12 сентября 2018. Восточный экономический форум в 2018 году может оказаться весьма полезным мероприятием для Приморского края по нескольким причинам. Речь не только о подписанных соглашений и заключенных контрактах, едва ли не самым важным может стать тот факт, что нынешнему главе региона удалось во время ВЭФ донести ряд предложений и просьб до президента Российской Федерации. Причем поговорить Андрею Тарасенко с Владимиром Путиным удалось даже не один раз. Есть основания полагать, что инициативы Приморья нашли поддержку президента, сообщает ИА PrimaMedia.
Важнейшим мерам по реализации задач, определенных майским Указом президента РФ в целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Восток, было посвящено заседание президиума Государственного совета, прошедшее на площадке четвертого Восточного экономического форума во Владивостоке под председательством Владимира Путина. В ходе госсовета Тарасенко обратился к Путину с предложением по изменению законодательства для более успешной борьбы с паводками. Продолжить разговор они смогли на следующий день уже при личной встрече..
В ходе заседания президиума главы дальневосточных территорий обозначили свою позицию по формированию национальных проектов, предусмотренных майским Указом президента, а также те вопросы, которые приоритетны для территорий. Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко в первую очередь затронул тему ЧС, которую вызвала стихия, которая обрушилась на край.
Врио губернатора обратился к президенту с просьбой рассмотреть вопрос об изменении федерального законодательства, которое позволило бы проводить аварийно-восстановительные работы, в частности расчистку русел рек, без лишних бюрократических проволочек.
По словам врио губернатора, необходимо законодательно закрепить перечень аварийных мероприятий, которые безусловно необходимы после ликвидации последствий наводнений и других ЧС. В настоящее время, прежде чем приступить к ликвидации последствий ЧС, нужно исполнить ряд бюрократических процедур, связанных с определением состояния грунта, замутнения воды, количества рыбы в водоеме и т.д. Зачастую контрольные подсчеты не поспевают за изменениями, которые происходят из-за нового ливня.
"Существует созданный режим работы, согласно которому МЧС должно вместе с местными властями определить ущерб и выйти с предложениями в федеральные ведомства в правительстве. Если чего-то не хватает, вы тогда в рамках текущей работы еще сформулируйте предложения, только конкретнее. Постараемся это реализовать", — пообещал Владимир Путин.
Глава государства отметил, что помощь Приморью, пострадавшему от широкомасштабных наводнений, должна быть оказана как можно быстрее.
"Министр МЧС знает об этих вопросах, вчера только об этом с ним разговаривал. Уверен, что работа будет продвигаться быстро. Но здесь это нужно делать как можно быстрее. Имею в виду скорое наступление холодов, будем держать вопрос на контроле. Нужно как можно быстрее с МЧС определить ущерб и потребность в той помощи, которую вы ожидаете от федерального центра. Людям нужно помогать и дороги восстанавливать, и мосты", – обратился Владимир Путин к Андрею Тарасенко.
Отметим, что в настоящее время режим ЧС регионального характера в Приморье действует в 12 муниципалитетах: Уссурийском городском округе, Октябрьском, Михайловском, Надеждинском, Черниговском, Шкотовском, Яковлевском, Ольгинском, Лазовском, Тернейском, Красноармейском и Чугуевском районах.
При этом глава Приморья Андрей Тарасенко подписал распоряжение о выплатах из краевого финансового резерва жителям районов, пострадавших от наводнения в августе этого года. Почти две тысячи семей включены в списки получателей разовой материальной помощи. На эти цели потребуется почти 30,6 млн рублей. Работа комиссий по оценке ущерба и составление списков граждан на выплаты продолжаются.
Кроме того, Андрей Тарасенко принял решение об удвоении всех выплат пострадавшим от наводнения этим летом. В ближайшее время будет подписано соответствующее распоряжение. Дополнительное финансирование ожидается из федерального бюджета.
При личной встрече Тарасенко подробнее доложил Путину о проблемах.
"На 9,5 метра поднялась вода. Не было такого десять лет. 1600 мостов, беда с мостами полная. Все мосты – старые, их сносит. Край, получается, отрезан, целые поселения, целые города. Я разговаривал с Автодором, могут ли помочь. Потому что я не потяну. Я в год 12 мостов тяну. Но 428 – такое количество. Они говорят, будет поручение – у нас есть фонд, готовы подключиться", — сказал Тарасенко.
