Дмитрий Анашкин: В подводный спорт нужно вливаться постепенно, обстоятельно и вдумчиво

Президент федерации подводного спорта Приморского края рассказал, чем живет сообщество его единомышленников
ЗОЖ
Дмитрий Анашкин
Фото: ИА PrimaMedia

23 июля 2018. Подводное плавание не всегда означает нахождение пловцов строго под водой. В Приморье Федерация подводного спорта из года в год на протяжении 6 лет организует многокилометровые заплывы в открытой воде – спортсмены соревнуются на скорость, плывя в ластах и гидрокостюмах. Самая известная и массовая акция федерации — 12-километровый заплыв через Амурский залив. Однако в календаре пловцов есть и другие заплывы, а также тренировки и соревнования по акватлону, подводной стрельбе, подводной охоте. В видеоинтервью ИА PrimaMedia Дмитрий Анашкин рассказал, как складывается график спортивных мероприятий, и как можно присоединиться к команде увлеченных этим видом спорта.

— Дмитрий, для людей, которые не в курсе, что такое подводный спорт, расскажите, пожалуйста, про федерацию. Что такое вообще подводный спорт?

— Вопрос вроде бы простой, но сложный. Потому что у нас подводные спортсмены не на виду, а как-то под водой все, не афишируют свою деятельность. Заплыв через Амурский залив — самое известное наше мероприятие. Подводная охота тоже довольно популярное мероприятие, которое привлекает много людей. А остальные наши соревнования проходят из года в год в узком кругу. Такие дисциплины, как подводная стрельба стендовая, акватлон – борьба в ластах под водой, плавание на задержке дыхания, ныряние – фридайвинг и ныряние под водой. Эти дисциплины не особо популярны и не очень-то известны широкому кругу людей.

Да, заплыв через Амурский залив стал популярным, интересным. Почему нет такого массового интереса к акватлону, например? Не каждому дано? Не каждому хватает оборудования, смелости, силы воли?

— Человек вообще рожден ходить по земле, и под водой находиться для него противоестественно. Многие не понимают, как можно нырнуть, да еще что-то делать под водой. Мы же нормальные люди, не сумасшедшие, мы не полезем под воду! Просто инстинктивно люди боятся находиться под водой, потому что там можно утонуть, сторонятся этого. Конечно же, плавание у нас популярно – это второй по массовости спорт после легкой атлетики. Но стоит пловцам надеть ласты, это становится уже подводным спортом. Хотя вроде те же самые дисциплины, тот же самый бассейн.

Подводный спорт в нашей стране возник почти 60 лет назад ведь?

— Да, в советское время у нас подводный спорт был очень хорошо развит. Наши спортсмены занимали хорошие места по подводному ориентированию, по скоростному плаванию. Но поколение сменилось, был провал после распада СССР и спустя десятилетия с приходом новых энтузиастов началось возобновление этого спорта.

Заново все начинаем?

— Теоретически да. Ситуация интересная. Из плавания люди к нам не идут, потому что тренеры по плаванию мотивируют пловцов не сбивать технику, если они хотят добиться высоких результатов. С одной стороны это правильно. Большинство членов нашей федерации — это подводные охотники, люди, которые по многу часов могут плавать в открытой воде в реках. Они не показывают высоких результатов на соревнованиях, люди для себя занимаются. Здоровый образ жизни, питание здоровое. Пища из моря полезна для здоровья. То есть, это люди старше 30 лет, которым уже не нужны спортивные разряды. Тем не менее, если брать подводную охоту, то молодой там никогда не сможет победить, потому что у него нет такого опыта, который накапливается годами. Это особенность нашего спорта. Может в шахматах такая же тенденция – более опытные и возрастные спортсмены сильнее в тактике , стратегии. И этот опыт дает им превосходство против физики молодого крепкого парня. Опытные охотники знают, как рыба себя ведет в разных условиях, где искать, какую стрелять. Какая зачетная рыба, какая незачетная. И в конечном итоге они тихой сапой все равно побеждают тех, кто глубоко ныряет. Это интересный спорт, он эксклюзивный, не массовый, но очень интересный, и те люди, которые к нему как-то прикасаются, они очень переживают, следят. Эмоции буквально на уровне футбола! В нашем кругу есть свои фанаты, есть звезды, кумиры, есть последователи, все то же самое. Есть рейтинг. Когда идет смена чемпионов, это тоже интересно и замечательно. Молодежь приходит, но не много, потому что физически мы не можем их принять.

