Экс-мэр Владивостока Веркеенко раскрыл, чем будет жить ГК "Сумотори" после его возвращения

Проект "Прометей" в ТОР "Надеждинская" решили переориентировать на сборку новых электромобилей
Виталий Веркеенко
Фото: ИА PrimaMedia

Как приморский "Терминатор" откроет для дальневосточников утилизационный фонд, что еще построят на "Приморском кольце" и какое будущее у автомобилестроения в Приморье. Виталий Веркеенко, неожиданно вернувшийся с поста мэра Владивостока в родную ГК "Сумотори", возглавил совет директоров компании. В интервью ИА PrimaMedia он рассказал о текущих проектах в рамках ТОР и СПВ, диверсификации бизнеса и планах по развитию холдинга.

— Виталий Васильевич, после вашего возвращения в группу компаний "Сумотори", что можете сказать о реализации проектов в рамках режимов ТОР и Свободный порт Владивосток?

— Философия "Сумотори" никогда не строилась только на продажах. Технохолдинг вырос из "Hino-Владивосток", первого в крае предприятия по реализации японских грузовых автомобилей, но мы изначально позиционировали себя, как техцентр. Нам важно было создать полный пакет решений – от поставки запчастей и обслуживания легковой и грузовой техники до ее утилизации и производства, таким образом закольцовывая жизненный цикл автомобиля. Автомотоспорт в этой цепочке — тоже неслучайное звено, оно успешно решает как маркетинговые, так и социальные задачи.

— Какие планы по развитию Примринга?

— "Приморское кольцо" — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, и это позволило масштабировать проект в туристско-рекреационный кластер. Изначально целью этой площадки были поддержка и развитие автомотоспорта, и за несколько лет нам удалось добиться значительных результатов. Приморский формат японской дрифт-серии D1 вывел российский дрифт на мировой уровень. Опыт, полученный российскими гонщиками на Примринге в состязаниях с родоначальниками этого вида автоспорта, позволил не только на равных соревноваться с лучшими из лучших, но даже перегнать учителей. В этом году в пятой юбилейной дрифт-битве D1 Primring GP на глазах у тысяч болельщиков российская команда уверенно победила японскую. А на втором Международном кубке по дрифту FIA в ноябре наш гонщик Георгий Чивчян наконец взошел на первую ступень мирового пьедестала. Сейчас обсуждаем с японскими партнерами, каким будет следующий D1 Primring GP, и мечтаем привезти к нам кубок FIA.

Примринг сегодня – это не только профессиональный дрифт. Это одна из лучших в России картинговых трасс, трассы для мотокросса и 4x4, это масштабные и значимые мероприятия, такие как военно-патриотический фестиваль "Найди себя". Это международный автосалон VIAS – обязательный элемент стратегии холдинга.

Все это – только первая очередь проекта. Территория позволяет развить его еще более масштабно и интересно. В планах строительство и других развлекательных и рекреационных объектов, например, учебно-спортивного лагеря по стрелковой подготовке, соглашение о реализации которого было подписано на площадке IV ВЭФ между "Приморским кольцом", китайской корпорацией "ДеВе Груп Холдинг Лимитед", АО "СИБЕР" и Агентством по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Проектированием следующих этапов развития "Приморского кольца" займется одна крупная японская компания.

— Как обстоят дела с реализацией проекта "ТерминаТОР" по утилизации автомобилей?

— "Терминатор" строится. На данный момент на участке в ТОР "Надеждинская" проведена планировка территории, залит фундамент и ведется монтаж металлических конструкций. Участок нам достался сложный, с двумя оврагами, где перепад высот достигал 16 метров. Пришлось засыпать сотни тонн скального грунта, для того чтобы разровнять участок. Дальше все по плану: первый на Дальнем Востоке завод по утилизации автомобилей заработает в Приморье. Для региона, где большую часть автомобилей составляют подержанные иномарки, появление такого предприятия актуально и своевременно: количество машин, выработавших свой ресурс, превышает миллион.

Только в Приморье из 1,2 млн зарегистрированных автомобилей четверть — старше 20 лет.