Глава Приморья сообщил, что подготовил уже обращение в правительство за помощью в финансировании строительства объектов инженерной защиты, а также отметил, что поручил ускорить оценку ущерба: "Сейчас делаются оценки, делаем как можно быстрее, потому что зима на носу".
Ранее Андрей Тарасенко рассказал приморским журналистам, что проблема расчистки рек упирается в бюрократию. Край тонет сейчас, а получить все разрешения на работу можно не раньше следующего года.
Еще одна инициатива, с которой врио губернатора Андрей Тарасенко обратился к президенту РФ Владимиру Путину, касается важности сохранения регулярных субсидируемых рейсов "Аэрофлота" во Владивосток.
Как известно, "Аэрофлот" – это крупнейшая авиакомпания России, на протяжении многих лет выполнявшая большую часть рейсов из центральной части страны на Дальний Восток и в частности – в Приморский край. Недавно перевозчик объявил о прекращении работы на приморском направлении и передаче рейсов дочерней компании "Россия", однако уровень сервиса и качество салонов самолетов у последней значительно ниже. Кроме того, уход с рынка такого крупного игрока может негативно отразиться на объемах пассажирских перевозок в Приморье. Чтобы сохранить перевозчика на местном транспортном рынке, Андрей Тарасенко направил соответствующее обращение президенту России Владимиру Путину.
В своем обращении к лидеру государства Андрей Тарасенко подчеркнул, что сегодня "Аэрофлот" перевозит сотни тысяч пассажиров из Владивостока в Москву и другие города России. Компания осуществляет более половины всех авиарейсов, связывающих край с европейской частью страны.
"Замена компании может негативно отразиться на наращивании объемов перевозок в европейскую часть страны и обратно как жителей края, так и иностранных гостей, совершенствовании круглосуточных сервисных услуг для пассажиров, направленных на обеспечение высокого уровня комфорта и безопасности, а также на повышении привлекательности жизни на Дальнем Востоке", – говорится в обращении главы региона.
Отметим, специально для того, чтобы привлечь в макрорегион новых перевозчиков, на федеральном уровне принимается ряд мер. Одна из основных – субсидирование авиаперелетов. Так, ежегодно Росавиация направляет Дальнему Востоку средства на компенсацию стоимости авиабилетов. В этом году объем дополнительного финансирования составит 625 млн рублей. За счет этих средств будут просубсидированы самые востребованные маршруты: перелеты в Москву из Владивостока, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Благовещенска и Якутска. По оценке Министерства по развитию Дальнего Востока, российские авиакомпании смогут дополнительно выставить в продажу со значительной скидкой около 70 тысяч билетов.
Еще одна мера поддержки, о которой говорил Владимир Путин в ходе прямой линии 7 июня 2018 года, — освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по внутренним воздушным перевозкам в регионы Дальнего Востока.
"Это существенный шаг в снижении стоимости билета. Посмотрим, как будет работать эта практика", – заявил на прямой линии Владимир Путин.
Предлагается установить льготную ставку НДС в 0% на пассажирские авиаперелеты на Дальний Восток по аналогии с уже действующими ставками для перелетов в Крым и Севастополь. Все остальные внутренние перелеты будут облагаться по льготной ставке в 10%. Действовать такая льгота для перелетов должна до 1 января 2025 года.
Депутат ЗС ПК, лидер приморского отделения партии "Справедливая Россия"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Восточный экономический форум, как представляется, впервые стал источником в целом позитивных новостей именно для нас, приморцев. Разумеется, информация о подписанных соглашениях, заявлениях на высшем уровне и прочей экономической и геополитической повестке – важна, но жителям края, где 12 районов – в режиме ЧС, а транспортная инфраструктура – практически в терминальной стадии, эти сообщения, может, и "светят", но уж точно не "греют".
И действительно неплохой новостью этих дней я считаю двухэтапный диалог (сперва на Госсовете, после в ходе рабочей встречи) президента РФ и врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко. Кажется, впервые ководителем исполнительной власти субъекта главе государства были озвучены не реляции и проекты, а реальные проблемы реальных людей – предполагаемый уход "Аэрофлота" из региона, необходимость обновлять всю гидротехническую защиту в крае, острая нужда переламывать ситуацию с демографическим кризисом, прежде всего – создавая здесь и сейчас нормальные условия жизни в Приморье. И Тарасенко, судя по стенограмме, был услышан. Как говорится, "везет тому, кто везет".
Я считаю, что этот диалог стал хорошим примером того, как должна работать вертикаль власти в стране - то есть по принципу "дороги с движением в обе стороны".
