим Лора Белоиван спросила у докладчика, какие конкретно новые данные появились у ученых ТИНРО, позволившие им скорректировать ОДУ по косаткам с ноля до 13 голов.
Ответить вызвался научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих ТИНРО-Центра, который сообщил, что точная численность популяции косаток в Охотском море ученым на сегодняшний день не известна, и будет подсчитана только в следующем году.
По его словам, ОДУ по косаткам на 2018 и 2019 год был рассчитан по неким "архивным и литературным данным".
"Сейчас у нас есть только экспертная оценка, которая основана на архивных данных — 3130 голов. Мы никогда не давали ноль, мы всегда давали 10 голов на отлов, просто ОДУ в итоге не устанавливался. Но, по нашим расчетам, можно давать под вылов 13 голов", — заявил он.
Общественницу такой ответ не удовлетворил. Она указала на то, что подобная методика расчета ОДУ недопустима, а ученые установили цифры, не основанные на научных данных. Аналогичные претензии к методике расчета ОДУ прозвучали и от других специалистов по морским млекопитающим, присутствующих на слушаниях.
Выступавшие общественники говорили, что отлов морских млекопитающих в дальневосточных морях давно превратился в грязный бизнес, приносящий определенным коммерческим структурам огромные доходы. При этом, отмечали они, изъятие животных из естественной среды производится живодерскими способами, а их транспортировка и содержание в неволе является натуральным издевательством и приносит этим высокоразвитым животным сильные страдания.
В дискуссию вмешался замдиректора ТИНРО-Центра Игорь Мельников, который довольно эмоционально сообщил, что претензии общественности не по адресу: выловом белух и косаток для продажи институт не занимается, а если и ловит, то исключительно в научных целях, и после забора необходимых проб, возвращает их в естественную среду.
Высказал представитель института и свое мнение по отлову морских млекопитающих.
"Нам действительно нужно собирать информацию о косатках. Тем более есть обращения от организаций, занимающихся ярусным ловом.
Вред от косаток, не знаю какие они там – рыбоядные, травоядные или еще какие-то, он огромный! 40% улова ярусоловы теряют в Охотском море именно от косаток! Рыбаки теряют уловы, благодаря глубоко любимому вами, всеми зелеными, животному. Его численность нужно регулировать, как и всех остальных животных.
Косатки – это вершина пищевой пирамиды, и мы ее много лет не трогали. Результат будет такой — они разведутся до такого количества, что сами будут гибнуть. Заодно пострадают наши рыболовы, и в результате вы в магазин будете за рыбой ходить, которая будет стоить в 10 раз дороже. И это будет в скором времени. Потому что все млекопитающие в последние годы восстановились до исходной численности. Мое глубокое убеждение, в отличие от вас, зеленых, что млекопитающие такой же объект промысла, как и все животные, и ничем не отличаются от рыб!", — заявил Игорь Мельников.
В его поддержку высказался представитель компании, занимающейся ярусным промыслом.
Он подтвердил, что косатки в последние годы стали большой проблемой для ярусного рыболовства, и призвал науку найти решение проблемы, не обязательно связанное с отловом или уничтожением животных.
Общественники сразу же подсказали способ решения проблемы: использование специальных отпугивающих устройств. Такая практика широко применяется во всем мире, но российские рыбаки такие устройства почему-то игнорируют.
Директор ТИНРО-Центра Алексей Байталюк вернул дискуссию в конструктивное русло. Он пояснил, что определение ОДУ, в том числе на морских млекопитающих, это обязанность ТИНРО-Центра как научного института.
"Выполняя свои функции, наука определила предельный объем изъятия данных видов из естественной среды, то есть тот объем, который не повлечет за собой негативных последствий для репродуктивного сохранения популяции. Дальнейшее распределение этого объема – не наша компетенция. Этим занимается Росрыболовство, куда все заинтересованные лица подают заявки – и КМНС, и наука, и организации, которые вылавливают мормлеков для культурно-просветительских целей. А окончательное решение принимает дальневосточный рыбохозяйственный совет", — сообщил он.