Наши японские партнеры имеют огромный опыт в этой сфере: корпорация Arai Shoji Co. Ltd. – крупнейший автомобильный холдинг мира, утилизацией же профессионально занимается наш второй партнер по этому проекту — Royal Auto PartS, перерабатывая порядка 4 тысяч машин в месяц. При этом речь идет о глубокой, "умной" переработке автомобилей. Так выработавшие свой ресурс авто дадут жизнь новым продуктам с самым широким спектром применения. Например, резиновой крошке, которая успешно применяется в благоустройстве. "Терминатор", к слову, не просто громкое название, дословно он означает границу между светом и тенью, перерождение.

Что немаловажно — запуск "Терминатора" позволит наконец реализовать на Дальнем Востоке государственную программу по утилизации автомобилей. Утилизационный сбор все мы платим исправно, но пока не можем воспользоваться механизмом компенсации, он выглядит как досадная повинность. Важно синхронизировать усилия бизнеса и власти.

— Второй проект "Сумотори" в ТОР "Надеждинская" – "Прометей", завод по производству электромобилей. Каков текущий статус этого проекта?

— Изначально мы планировали первым этапом трансформацию подержанных бензиновых иномарок в электрические на площадке приморской ТОР. Но ввиду стремительного развития технологий совместно с японскими партнерами считаем целесообразным перейти сразу ко второму этапу – сборке новых электромобилей. Соответственно, корректируем проект и подбираем модельный ряд, а также ведем диалог с российскими производителями комплектующих.

— Как дела у "Юбо-Сумотори", российско-китайского предприятия по сборке грузовых автомобилей?

— Резидент Свободного порта Владивосток работает, расширяя локализацию. Грузовая техника пользуется спросом на приморских предприятиях – наши грузовики работают на крупных краевых стройках — заводе "Звезда", трассе "Владивосток – Находка – порт Восточный", на угольных разрезах Лучегорский и Полтавский и т.д. Раньше подобная техника закупалась за рубежом и перепродавалась на территории российских регионов, теперь собирается на территории Приморья. Предприятие намерено повышать уровень локализации и переходить к сборке крупных узлов автомобилей. Это в русле поручения президента по поддержке развития автомобилестроения на Дальнем Востоке. Но при этом важно, чтобы требования к уровню локализации были соизмеримы с объемами производства инвесторов и учитывали интересы малого и среднего бизнеса. Снижение этого порога для субъектов МСП будет серьезным подспорьем для развития производства в регионе и насыщения внутреннего рынка техникой отечественного производства. Мы обращались с таким предложением в соответствующие органы, ждем ответа.

— Сфера интересов ГК "Сумотори" простирается за пределы автомобильного сектора. Несколько лет назад бизнес диверсифицировался, и в портфеле группы компаний появился сельскохозяйственный проект "Тай Юань". С чем это связано?

— У группы компаний несколько направлений и активов. На базе Терминала Экспо, например, развивается алмазный центр, который со временем может масштабироваться в алмазный кластер, объединив под одной крышей все этапы этого бизнеса, от огранки до продажи, инфраструктура позволяет. Там уже работает "Алроса", специализированный таможенный пост, подразделения Гохран РФ и пробирной палаты России.

Что касается агропромышленного кластера "Тай Юань", который реализуется в Шкотовском районе Приморья, инвестор приобрел дополнительный земельный участок, более 60 объектов недвижимости для размещения производственных мощностей и сельскохозяйственной техники. Это будет экологически чистое современное производство, которое насытит рынок качественной мясной, молочной продукцией, а также овощами и фруктами.

Я неоднократно говорил о том, что "Сумотори" — это не просто бизнес, компанию интересуют проекты развития, которые соответствуют ее миссии – "Сделать жизнь лучше, Приморье – краше, а людей счастливее". Наша задача — привлечение инвестиций в край и развитие экономики. Я имею большой опыт международного сотрудничества и понимаю азиатский менталитет, я принял японский стиль ведения бизнеса, где в первую очередь важно доверие и надежный партнер. Честность в бизнесе – единица ликвидная, "Сумотори" свою репутацию заработала, и иностранные коллеги часто нас рассматривают как партнера для реализации совместных идей. Поэтому впереди еще немало новых проектов.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость