Мы наблюдаем во Владивостоке развитие института гражданского общества - Кирилл Григорьев

Депутат гордумы рассказал ИА PrimaMedia о работе на округе, формировании бюджета и проблеме "серого" китайского туризма
Кирилл Григорьев
Фото: ИА PrimaMedia

30 октября 2018. Жители Владивостока все активнее стремятся объединяться, чтобы сообща решать проблемы своего двора и района, доносить свои идеи и пожелания до власти. Растущая активность граждан помогает Думе Владивостока принимать оптимальные решения. Об этом, а также о формировании городского бюджета, преимуществах переноса столицы ДФО во Владивосток и проблеме "серого" китайского туризма рассказал в интервью ИА PrimaMedia депутат Думы Владивостока от 16-го одномандатного избирательного округа, зампредседателя комитета по бюджету, налогам и финансам, член партии "Единая Россия" Кирилл Григорьев.

– Кирилл Александрович, спасибо, что пришли к нам в студию. Сейчас горячая пора формирования бюджета. Над чем сейчас комитет работает? Как формируется бюджет, какие основные параметры в него закладываются?

– Да, работа ведется. Недавно прошли корректировки текущего бюджета, думаю, последние в этом году. Сейчас мы готовимся к принятию бюджета следующего года. Значительных изменений не ожидается в силу того, что бюджет города целевой, и программа расписывается до 2020 года. В этом году у нас произошли изменения в лучшую сторону. Мы все следим за новостями и были рады тому, что Владивосток хотят сделать столицей Дальнего Востока. Безусловно, потребуются изменения в бюджете города. Столица должна выглядеть соответственно заявленному статусу, это естественно: другого качества дороги, благоустройство.

Именно по бюджету, который мы в прошлом году утверждали на три года, больших изменений не планируется. Конечно, он социально-ориентированный. Социально-экономическое развитие – приоритет и для города, и для края в целом. Меня лично порадовала статья бюджета "Наказы избирателей" – на 2019 год на наказы выделено практически в 2,5 раза больше средств. За это стоит поблагодарить не только администрацию города, но и жителей, которые подавали заявки и были услышаны. Увеличение расходов на статью "Наказы избирателей" – 177,9 млн рублей против на 66 млн рублей в прошлом году.

– Вы сказали про будущий столичный статус Владивостока. Что это конкретно может дать для бюджета, для города?

– Основная статья пополнения бюджета города – НДФЛ. Естественно, перенос во Владивосток федеральных структур, судебных структур – это увеличение здесь количества рабочих мест. Под них же нужно создать инфраструктуру, это тоже дополнительные рабочие места. Ожидается явное увеличение деловой активности. Плюс намного больше мероприятий федерального и регионального, межрегионального значения. Значит, будет развиваться и деловой туризм. Гостей нужно встречать, организовать программу. Опять же – дополнительные рабочие места. За счет всего этого бюджет будет значительно пополняться.

– И активизация бизнес-процессов. Наверное, строительная сфера от этого выиграет…

– Да, подготовка действующих, строительство новых зданий. Банковский сектор сюда переедет. Это тоже новые рабочие места. Хотя бы то, что здесь будет находиться дальневосточный филиал "Сбербанка", принятие решений будет проходить быстрее. Это будет более гибкий, лояльный подход, прямой диалог. Вы, как потребитель, знаете, когда подаешь заявку здесь и ждешь с другого города, это, как правило, дольше. А когда напрямую общаешься с руководством и лично показываешь свои проекты, коммуникация становится лучше, плечо короче, тебя слышат. И это действительно положительные решения.

– Вы сказали, что основная часть доходов бюджета города – поступления от НДФЛ. В последние годы государство нацелилось на борьбу с "серыми" зарплатами. Как Дума Владивостока в этой работе участвует? Какие рекомендации даете администрации города по повышению доходности бюджета?