Почему?

— У нас нет бассейна, в котором мы могли бы эти базовые тренировки проводить. Я провожу курсы по подводной охоте плюс тренировки – но эпизодически. Нам надо кардинально что-то решать с детско-юношеской школой, с местом прописки и с бассейном, в который регулярно можно было бы приглашать детей, создавать детские группы и давать детям возможность развиваться. Сейчас в открытое плавание приходят дети, которые надевают ласты и просто рвут всех опытных пловцов. Я вижу, что они могли бы и у нас получить разряды, награды, славу, признание.

Есть у вас поддержка от властей?

— У нас неплохие отношения со спортивными управлениями города и края, благодаря марафонскому заплыву. В прошлом году обе администрации признали заплыв лучшим мероприятием города и края. Это придает уверенность, что мы движемся в правильном направлении. Москва не сразу строилась, до нас была федерация подводных видов спорта, тоже этим вопросом не занимались, чтобы какую-то историю создать, школу, детей готовить, выводить в сборную страны спортсменов. Не было раньше такой задачи. Сейчас мы приобрели опыт, знания, технологию преподавания, методики восстановили старые и свои наработали. Надо этим заниматься, я согласен, надо шевелить чиновников спортивных, возможно, нам помогут. Вопрос упирается в материальную базу и тренеров.

Их нет, или люди не хотят за маленькие деньги идти преподавать?

— Там не копейки совсем. Сейчас тренеры относительно неплохо зарабатывают. Цифры не буду называть, но поверьте, зарплата тренера не копеечная. Родителям выгоднее вложить в ребенка деньги, чтобы за ним приглядывали старшие тренеры, товарищи и развивали его в правильном направлении. Тренеров нет, как я уже говорил, потому что предыдущее поколение отошло, а новых мы еще не воспитали. Я сейчас единственный тренер. Вдобавок ведь нужно физкультурное либо педагогическое образование, при работе тренером это сейчас обязательное условие.

Есть ли перспективы сотрудничества федерации подводного спорта Приморского края со спортивными организациями АТР?

— Есть перспективы, конечно же, и это все пересекается с туризмом. Наше море, где мы ныряем и плаваем, не только дает очки, голы, секунды, время, а еще и экзотику – приятно в красивом море поплавать, увидеть живность какую-то. Сотрудничество с другими федерациями было бы очень взаимовыгодным. Но чтобы наладить связи, нужно подключить адекватных партнеров. Мы умеем плавать, организовывать соревнования, страховать спортсменов, награждать. На международную деятельность у нас не хватает специалистов и ресурсов. Это глобальный вопрос на самом деле, поэтому ждем партнеров, которые могли бы в области туризма помочь нам.

Хочется поговорить про заплыв через Амурский залив. В этом году в шестой раз он проводился. Много было участников?

— Заявок было больше 150-ти, но погода в тот день нелетная была. В итоге на старт вышло чуть более 100 человек, из них 21 — на 1 километр, 80 — на 12 километров. Условия были действительно жесткие: шторм, встречный ветер, туман. Но команда наша сработала хорошо, несмотря на эти сложности. Направляли пловцов, человек 15-20 сняли в течении первых получаса. Они нахлебались соленой воды, устали бороться с волнами — рука не гребет, нога не шевелится, медуза обжигает. Это нормально, что чувство самосохранения заставило их выйти и не рисковать своей жизнью. Остальные ппроплыли дистанцию, и победил Павел Комаров – уже второй раз подряд!

Наши ряды растут. Иностранцы приезжают, пробуют. Надо и дальше их приглашать. Я в затруднении, честно говоря, не знаю, как сделать, чтобы этот заплыв привлек участников из многих стран. Это уровень на самом деле очень серьезный, чтобы иностранцы приехали, надо предварительно много обговорить нюансов. Переговоры — довольно сложная часть этой работы. Персональные приглашения, рассказы, объяснения. Таких сумасшедших, которые бы просто хотели приехать в Россию дикую и проплыть там еще более дикую дистанцию, пока немного.

