19 ноября 2018. С Валерией Валенской, художником и администратором тематической группы в одной из соцсетей, я познакомился случайно. В ходе одной из типичных баталий в соцсетях по поводу нового артобъекта во Владивостоке, видимо, чем-то заслужил внимание этого сообщества. Так шаг за шагом и завязалось общение. Интервью же решили посвятить теме группы в соцсетях и художников Владивостока в целом. Хотя в итоге получилась беседа не только про само искусство.
— Валерия, как возникла идея создания такой группы?
— Группа в соцсетях называется "Нарисованный Владивосток" . Идея пришла не то, чтобы спонтанно: спонтанно создалась группа, идея была давно, чтобы появилась площадка, на которой жители города могли бы знакомиться с его художниками. Поскольку между жителями и художниками есть большой разрыв.
— Сколько времени существует группа?
— С 2015 года, три года получается.
— Если говорить о художниках, кто в ней участвует?
— Непосредственно самих художников, участников группы, мало, человек 10-15. В основном это мои друзья и несколько художников с известными именами: Евгений Осипов, Сергей Черкасов, Владимир Старовойтов. Всего же в группе уже почти 4 тысячи участников. Простые люди, не профессиональные художники.
— Как происходит пополнение этой "виртуальной" коллекции?
— Пополнение картин? В свободное время я сижу в интернете и выуживаю работы художников из их личных страниц, которые есть в свободном доступе, и по поиску.
— Художники как относятся к тому, что фотографии их картин где-то выставляются?
— Положительно. Хотя хотелось, чтобы они сами больше проявляли инициативу и выставляли свои работы.
— Работы скольких художников представлены в общей сложности в группе?
— Около двухсот. Там самые разные художники. Каждый год училище и институт выпускает 30-40 человек профессиональных художников, далеко не все из них разъезжаются. Но вот после учебы только единицы продолжают активно двигаться по профессии, начинают выставляться, заявлять о себе.
Другие, как говорится, пишут для себя. Большая радость, если они выставляют что-нибудь в соцсетях на своих личных страницах.
— Зачем тогда они учатся на художников? Я понимаю, когда получают высшее образование по специальностям "юристы" или "экономисты", а потом работают менеджерами. Но художники…?!
— Хороший вопрос. Я закончила институт в 2004-м году, не знаю, как сейчас, но, думаю, положение не сильно изменилось. Художник учится всю жизнь: заканчивает художественную школу, затем училище, потом высшее образование – институт. И по итогу он выходит с ... невостребованной профессией. Мои ощущения были именно такими. Никому не нужен, не знаешь, как жить. То есть, иди и делай, что хочешь. Ты же — живописец, ты талантливый, у тебя есть образование, вот и делай, что хочешь.
Это были мои личные впечатления. У меня ведь не было нужных знакомств в среде художников, родственников среди них. Я из тех, кто не имея ни дружественных, ни родственных связей, оказался с этой профессией.
— После выпуска в 2004-м и появлением сообщества в 2015 году, что происходило?
— Выпустилась в 2004 году, интернета еще в сегодняшнем развитии как такового не было. Я с перепуга после выпуска устроилась библиотекарем в нашу же библиотеку в институте. Проработала там 3 года, пока не поняла, что это для меня, как для художника, мрак и нет движения, и надо отрываться от этого и что-то пытаться делать.
Лера Валенская. Фото: Предоставлено героем публикации
Справка: Валерия Валенская. Образование: детская Школа искусств №1 им.Прокофьева, художественное отделение (1988-1992 гг.); Владивостокское художественное училище (1993-1998 гг.), мастерская Герасимова С.И.; Дальневосточная Государственная Академия Искусств (1998-2004 гг.), мастерская Шебеко К.И. Участник многочисленных выставок во Владивостоке. Куратор и участник выставки "Нарисованный Владивосток", Приморская государственная картинная галерея. Работы находятся в коллекции Приморской государственной картинной галереи, частных коллекциях в России, США, Китае, Австралии.
— Какие возможности сегодня есть у выпускника? У нас же есть художественные салоны?
— К салонам в среде "профессиональных" художников сложное отношение. Многие на них смотрят сверху вниз.
— Ну молодым-то нужно сначала реализоваться. После выпуска многих, думаю, сложно назвать реализовавшимся профессиональным художником.
— С салонами можно начинать сотрудничать, будучи студентом. У меня первая картина продалась еще на первом курсе.