– Да, мы участвуем в этой работе и рекомендации даем. Депутаты работают в комиссиях по выявлению фактов скрытия доходов по разным аспектам — от НДФЛ до сдачи жилья в аренду. Работаем с избирателями, просим граждан, чтобы они показывали, где квартиры сдаются, где от 10 человек проживает. Там происходит явное сокрытие налогов. В этом плане мы даем разъяснения жителям и по "серым" зарплатам, и по теневому доходу. Мы объясняем, почему нужно участвовать в борьбе с этими явлениями – потому что это доходы в казну города. Не будет в казне доходов – люди не увидят развития территории. Не будут построены новые школы, детские сады, дороги. Конечно, важна работа с гражданами. Как представительный орган мы этим занимаемся, ведем разъяснительную работу.

– Один из сложных вопросов – управление муниципальным имуществом. Вы периодически рассматриваете отчеты разных организаций, которые распоряжаются городским имуществом. Как считаете, насколько эффективна работа МУПов, справляются ли они с возложенными на них задачами?

– За все МУПы сказать не готов, эффективность их работы оценивают разные комитеты. Что касается бюджета, то там есть моменты, на которые нужно обратить внимание. Например, стоимость аренды помещения, целесообразность приватизации того или иного объекта. Бывает, что у Думы и администрации города расходятся мнения по этим вопросам. Большинство помещений давным-давно сдано в аренду на определенных условиях, что-то было приватизировано.

Но вообще подход к развитию предпринимательства я бы пересмотрел по качеству арендуемых помещений. У нас есть помещения в городе, но предприниматели их не берут, потому что либо ставка не устраивает, либо условия аукционов. Нужно более открыто подходить к этому вопросу. В любом случае, если помещение простаивает, город ничего не получает. Если не берут в аренду, то нужно пересмотреть либо ставку, либо условия. Например, есть обременения по ремонту. Предприниматель не может сделать ремонт, как хочет. Нужно прописать, что это будет концессия, мол, забирайте и переделывайте в счет аренды помещения. Помещение с отсутствием полного ремонта и сетей вряд ли кто возьмет. Оно может быть выделено в каком-то доме, но арендатор же не будет менять весь стояк за свой счет. К нам часто обращаются предприниматели: "Я готов взять в аренду помещение, но оно в таком состоянии, что невозможно работать. Я готов сделать ремонт, но есть такие-то ограничения". Это к вопросу развития предпринимательства, пополнения бюджета города.

– В части приватизации есть много спорных моментов...

– Да, не все однозначно. Администрация город доказывает, что есть смысл сохранить за собой то или иное здание. Но есть и цифры. Мы ведь понимаем, что здание простаивает годами, и бюджету города наносит ущерб. Потому что нужно его содержать, консервировать.

– Вы депутат от 16-го округа. Какие наказы избиратели давали на этот год, какие из них выполнены?

– Могу похвастаться. В этом году на нашем округе отремонтированы три подпорные стены. Люди ждали этого не один год. На следующий год нам утвердили уже восстановление подпорной стены на Кузнецова, 70, от которой почти ничего не осталось. Жители более семи лет просят ее восстановить, но не было средств. Получается, четыре подпорных стены. Три сейчас ремонтируются, одна — в следующем году.

Также отремонтировали несколько лестниц, дорогу вдоль 14-й школы. Мне нравится рост активности граждан. Результат есть, потому что граждане начали не только чаще обращаться, но и правильно воспринимать этот процесс. Когда человек говорит: "Я устал уже писать, куда только не писал". Мы объясняем, как правильно составить обращение: как, куда, сроки исполнения, что можно требовать. Мне нравится именно активность граждан, что жители стали обращаться адресно. Им нужно, они готовы объяснить, отстоять, почему именно это нужно сделать, почему именно здесь и сейчас. А не просто: "У нас все плохо, сделайте так, чтобы было хорошо".