После этого всем желающим предложили высказать свое мнение с занесением в протокол заседания.
Жительница Владивостока Ирина Павленко указала на то, что содержание косаток и белух в неволе — это содержание животных в тюрьмах.
"У нас перед глазами пример океанариума. Сколько там было смертей, сколько убийств! Индия и ряд других стран запретили содержание косаток, белух, дельфинов и китообразных, у них они приравнены к личностям. А наша страна продолжает этих животных с высоким интеллектом держать взаперти на потеху. Их вылавливают, у них забирают детей. То, что морских млекопитающих ловят северные народы, это одна история, но главный вопрос в том, что животных ловят для океанариумов и дельфинариев.Человек — это тоже животное, но человек воспитывается в неуважении к тем, кто живет рядом с ним. То, как обращаются с морскими млекопитающими – это издевательство над животными в натуральном виде. Кто это лоббирует, кто на этом зарабатывает, куда уходят эти деньги — никто не знает. Это финансовый вопрос страны и серьезный этический вопрос. Это вопрос отношения к жизни. Когда детей ведут в океанариум и показывают им этих красивых животных, они не понимают, что для этих животных это тюрьма, мы выращиваем искореженное поколение", — сказала она, предложив запретить отлов морских млекопитающих для культурно-развлекательных целях.
Директор реабилитационного центра "Тюлень" Лора Белоиван в своем выступлении повторила претензии к методике расчета ОДУ по косаткам и белухам.
"Мы не услышали сегодня достаточно убедительных аргументов по подсчету ОДУ, мы не услышали гарантий, что косатки, которые предназначены для разных целей, не будут изыматься из одной и той же популяции. Проследить это в российских реалиях и предоставить наблюдателей, которые бы препятствовали уничтожению популяции, невозможно.
Мы считаем, что ОДУ по косаткам взят с потолка.
Есть и этический вопрос, этика здесь не на последнем месте. Сейчас применяется совершенно живодерский подход к изъятию животных. Вот ОДУ считается математически, хотя его нет в данном случае. А как подсчитать ОДУ изъятия из популяции, в которой у каждого члена сообщества совершенно четкая социальная роль? Ученые-биологи совершенно не обращают на это внимания. Самое печальное во всей этой истории, то, что деньги стали очень сильно вмешиваться в науку", — высказалась общественница.
Более детально претензии к методике расчета ОДУ высказал ее коллега по Совету по морским млекопитающим, сотрудник Тихоокеанского океанологического института Сергей Рязанов. Он отметил, что у ТИНРО-Центра нет актуальных данных для определения ОДУ на вылов косаток, следовательно, ОДУ по этому виду не может быть установлен. По мнению ученого, ОДУ по белухам нуждается в серьезной корректировке.
Бывший директор Приморского океанариума, а ныне сотрудник Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Вадим Серков предложил не подвергать сомнению методики подсчета ОДУ, напомнив, что ТИНРО – одно из старейших научных заведений, и его выводам стоит доверять.
"Но вопрос имеет морально-этический аспект. Большинство людей не волнует сколько морских млекопитающих обитает в наших водах. Их волнует морально этический вопрос содержания морских млекопитающих в неволе. Кто-то категорически не согласен с тезисом, что морские млекопитающие должны содержаться в неволе. Мормлеки, особенно косатки, создают семьи, они общаются, между ними создаются очень прочные социальные связи. Отлов подразумевает изъятие молоди, то есть у родителей отнимают детенышей, что для них сильный стресс, это доказано наукой. Надо ли закрывать дельфинарии и океанариумы? Нет, эти учреждения несут мощный образовательный и просветительский эффект. Другое дело, как содержать животных. В настоящее время нужно преобразовывать дельфинарии в реабилитационные центры, их не надо закрывать, их нужно сделать другими. И не надо для их наполнения отлавливать животных из дикой среды. Уже достаточно много дельфинариев, которые разводят у себя животных. Можно наполнять дельфинарии путем обмена. Можно доставлять в эти дельфинарии животных, получивших травмы, их тоже достаточно много.