— Вы смотрите работы в салонах, вы видите работы студентов?
— Конечно.
— Я в последнее время стараюсь посещать художественные салоны, но как человеку, который не погружен настолько в имена приморских художников, мне сложно дать оценку уровню тому, что я вижу. Такие вот страдания потенциального покупателя, который вдруг решил приобщиться к миру прекрасного. Как понять, что передо мною по уровню исполнения?
— Это проблема многих людей, не имеющих отношения к профессии. Сейчас я веду группы в соцсетях, и это красной линией прямо проходит. Люди просто не могут отличить, что есть что.
— По идее эту работу на себя может взять салон. Хорошо, чтобы можно было что-то прочитать про этого автора, чтобы не просто фамилия указывалсь. Хорошо, если ты спросишь, и тебе расскажут, и то не всегда. Плюс, когда заходишь в салон, то видишь обязательный набор: "бирюзовые волны", "Золотой мост", цветы и т.д. В чем художественная ценность 20-ти видов моста с одной и той же точки Владивостока?
— Даже самый крутой художник может нарисовать, грубо говоря, "попсовую" работу, чтобы заработать себе денег.
— "Попсовый" вариант – это запрос со стороны покупателей?
— Для салона художник пишет работы, которые имеют спрос. Если ты принесешь в салон что-то новаторское, то салон может и не взять эту картину, потому что знает, что это не продастся. Там работают профессионалы своего дела, они чувствуют рынок, знают, что купят, а что – нет.
— Получается, надо менять покупателей?
— Есть пробелы в образовании. Человек может получить блестящее образование, но при этом иметь огромный пробел в области культуры, поэтому массового понимания, что ценность, а что "попса", нет.
— Да и я, в принципе, такой же. Не очень хорошо, мягко говоря, образован в сфере искусства.
— Когда мы выставляли работы очень творческих художников, владивостокских, с известными именами, не буду их называть, часто сыпались весьма странные комментарии даже от очень образованных людей, с блестящим образованием. Человек просто не понимал, что он видит. А потом выставляется салонная картинка с "бирюзовой" водой, и человек начинает восхищаться. Это весьма болезненная тема, поэтому не хотелось бы сильно в неё углубляться. Не хотелось бы обидеть кого-то. Тем более, что есть очень талантливая "бирюзовая" вода. Да и картина должна радовать и доставлять эстетическое удовольствие владельцу. Если ему нравится, то и хорошо.
— То есть, если кто-то хочет приобрести особую картину, то должен потратить много времени, чтобы поискать?
— Можно и в салоне. Просто походить надо, посмотреть. В покупке через салон есть свои плюсы: быстрее, меньше усилий, там документы оформят на вывоз, если надо. Всё хорошо и правильно оформлено в плане багета. Просто берешь картину, приходишь домой и вешаешь на стену. Если работать напрямую с художником, то могут возникать какие-то моменты – работа не оформлена, на кривом подрамнике, нужно перетянуть. Все равно человек потратит сопоставимые деньги, если сам будет выравнивать и так далее.
В салоне покупаешь готовую вещь.
— Как отбираются работы для групп "Нарисованный Владивосток"?
— Я не ожидала, что группа выйдет на такой уровень, что про нас будут писать и говорить. Начиналось как хобби, и сейчас это хобби. Мне нравится этим заниматься. Я ориентируюсь, конечно, на свой вкус. Но фотографии картин могут выставлять и другие участники группы, правда, с предварительной модерацией. А то туда и с политикой активно пытаются лезть.
— Как вы находите художников? На страницах соцсетей?
— В том числе. Начинала со своих однокурсников, с тех, кто учился на год позднее или раньше. Я, конечно, их всех помню и знаю. А потом – да, просто заходила на странички художественного училища и института. Одного выпускника нашел – по цепочке из его друзей и т.д.
На открытии выставки "Нарисованный Владивосток". Фото: Предоставлено организаторами выставки
— Выходило ли сообщество "Нарисованного Владивостока" из интернета в офлайн, в реальный мир?
— В реальный мир в этом году нам очень помогла выйти ко Дню города Приморская государственная картинная галерея.
Нам предложили совместный проект, и мы сделали выставку "Нарисованный Владивосток". Собрали художников, работы которых выставлялись в группе. Конечно, они откликнулись, потому что те, кого я выставляю, в большинстве сами по себе. Кто идет сам, основываясь только на своем образовании, таланте и характере. Потому что характер здесь тоже важен.