У меня недавно была встреча с жителями на Кузнецова, 74. Приятное, конструктивное общение. Уже нет вопросов типа "хотим парковку или не хотим". Сегодня говорят: "Нам нужен сквер, есть отличное место, сейчас оно никем не обслуживается. Мы хотим сделать его в память о таком-то человеке". Это достойно уважения. Люди пришли не просто с просьбой о лавочке или о выделении места для выгула собаки. Собрались активные люди, мои помощники провели разъяснительную работу, рассказали, что такое ТОС, в чем его преимущества. И вот вчера жители приняли решение, что будут создавать еще один ТОС, потому что от него подавать обращения правильнее, это другой статус, обращение поступает от всех жителей дома, района. С этим вопросом работают уже более предметно, потому что это взвешенная и обоснованная просьба большого количества граждан. Насчет сквера я, честно говоря, не ожидал. Часто бывают вопросы личного характера. А тут – комплексный и актуальный запрос для многих. Люди хотят заложить камень, установить крест, проводить в сквере мероприятия, вспоминать исторические события. И это, конечно, нужно поддерживать.

– Вы сказали, что создается второй ТОС. Расскажите о первом.

– Даже третий. У нас жители пяти домов по ул.Кузнецова уже объединились. В середине мая мы провели с ними разъяснительную работу о преимуществах ТОСа, и они сами создали инициативную группу, в середине июня провели конференцию по организации, выявили делегатов, утвердили. Далее уже утвердила Дума, что нужно согласовывать границы ТОС. Буквально две недели назад мне позвонили, сказали, что границы утверждены, поблагодарили. Теперь жители будут готовить проект, чтобы получить какой-то грант. Плюсы безусловные, когда ты подаешь какое-то предложение от ТОСа. Взять мой 16 избирательный округ – там география сложная. Лестницы – один из наиболее острых вопросов. Много домов 83-й серии, жители крайних подъездов вообще друг друга не знают. Но именно такие проекты заставили их объединиться, договориться между собой. Это значит, что институт гражданского общества развивается. Это большая помощь для работы Думы и администрации города. Мы получаем комплексную информацию о проблемах на территории и будем именно на эти вопросы адресно направлять средства. И это будет устраивать всех. А не то, что сделал ты дорогу, а жителям больше нужна была лестница к школе.

ТОС – это развитие, благоустройство территории. Сейчас на ул. Спиридонова следующий ТОС подал заявку на установление границы на рассмотрение в думу. Там более серьезный вопрос, там тубдиспансер находится. Была просьба перенести его. Когда он строился, не было столько домов. А сейчас дети гуляют, ходят мимо него в парк Минного городка, это опасно. Люди надеются, что объединение и подача обращения от большего количества граждан приведет к какому-то результату.

– К слову, по парку Минного городка какие на сегодняшний день есть решения? Много говорили, что Мингородок нуждается в комплексном развитии.

– Да, со всей инфраструктурой. Там 35 или 36 гектаров, можно сделать огромный парк. Это уникальная территория, три озера. Это все касается вопросов развития туризма, приятного отдыха, досуга граждан на территории в шаговой доступности.

У нас в Ленинском районе проживает 105 тысяч человек. В Мингородок можно беспроблемно прийти и провести время. Причем там можно организовывать и зимние виды отдыха. Я вырос в 16-м округе, поэтому от него и баллотировался. Мы раньше в парке катались зимой на коньках. Все три озера были полностью востребованы, заполнены, были горки, парк жил. Летом была рыбалка, карусели, прогулки. Люди туда приходили, власти следили за чистотой. Можно бесконечно перечислять преимущества парка Мингородка.

Вот спорт сейчас развивается, многие стали бегать, заниматься йогой, ушу. С коллективом заниматься намного приятнее. Даже без стройки, без проекта за 2 млрд. Зачем нам ждать какого-то инвестора, когда мы живем сейчас? Можно же просто парк в порядок привести, проложить беговые дорожки. Например, мы недавно благоустройство стадиона "Строитель" утвердили, больше 18 млн рублей на это пойдет. Это здорово. Люди понимают, что им есть куда пойти провести время, заниматься с семьей спортом. Сейчас где это делать в 16-м округе? Есть парк, который нужно привести в порядок, а не ждать "Диснейленда". Люди сейчас хотят жить, выйти и активно отдохнуть. Все для этого в парке есть. Нужно просто организовать, чтобы был системный подход. Это не те средства, но какой эффект мы получим. Здоровое общество всегда приветствуется. И, конечно, нужно переносить тубдиспансер.