Что такое 13 косаток? Это 13 разрушенных семей.
Очень много людей против отлова морских млекопитающих в культурно-просветительских целях. Мировая тенденция – не отлавливать животных для содержания в океанариумах, и Россия рано или поздно должна осмелиться и отказаться от этого подхода. Именно это предложение я предлагаю внести в протокол", — заключил он.
Сотрудница Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Юлия Кондрашова сообщила, что занимается образовательными проектами и программами, и, на основе своего опыта, считает отлов мормлеков в культурно-просветительских целях "большим злом".
"Я против отлова животных из дикой среды. Занимаясь образовательными программами, я считаю, что содержание таких высокоорганизованных животных в неволе — это зло для экологической культуры населения нашей страны.
Ни для кого не секрет, что бурная дискуссия вокруг мормлеков возникла из-за того, что очень много вранья, спекуляций, очень некрасивый бизнес вокруг морских млекопитающих.
На 2018 год 70 белух расписаны на сайте Росрыболовства для культурно-просветительских целей. Их будут отлавливать на двух участках четыре организации, которые мы очень хорошо знаем – "Белый кит", ООО "Афалина" и другие. Они очень скандально известные. И базой для всего этого является ОДУ. Есть цифры, на них все и базируется. Есть очень большие сомнения по поводу принятой цифры, сотрудники ТИНРО могут принять решение в другую сторону, потому что с 2010 года не было серьезных исследований по этому вопросу", — сказала она, предложив внести в протокол разрешение добычи белух только представителям КМНС без возможности дальнейшего перераспределения под вылов для продажи в океанариумы и дельфинарии
Старший научный сотрудник Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Игорь Пущин, выступил с позиции нейробиолога, который занимается изучением морских млекопитающих. На примере дельфинов он рассказал о высоком уровне организации китообразных.
"По уровню развитию мозга, коры, подкорковых центров по современным научным данным дельфины идут сразу за нами, людьми, и вполне успешно конкурируют с человекообразными обезьянами. Несомненно, сложно дать определение понятию "разумный", но лишь у немногих видов, таких как люди, приматы и дельфины мы видим тесную связь между сложностью мозга, поведением и сложной социальной структурой. Мозг дельфина дает возможность создавать сложные и изменчивые социальные структуры, за счет которых они с легкостью справляются со сложностями жизни в трехмерном водном мире.
Китообразные обладают сложной системой коммуникации, у них развитая речь, развитая система жестов.
В их социальных связях можно выделить разные типы отношений. Они внутри популяции образуют семьи, дружественные и враждебные группы. В некоторых группах самцы способны объединятся, чтобы обороняться от враждебных групп. Дельфины способны организовывать сложную загонную охоту. Дельфины обладают очень сложными эмоциями, у них развития мимическая система, они способны испытывать такие эмоции как восторг, радость, горе, досаду. Они способны горевать долгое время, когда теряют близких в силу естественных причин или в ходе изъятия.
Я предлагаю пересмотреть научную парадигму выделения квот. Речь идет не о биологическом объекте, а о живом существе, которое фактически занимает промежуточное положение между животным миром и нами, людьми. По организации дельфины и высшие приматы соответствуют 3-4-летним детям.
Вопрос об изъятии, кроме научного вылова в исключительных случаях, не должен стоять вообще", — сказал он, предложив присутствующим подписать петицию о полном запрете вылова морских млекопитающих из естественной среды.
После завершения слушаний общественники активно подписывали эту петицию.
В завершении мероприятия сотрудники ТИНРО-Центра пообещали подготовить и выложить в открытый доступ протокол слушаний, а также довести мнения всех выступавших до Росрыболовства, которое будет принимать окончательное решение по объемам вылова.