19 июля 2018. Уже в этот четверг – 19 июля – Госдума рассмотрит законопроект изменения в пенсионном законодательстве. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет поэтапно идти до 2034 года.
В обществе продолжаются дискуссии о необходимости реформы. На Дальнем Востоке в целом понимают, что пенсионное законодательство давно пора менять, однако просят учитывать специфику региона.
Дальневосточная объединенная редакция продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт поздней царской России и Советского Союза.
Для военных и штатских
Современная пенсионная система – достижение социального государства. В России она не всегда была такой, как сейчас, а повсеместные пенсионные выплаты ввели в нашей стране и вовсе недавно – в середине 20-го века.
Сама идея пенсионной системы появились давно: различные пособия и институты "кормления" существовали еще на Руси 15-го века. "Служилые люди" – военные или штатские – за разные выслуги могли получить вознаграждения после долгих лет работы на государство.
Впервые пенсионный институт систематизировали в 17-м веке. Тогда помещики стали гарантированно получать материальную поддержку в старости, если становились инвалидами. А их семьям назначали пособия при потере кормильца. Позже этими льготами удостоили представителей менее привилегированных сословий.
К рубежу 19 и 20 веков государственная пенсия присуждалась военным, чиновникам и гражданским служащим. То есть государство обеспечивало старость тех людей, которые работали на государство. Для остальных существовали "эмеритальные кассы", то есть пенсионные программы через добровольные отчисления.
Общим основанием для бюджетных пенсий государство считало состояние человека, который ко времени окончания службы чаще всего не мог содержать свою семью из-за слабого здоровья.
Сроком выслуги для получения пенсии был 35-летний стаж. Те, кто прослужил 25 лет, получали только 50% пенсионного оклада. Послабления давали только если человек страдал неизлечимыми болезнями. В этом случае 100-процентный оклад можно было заработать через 30 лет "беспорочной выслуги".
При условии, что средняя продолжительность жизнь в России в 1900 году составляла 46 лет, заработать 35-летний стаж было не простой задачей. Бюджетные пенсии сохранились для вдов и сирот, их присуждали родственникам военных и чиновников.
Военные получали полную пенсию раньше гражданских — через 25 лет, а "половинную" – через 20.
Разброс выплат был очень большим: от семи рублей для титулярного советника до 120 для высших чинов табеля о рангах. Для сравнения, зарплата рабочего в среднем по стране в 1900 году составляла около 16 рублей.
Российское крестьянство – половина населения страны по переписи 1897 года — долго не обеспечивали пенсиями— и до, и после революции 1917-го года.
С 1904 года пенсии в размере двух третьих заработка выплачивали рабочим на заводах, которые потеряли работоспособность. В таком же размере государство платило пенсию семье погибшего рабочего. Однако, как отмечает кандидат исторических наук, руководитель историко-информационного центра ММВБ Юрий Голицын, на практике эти деньги государство отдавало далеко не всегда.
— В стране, где фактически отсутствовала пенсионная система, очень много зависело от владельцев производства, где трудился рабочий. Существовали разные предприниматели, разные случаи вплоть до таких меценатов, которые занимались благотворительностью и обеспечивали старость своим сотрудникам, — отмечает историк.
По данным ПФР, пенсионная система рубежа веков была достаточно избирательной, на выплаты могла претендовать только треть граждан России.
Северные надбавки
К этому же времени относится зарождение современных северных пенсионных льгот. Для тех чиновников и военных, которые служили в отдаленных краях империи, выслуга по возрасту сокращалась.
Страна была разделена на три "пенсионные зоны". У тех, кто служил в первой, два дня службы считались за три. В местностях второго разряда три дня считались за четыре. И в территориях третьего разряда: четыре дня за пять. Жители двух столиц работали по принципу "один на один".
Все время, которое офицеры, врачи и военные священники проводили в действующей армии, засчитывалось вдвойне. Особые пенсионные надбавки получали морские офицеры долгого плавания – тоже своеобразная льгота за "удаленность".
ДОР уже писала о том, что послабления пенсионной системы для людей, которые живут в районах крайнего севера, или на территориях, приравненных к таковым, — значимая льгота для Дальнего Востока. Это связано с тем, что в Дальневосточном федеральном округе северными пенсионными преференциями пользуются все субъекты, за исключением Еврейской автономной области.
Полностью северными регионами в ДФО считаются Якутия, Сахалин, Магаданская область, Чукотский АО и Камчатский край. Для всех жителей этих регионов пенсионный возраст сейчас ниже общероссийского, он составляет 55 лет для мужчин и 50 для женщин. Законопроект реформы 2018 года предусматривает увеличение пенсионной планки для этих людей до 60 и 58 лет соответственно.