Что за страны уже принимали участие в заплыве?

— В прошлом году у нас были представители генконсульства США, американцы, они участвовали в заплыве через Амурский залив, китайцы тоже были, ну и все. Переговоры были с корейцами, пока что-то мешает им приехать.

Если мы говорим о новых планируемых проектах, о рыбалке, подводной охоте, что это будет и когда?

— Это будет 11 августа, в субботу, запланировано календарное мероприятие по подводной охоте. Предполагаемый формат следующий: мы определяем команды по 3 человека, на своих катерах они с утра расходятся по акватории залива Петра Великого, вечером возвращаются для взвешивания рыбы и подведения итогов и награждения. Участники свободно и без ограничений могут выбирать любые места для охоты и добычу. То есть, разнообразие, я предполагаю, будет очень достойное по рыбам, у нас оно регламентируется по правилам — что запрещено, что разрешено. Запрещены акулы, лососевые, таймень сахалинский, фугу иглобрюхие опасные.

Акул почему запретили? Мне кажется народ бы ликовал, если бы кто-то акулу принёс.

— Это опасно для участников. Правилами это запрещено, потому что опасно. И в правилах рыболовства ограничения на нее есть. Есть незачетная рыба по нашим внутренним протокольным нормативам. Это бычки, волосатые рогатки разных видов, такая малоспортивная неподвижная добыча, которая не представляет интереса ни в гастрономическом плане, ни в спортивном. Спортсмены стараются не тратить силы и время на такую рыбу. В итоге у каждого будет своя кучка, каждый будет стараться и лабанчика стрельнуть и камбалу наколоть зачетную, и лакедру, может, кто-то рискнет. Для этой "птицы счастья" надо хорошо знать тактику трофейной охоты, это высший пилотаж в нашей подводной охоте. И вот эта вся рыба должна быть представлена. Наконец-то люди увидят, что у нас тут водится. На рынках-то не всегда эта рыба бывает. Даже для общего развития, если люди придут посмотреть, будет очень интересно. Тем более что мы устроим там что-то вроде аукциона, и любой желающий сможет купить там понравившуюся ему рыбу. Все это будет происходить на Спортивной набережной.

Что бы вы пожелали тем людям, которые хотят заниматься подводным спортом, дайвингом: прийти и стать участником федерации?

— Безопасность — самое главное. Я хотел бы пожелать, чтобы подводные пловцы учились, сертифицировались, и знали все опасности, какие могут быть в этом виде спорта. Мы можем научить людей, и те, кто через наши тренировки проходит, вливается, в этих людях я уверен, и хорошо, что они остаются в спорте, участвуют в соревнованиях, объясняют какие-то азы окружающим новичкам. Зимой у нас тренировочный сезон, и войти в подводный спорт ныряния в ластах лучше всего именно зимой. Это лабораторные условия, это бассейн, это спокойное вдумчивое понимание правильности поведения под водой. Потом уже можно идти в море, зная, как. Летом некогда учиться, у нас соревнования одно за другим идут и охота, и самому мне хочется поплавать, лакедру пострелять, на это тоже надо время. Плюс соревнования провести. Соревнования – это работа, требующая много времени.

Словом, если вы хотите войти в подводный спорт и освоить подводное плавание на грамотном уровне, я рекомендую к нам присоединиться. С октября-ноября приходите, звоните. Обстоятельно, хорошо, вдумчиво, через бассейн вы вольетесь, придёте в этот спорт, поймёте, что счастье — вот оно, рядом было, только вы его раньше не понимали.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "ЗОЖ". Цели проекта — познакомить широкую аудиторию с различными способами укрепления здоровья, с международными и национальными праздниками, имеющими отношение к охране здоровья, осветить мероприятия и проекты, способствующие повышению престижа здорового образа жизни среди приморцев.

Смотрите полную версию на сайте >>>