25 декабря 2018. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Дальневосточном регионе в декабре отметил год с момента основания. Как изменилось высшее образование по отношению к людям с особенностями здоровья, какие мероприятия были проведены и какие цели были достигнуты, ИА PrimaMedia рассказала директор РУМЦ Татьяна Луковенко.
– Татьяна Геннадьевна, каковы основные итоги года? Что принципиально изменилось и появилось нового?
– Прежде всего, мы выстроили структуру Ресурсного учебно-методического центра, который год назад был открыт на базе Педагогического института Тихоокеанского государственного университета, и постарались глубже проработать основные направления нашей деятельности. Это – профориентация, обучение студентов и их сопровождение, подготовка профессорско-преподавательского состава к работе со студентами с инвалидностью, а также трудоустройство выпускников. По каждому направлению мы наметили ряд мероприятий, приступили к их реализации и вовлечению студентов. Пока ещё нам сложно организовать работу в целом по региону, ведь он занимает 1/3 площади нашей страны. Большая удалённость территорий – основная помеха. Тем не менее, на базе Тихоокеанского государственного университета мы находим формы работы, которые позволяют объединить эти территории. Наш вуз располагает для этого всеми необходимыми ресурсами.
– С какими вузами Приморского края вы сотрудничаете, и в чем заключается совместная работа, участие студентов?
– Всего у нас заключены соглашения с 15-ю вузами Дальнего Востока, которые подчиняются Министерству высшего образования и науки. Именно в эти вузы подают документы абитуриенты, имеющие проблемы со здоровьем. Конкретно в Приморье мы сотрудничаем с Дальневосточным федеральным университетом и Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса.
— В чем чуть сотрудничества с вузами?
— Суть совместной работы с вузами заключается в следующем. Мы делимся опытом организации обучения, проведения практик, опытом трудоустройства выпускников с инвалидностью; проводим совместные научно-практические конференции с участием не только сотрудников вузов, но и представителей других уровней (общего и среднего профессионального) инклюзивного образования. Сегодня речь идёт о необходимости создания системы непрерывного инклюзивного образования. Также мы проводим мероприятия для студентов вузов. Студенты из Владивостока (ВГУЭС), Хабаровска (ТОГУ, ХГУЭП, ДВГАФК), Комсомольска-на-Амуре (АмГПГУ), Благовещенска (БГПУ), Магадана (СВГУ), Петропавловска-Камчатского (КамГУ им. В. Беринга) прошли обучение на курсах по инклюзивному волонтёрству. А в Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан наши сотрудники ездили в командировки и проводили занятия там.
В 2018 году студенты из Хабаровска и Благовещенска приняли участие в 1-м Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов
"Профессиональное завтра" с участием студентов с инвалидностью. Проводится работа и с абитуриентами, имеющими проблемы в состоянии здоровья. Так, в профориентационном конкурсе по написанию эссе "Шаг в профессию" победил представитель из Благовещенска.
– Одно из направлений деятельности Ресурсного учебно-методического центра – организация и проведение курсов повышения квалификации. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Мы организуем курсы повышения квалификации для сотрудников и профессорско-преподавательского состава вузов. Всего обучение прошли 406 человек со всего региона. Например, из Комсомольска-на-Амуре – около 200 сотрудников, из других регионов пока меньше. Обучение проводится в дистанционной форме, это позволяет принимать участие удаленным территориям и работать совместно. Отмечу, что сами преподаватели понимают, что им не хватает компетенций в области обучения инвалидов. Желание поступить на курсы и пройти их, чтобы лучше взаимодействовать со своими студентами исходило непосредственно от них.
Директор РУМЦ Татьяна Луковенко. Фото: Кристина Шахова
– Татьяна Геннадьевна, вы говорили, что в высшие учебные заведения поступает всё больше людей с ОВЗ и инвалидностью. Во всех регионах наблюдается эта позитивная тенденция?
– На самом деле, нет. Мы не можем сказать, что ситуация одинакова во всех регионах и вузах. Сейчас мы проводим сбор данных, и пока нет окончательных цифр по набору 2018 года. Однако мы подсчитали, что по Дальнему Востоку в целом и, в частности в ТОГУ, идёт прирост студентов. Если брать вузы центральной части России, то где-то осталось прежнее количество студентов, а где-то оно возросло. Если рассматривать показатели в среднем, то тенденция положительная. На Дальнем Востоке это может быть связано с тем, что всерьёз начали говорить об инклюзивном образовании и о создании доступной среды. Изначально в России было всего 4 вуза, где предполагалось обучение инвалидов. Сейчас мы принимаем студентов с ОВЗ и инвалидностью во все университеты страны.
– Мы знаем, что у Ресурсного центра есть своя "горячая линия". По каким вопросам на неё можно обратиться?
– Действительно, у нас есть горячая линия: 8-800-250-19-52. Это телефон для родителей школьников, которые завершают обучение, для студентов с инвалидностью, которые уже учатся в университете. Любой желающий может получить консультацию по любому интересующему вопросу, связанному с инклюзивным образованием. Летом мы зафиксировали около 350 обращений, хотя линия работала в тестовом режиме. Возможно, именно то, что люди получили ответы на свои вопросы, является одной из причин, объясняющей увеличение числа студентов с инвалидностью в ТОГУ. В то же время мы не отдаем приоритет какому-то определенному университету или институту, к нам обращаются с вопросами по всем вузам региона. Как ведется работа? Например, школьник может высказать свое пожелание. Он указывает: какая доступная среда ему необходима, какую специальность он хочет выбрать, другие условия. Мы готовим список учреждений, которые ему подходят, и он уже самостоятельно принимает решение, где учиться.
– В каких мероприятиях за прошедший год приняли участие школьники, студенты и преподаватели при поддержке Ресурсного центра?
– Среди значимых мероприятий можно выделить конференции, которые проходят ежегодно. Так, например, у нас была секция на конференции "Проблемы высшего образования" – "Формирование компетенций для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью" и другие. Важно отметить и Региональный чемпионат профессионального мастерства "Абилимпикс", в котором впервые приняли участие студенты вузов Хабаровского края, и наша студентка заняла призовое место. Задача на следующий год – принять участие в нескольких номинациях чемпионата и вывести победителей уже на всероссийский этап. Стоит отметить Всероссийский конкурс "Профессиональное завтра", а также организацию инклюзивного волонтёрства в ДФО. Сегодня волонтёрское движение само по себе распространенно, но нам важно, чтобы студентам с инвалидностью помогали их сверстники. Таким образом мы сможем улучшить процесс обучения и сопровождения.
– Мы знаем, что недавно был заключён договор о сотрудничестве с одним из вузов Китайской Народной Республики. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
– ТОГУ заключил договор с Чанчуньским университетом по организации взаимодействия в обучении студентов с инвалидностью. У наших коллег Институт специального образования был открыт в 1987 году. Ими накоплен большой опыт обучения студентов с нарушением зрения, в том числе полностью слепых, и с нарушением слуха – даже полностью глухих. Нам полезно перенять этот опыт в организации обучения этих категорий студентов в нашей стране. Оказалось, что наши структуры и системы обучения отличаются между собой. За 30 лет работы нашими коллегами было накоплено достаточно методических материалов, создан перечень различных профессий, в которых студенты с инвалидностью будут более успешны, чем в остальных, и те профессии, которые будут востребованы студентами по окончании вуза. Интересно и то, как у них организована и выстроена доступная среда, потому что она распространяется не на весь университет, а на то здание, где расположен институт специального образования.
— А чем интересно сотрудничество с нами представителям вуза Китая?
— Сотрудникам Чанчуньского университета очень интересен наш опыт работы. Например, тот факт, что студенты в России могут выбрать любую специальность и любое учебное заведение. Если у нас наладится такое взаимовыгодное сотрудничество, мы сможем многому научиться друг у друга и помочь в развитии специального или инклюзивного образования. Отмечу, что изначально создание Ресурсных учебно-методических центров было направлено на то, чтобы накапливать методический опыт в обучении этих категорий студентов. Поэтому опыт зарубежных партнёров для нас тоже очень важен.
– Каким образом будет происходить обмен опытом?
– В первую очередь, это участие в конференциях, обмен научной информацией, создание пособий на русском и китайском языках. Например, это касается конференции "Проблемы высшего образования", которая проходит в ТОГУ. Изначально она заявлена как международная, и китайские коллеги согласны принимать в ней участие. Мы можем проводить совместные вебинары и мастер-классы. Как я уже говорила, наши подходы отличаются, поэтому китайская сторона заинтересована в наших методах организации инклюзивного образования. А нас интересует их опыт еще и потому, что в КНР обеспечено 100% трудоустройство студентов с инвалидностью. Так что здесь есть, о чем подумать, и есть опыт, которым нужно обмениваться.
– РУМЦы других регионов сотрудничают с другими странами?
– Безусловно. Тем не менее, ТОГУ – первый университет в Российской Федерации, а соответственно мы – первый Ресурсный центр, который заключил официальный договор о сотрудничестве с зарубежным вузом. Все это началось по инициативе ректора ТОГУ Сергея Иванченко. В вузе уже был договор с Чанчуньским университетом, но не по этой тематике, и Сергей Николаевич предложил такую идею.
– Первый год для любого начинания считается самым сложным, но он прошёл, и поэтому вопрос: каковы планы на будущее?
– Главная цель – развиваться. Перед нами стоит множество задач. Мы должны работать над созданием доступной среды не только в ТОГУ, но и во всех вузах региона. Тем не менее, Тихоокеанский государственный университет может стать ведущим вузом по инклюзивному образованию на Дальнем Востоке. Здесь есть необходимая материально-техническая база, также ТОГУ располагает транспортной доступностью, которая позволяет объединить вузы ДФО для решения проблем высшего образования. Работая по созданию высшего инклюзивного образования в целом, мы говорим, что оно есть на Дальнем Востоке и оно востребовано. Поэтому мы продолжаем свою работу, которая направлена на получение высшего образования всеми категориями студентов.