– Мы в последние годы в федеральных ТОПах по китайскому туризму. Вошли в тройку по гастрономическому туризму. Способен ли туризм стать драйвером развития города? Как оцените перспективы туризма и развитие города?

– Туризм – это неотъемлемая часть развития города. Локомотив не то чтобы для города – страны живут за счет туризма! Мы – третьи в России по въездному туризму, тем более, из стран АТР. Но у нас парадоксальная ситуация. Взять город Сочи. Там готовили инфраструктуру, чтобы принять туристов. Были даже у кого-то сомнения, будет ли это целесообразно. Сочи доказал, что целесообразно. Я там был, видел, как они туристов встречают. Ты попадаешь в комфорт. Тебе все понятно, все доступно. Чего не могу сказать про наш город – у нас ситуация наоборот.

Падение курса национальной валюты привело к тому, что для иностранцев к нам стало ехать просто дешево. Но мы не были готовы к этому. Кто сориентировался? Кто отправляет туристов? Китай. Им стало интересно и экономически выгодно открыть здесь свои предприятия. Зачем ждать, чтобы здесь что-то строилось? Пока построят – мы будем уже зарабатывать. Это привело к тому, что открылось много предприятий, которые встречают туристов, оказывают разного рода услуги: расселение, провоз, питание, экскурсии, магазины. Но мы не наблюдаем роста пополнения бюджета. Вот у нас рабочие места дают основные доходы. Но предприятия, которые открывают наши соседи из Китая, у них такой задачи нет. Максимальное извлечение прибыли, пока есть такая возможность, пока мы сами это не организовали.

Сейчас отсутствует система контроля, управления туризмом. Я по этому поводу встречался с генконсулом КНР, с туркомпаниями севера и юга Китая. На ВЭФ обсуждали этот вопрос с представителями турбизнеса юга КНР, они говорили: "Мы к вам сейчас туристов не направляем, потому что у вас нет подходящих туров". Туркомпании с севера, которые сейчас туристов к нам возят, у них другие цели и задачи. Они сильно демпингуют, средний чек занижают. Туристы сюда едут на 2-3 дня по максимально низкой цене. Качество услуг падает. Это плохо для нашего города, плохо для имиджа Владивостока. От этого страдает и безопасность нахождения здесь туриста. Если тебя кормят за 100 рублей, то по определению это не может быть качественным продуктом.

– Есть мнение, что и питание, и проживание таких туристов тоже контролируют те, кто их сюда возит.

– Да, так и есть. И в связи с этим ожидать пополнения городского бюджета от них невозможно. Приморские туроператоры обращались к нам, просили помощи. Говорят: "Мы более 10 лет на рынке. Мы смотрим статистику. Рады за город – полмиллиона приехало. Но мы вообще в этом не участвуем". А кто тогда? Те, кто отправляет!

Больше всего меня беспокоит безопасность туристов. Немаловажен и экономический урон для города. Полмиллиона для нашего города – это и экологический ущерб. Кто будет восполнять? Процесс не организован, нет системы управления. Туристический хаос. Мы не можем развивать город, потому что не знаем, чего люди хотят. Нет обратной связи. Сегодня другая модель – турист оплачивает все услуги внутри Китая. То есть деньги уже даже не приходят сюда. Рад, что у нас выросло корейское направление, там другого качества турист. Но самый основной турист – китайский.

Поэтому нужно что-то решать совместно с администрацией, туроператорами, чтобы повернуть ситуацию. Нужна структура, которая будет контролировать этот процесс. Мы сейчас разрабатываем интересный проект, который должен сделать из Владивостока качественный бренд. Возвращаясь к разговору с туроператорами юга Китая. Я прилетел к ним в офис, говорю: "Вы – представитель 400 компаний. Мы вас не наблюдаем на рынке". Мне объяснили причины, почему их здесь нет. Это отсутствие нормальных туров. Юг – это категория более состоятельных людей. Им интересна наша культура, они раньше здесь жили. Она говорит: "У вас есть театры, есть цирк, уникальная природа, очень хорошая кухня". Китайцы любят российскую кухню, они любят с фольклором, то есть в комплексе. Нужно вести переговоры, создавать такой продукт. У нас заключено соглашение между китайской стороной и российской об обмене туристами. Тех, кто наносит урон, о котором я сказал, нужно исключать из этого соглашения. Если ты не подтверждаешь документами, что ты расселил туристов в местных гостиницах, если не кормишь их в местных кафе и ресторанах, то не должен здесь работать. Мы ведь хотим создать бренд Владивостока. Нужно взаимодействие с администрацией города, с турфирмами. Мы должны предлагать туристам места, рекомендуемые для посещения. И это уже будет обеспечивать их уверенность в безопасности, в определенном качестве. Администрация будет вовлечена в этот процесс, будет рекомендовать какие-то туры, которые прошли конкурсный отбор.

Наши компании готовы показать качество. Сейчас мы с сотрудниками ВГУЭС разрабатываем проект, к концу года будет что показать. А с "серыми" схемами нужно бороться, должен быть системный подход, а не хаотичный, как сейчас.

– Есть понимание, кто должен инициировать этот процесс?

– Если мы говорим о развитии туризма в городе, то это администрация города. Как мы можем гарантировать, что не будет пожара в гостинице, которой вообще нет в реестре, на карте? Такие сегодня есть, и их не один десяток. Никто не знает об их существовании, это просто частный дом за забором. Даже выявить бывает сложно. Сейчас некоторые закрывают гостиницы, магазины, предприятия общественного питания. А там извлечение максимальной прибыли в короткие сроки. Демпинг. У них нет системы пожаротушения, нет системы реагирования на дым. Там полная антисанитария. Инициатором должна быть администрация города, они должны усилить контроль и выстроить систему управления. Бизнес и туроператоры готовы к совместной работе.

– У каких еще видов бизнеса во Владивостоке есть перспективы, наибольший потенциал?

– Не буду далеко отходить от сферы туризма, так как сам предприниматель. Когда к тебе приезжает полмиллиона человек в короткий период, нужно просто ловить этот поток и зарабатывать. Тут любое предпринимательство можно задействовать. Кушать хотят все, спать нужно всем, доехать на автобусе нужно всем. Поэтому, если кто-то хочет получить быстрые деньги, то это, конечно, сфера услуг. Даже студенты могут зарабатывать на фольклоре.

Что еще востребовано? Город нуждается в строительстве качественного жилья. По деловому более-менее рынок закрыт, а в жилом востребованность хорошая. Да, есть у нас бюрократические проволочки, но жилой сектор пользуется хорошим спросом. Квартиры разлетаются еще на стадии котлованов. У нас можно делать все, улучшая качество. Сады и школы можно развивать на коммерческой основе. Есть востребованность в получении бизнес-образовательных услуг, туристских, деловых – всех. Но в любой сфере нужно повышать качество и это будет залогом успеха.

– Как оцениваете последние решения президента по развитию Русского острова с созданием инжиниринговых центров крупных компаний, технопарка, наделения новым статусом?

– Да, это отличная идея. Мы столько лет говорим о привлечении специалистов в Приморье, на Дальний Восток. Зачем привлекать? Мы можем вырастить своих, который выучился, понимает, что готов быть разработчиком, знает, как привлекать инвесторов. Если здесь он не применит свои знания, то уедет отсюда. А нужно, чтобы он остался, чтобы применил полученные знания для развития Владивостока и субъекта в целом.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость