11 сентября 2018. Редакция агентства публикует комментарий депутата Законодательного собрания Приморского края, заместителя комитета ЗС ПК по экономической политике и собственности Алексея Козицкого, посвященный тому, с чем Приморье (и весь Дальний Восток) встречает очередной ВЭФ:
— В дни, когда на острове Русском проходит IV Восточный экономический форум, в 12 районах Приморского края сохраняется режим ЧС. Разрушены и продолжают рушиться мосты, смыты целые участки дорог (в том числе и те, что были отремонтированы после прошлогоднего наводнения).
Транспортная инфраструктура Приморья – по сути, в коллапсе. Не лучше обстоят дела и с авиаперелетами с Дальнего Востока в центральные регионы страны: "Аэрофлот" намерен передать маршруты по "плоским" тарифам дочерней "России", чей уровень обслуживания, мягко скажем, выдерживает мало критики.
Какими бы ни были экономические обоснования этой идеи, в геополитическом плане такая "оптимизация" может быть воспринята дальневосточниками однозначно: "Вы не нужны России. Вы – люди второго сорта. Вас слишком мало, чтобы организовывать для вас удобные маршруты с минимумом пересадок и достойным сервисом". Обидно и по-человечески, и за державу тоже обидно.
Я не говорю уже об общем информационном фоне: неизбежность повышения пенсионной реформы при полном игнорировании особенностей жизни и рынка труда на Дальнем Востоке, грядущий рост НДС и нынешнее ослабление рубля, различные инициативы правительства по "раскулачиванию" бизнеса…
Государству нужны деньги – в том числе, и для реализации национальных проектов на территории ДФО, о которых 10 сентября на заседании президиума Госсовета говорил прибывший во Владивосток президент Российской Федерации Владимир Путин.
Но президент говорил и о том, что опережающее развитие дальневосточных регионов – это не только суммы инвестиций и тысячи рабочих мест, которые будут созданы когда-то. Речь шла о том, чтобы здесь и сейчас создавать "опережающие" условия для жизни людей, остановить отток населения, повысить рождаемость. И делать это прежде всего должны власти регионов и муниципалитетов. Президент не станет лично следить, чтобы дороги делались качественно, а вместо аварийных мостов строились новые, а не в авральном режиме наводились "временные переправы" — до следующего дождя.
А пока совершенно неслучайно жители ряда регионов ДФО – таких как Приморский и Хабаровский края, например – в ходе голосования 9 сентября недвусмысленно показали, что однобокий и во многом "потемкинский" подход к развитию Дальнего Востока уже просто раздражает население, заставляет его чувствовать себя ненужным и забытым на фоне мегапроектов и мегаинвестиций. Люди устали от пафосных заявлений некоторых чиновников, говорящих о конкуренции с АТР и в упор не видящих того, что жизнь на Дальнем Востоке становится все хуже и хуже.
Это раздражение, естественно, записали себе в актив те политические силы, которые видят свое предназначение исключительно в критике действующего положения вещей, не предлагая, как правило, никаких альтернативных вариантов решения проблем.
Я искренне не завидую тому, кто по результатам второго тура займет пост губернатора Приморского края. Потому что тех результатов, которым поверят жители края, главе региона придется добиваться не к окончанию своего пятилетнего срока, а гораздо быстрее. И если этого не произойдет, если, как это было не раз в прошлом, во всех бедах мы будим вслух винить недобросовестных подрядчиков, изменение климата или еще бог весть кого и что, а в кулуарах – ругать "федералов", региональная власть рискует окончательно потерять связь с населением, которому, в таком случае, останется только одно – миграция в более "человечные" регионы. Я и многие мои коллеги-депутаты уверены, что Приморье и его жители никак не заслуживают такой судьбы.