Приморский край, Амурская область, Хабаровский край территориально отчасти относятся к северным субъектам, то есть пенсионную льготу получает только часть населения этих регионов.
Кроме того, сейчас неработающим пенсионерам, которые получают пенсии в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, раз в два года компенсируют оплату билетов в оба конца к "местам отдыха".
Опыт Советов
С 1917 года новая власть реформировала пенсионную систему, фактически отменив все льготы, существовавшие в царской России. В 1918 году молодая советская власть ввела пенсии для инвалидов красной армии. В 1923 году — для партийных активистов — "старых большевиков". Другими словами, в начале века пенсия была инструментом партийной благодарности и предназначалась крохотному количеству людей.
В 1928 году Нарком труда СССР установил пенсии по старости для рабочих текстильной промышленности. Через год их ввели для горняков, энергетиков, металлургов и рабочих транспортной отрасли.
Тогда же и был установлен пенсионный возраст, который не меняется уже 90 лет: 60 лет для мужчин и 55 для женщин.
Стоит отметить, что в 20-х годах, на момент установления возрастных планок, средняя продолжительность жизни в России составляла 43 года.
Для сравнения, ожидаемая продолжительность жизни в 2018 году: 73,5 лет. К 2025 году этот показатель повысится до 78,4 лет.
Минимальный трудовой стаж в 1920-х годах составлял 25 лет. В 2018 году — девять лет.
В 1956 году государство расширило список получателей пенсии. Вновь добавились все служащие, и военные. Впервые государство обеспечило пенсией всех рабочих на производстве и всех инвалидов. Кроме того, на выплаты могли рассчитывать семьи, потерявшие кормильца. И только в 1964 году пенсии на тех же условиях начали получать члены колхозов.
Впервые минимальный размер пенсии по старости ввели в 1950-х годах — 50 рублей. Надбавки – например, вредные условия труда или подземные работы — могли увеличить пенсию до 160 рублей.
Для сравнения, средняя зарплата по СССР в 1965 году – около 94 рублей.
— В те годы при начислении пенсии действовала регрессивная шкала, — отмечает историк Советского Союза, кандидат исторических наук Алексей Пудовкин. – Чем больше зарплата – тем меньший процент от заработка получал пенсионер. При месячном заработке меньше 50 рублей, человек получал пенсию в размере 85% от своей зарплаты. При зарплате от 100 рублей и выше, пенсия составляла только 50% от зарплаты. Это говорит об усреднении общего уровня выплат.
Историк также отмечает, что количество пенсионеров на протяжении всей истории СССР было ниже уровня 21-го века. В 1940 году при общесоюзном населении в 194 млн человек, пенсии получали всего 4 млн, то есть 2%.
В 1970 году количество пенсионеров увеличилось в десять раз — до 41 млн, или 17% населения. В 1986 году пенсионеров стало 56,8 млн, или 20,3%.
— Эта динамика объясняется тем, что пенсионное обеспечение в начале 20 века было слабо развито. Законы 1956 и 1964 годов придали системе универсальный характер. Именно в тот период система охватила практически все группы населения, — сообщает Пудовкин. – На мощный рост количества пенсионеров в стране также повлияло увеличение продолжительности жизни — с 46,9 лет в 1939 году. до 69 лет в 1986 году.
Со временем также повышался уровень пенсии. В 1970 году средняя пенсия составляла 34,4 рубля. В 1980 году – 75,1 рубль.
Расходы на пенсии в 1940 году составляли 1,7% бюджета страны. В 1986 – 11,8%. В 2017 году расходы на пенсии в России составили порядка 7% федерального бюджета.
Реформа 2018
Эксперты отмечают социальную направленность пенсионной системы в СССР и России: последние 90 лет страна расширяла списки людей, которые в старости получат государственную пенсию. И с одной стороны это великое достижение социального государства. Но с другой – большая нагрузка на государственный бюджет.
В 1930-х годах на одного советского пенсионера приходилось восемь человек трудоспособного возраста. В 1970-х – 3,7 работающих на одного пенсионера.
В 2019 году на каждого вышедшего на пенсию придется по двое работающих. И нагрузка на трудоспособных людей продолжает увеличиваться. Каждый год количество работающих растет на 400 тыс человек, а пенсионеров становится больше на 1,5 млн.
Сейчас в России живет около 146,9 млн человек. Из них пенсионеров – 46,5 млн, или 31,7%.
Чтобы продолжать обеспечивать пенсионеров выплатами, правительство России в июне внесло в государственную думу законопроект о повышении пенсионного возраста для мужчин на пять лет, для женщин – на восемь. И все же основная цель реформы – поднять уровень жизни пенсионеров. Каждый год выплаты будут повышаться на 1000 рублей. К 2024 году размер пенсий поднимется до 20 тыс рублей. Планируется, что рост к уровню 2018 года составит 35%.