Я, как депутат краевого Заксобрания и член партии "Справедливая Россия", поддерживаю именно такие действия исполнительной власти в регионе. Вместе с тем, мы понимаем, что хорошие слова - это пока только соглашение о намерениях, вроде тех, что любят подписывать на ВЭФ. Станут ли слова делами - вот тот вопрос, на который главе региона придется ответить и президенту, и каждому жителю Приморья.
Вопрос увеличение числа льготных авиабилетов из Приморья в центральную часть России ставился врио губернатора Приморья и на встрече с помощником президента РФ Игорем Левитиным в преддверии ВЭФ-2018, 7 сентября.
Игорь Левитин подчеркнул, что сейчас число билетов увеличено, но в будущем система их предоставления будет реформироваться для того, чтобы у жителей был доступ к полетам на протяжении всего сезона.
Андрей Тарасенко согласился, что при продаже льготных авиабилетов должна быть плановость, чтобы все билеты не раскупались в первые часы. По мнению главы региона, возможность купить билет в центральную часть России очень важна для многих приморцев.
Как отметил Игорь Левитин, ряд вопросов, которые они с Андреем Тарасенко обсуждали на прошлой встрече в марте 2018 года, были зафиксированы как поручения различным ведомствам. В частности, речь шла о ремонте автомобильных дорог в Приморье. Так, по поручению Игоря Левитина заместитель директора Росавтодора Андрей Костюк представил презентацию работ по приоритетному проекту "Безопасные и качественные дороги". В Приморье в этом проекте участвует Владивостокская агломерация.
И в своем комментарии по итогам заседания президиума Госсовета Андрей Тарасенко напомнил, что в результате целенаправленной работы с федеральным центром край получил 5,1 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию программ социального развития центров экономического роста Приморья. Помимо ремонта дорог Владивостокской агломерации, речь идет о капитальное строительство 18 объектов, включая детские сады, школы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, спортивные комплексы, сельские дома культуры.
"Для нас главная цель – повысить уровень жизни граждан, создать комфортные условия и решить социальные вопросы", – подчеркнул врио губернатора.
По словам Андрея Тарасенко, сейчас на первый план выходят вопросы обеспеченности транспортной, энергетической и социальной инфраструктурой, жильем, доступом к качественным услугам, включая связь, здравоохранение, образование и т.д., от чего у людей и возникает желание жить и работать в Приморском крае.
доктор биологических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН
Автор фото: РИА PrimaMedia
Государственная экологическая экспертиза необходима, когда проводится глубокая расчистка рек. Если речь идет о выборе грунта, когда заезжает экскаватор и начинает все в реке ворошить. Конечно, будет муть, и она дальше по реке пойдет, много рыбы и другой живности погибнет. Если речь идет о том, чтобы убирать завалы древесины, перегораживающих реку, то тогда, насколько я знаю, никаких экспертиз не требуется. С другой стороны, когда предполагается именно глубокая расчистка, то экологическая экспертиза обычно делается в течение трех месяцев, в отдельных случаях, когда того требуют обстоятельства, быстрее. Но, вероятно, в этом случае есть и другие экспертизы, которые могут быть долгими и тормозить процесс. Действительно, Приморскому краю, учитывая последние наводнения и их тяжелые последствия, необходима программа по ликвидации их причин, в этом я врио губернатора поддерживаю. Причем, она должна быть комплексной и учитывать все факторы, которые приводят к наводнениям. Засоренность русел рек – это один из факторов, а есть и другие. Вот как у нас все последние годы боролись с наводнениями – строили плотины, наваливали к берегам все, что можно – и мешки с песком, и грунт и прочее. Потом новый паводок все это несет по речке, и образуются те же самые заторы, затрудняется проход воды. И все это накапливалось многие годы. Еще один фактор, очень значимый, непродуманная вырубка лесов, водозадерживающая функция которых не подвергается сомнению. Нужно сказать, что у нас в крае много лесов свели без учета угроз и последствий, а сейчас мы пожинаем плоды.
Третий фактор – это непродуманные решения муниципальных властей о строительстве жилых домов в низких местах без учета рисков и мнения специалистов. Взять тот же Уссурийск, где год от года подтапливает один из новых микрорайонов. Видится, что при строительстве и выборе места чиновники просто забыли проконсультироваться с гидрологами или посчитали это не самым важным. Итог этого подхода мы все видим. Поэтому в будущем подход к строительству должен измениться – такие риски нужно обязательно просчитывать заранее.