30 декабря 2018. АО "Дальмормонтаж" в Находке планомерно внедряет природоохранные меры на производстве. За последние полгода стивидор приобрел новое оборудование, призванное минимизировать влияние деятельности предприятия на окружающую среду, усилил экологический контроль собственной деятельности. Независимая экспертиза, проведенная экологическим фондом "Чистые моря", показала достаточность и эффективность этих мер, сообщает ИА PrimaMedia.
План природоохранных мероприятий был разработан на основании Соглашения, подписанного в июне 2018 года четырьмя сторонами — стивидорами (среди которых в числе первых было АО "Дальмормонтаж"), администрацией Находкинского городского округа, Минтрансом и Росморречфлотом. Документ не имеет срока окончания, поэтому руководство "Дальмормонтажа" смело заявляет, что все реализованные меры — лишь начало большой работы на предприятии. Хотя масштаб этого "начала" впечатляет.
Согласно плану, был закуплен целый ряд приборов мониторинга окружающей среды.
"Во-первых, был установлен автоматизированный прибор контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия. Также в конце декабря мы приобрели прибор, который будет использоваться как индикатор загрязнения атмосферного воздуха. Он будет установлен на территории предприятия для оперативного реагирования ответственного персонала в случае увеличения концентрации загрязняющих веществ", — рассказала инженер по охране окружающей среды (эколог) АО "Дальмормонтаж" Татьяна Халикова.
Кроме того, промышленная площадка оборудована системой видеонаблюдения, организована потоковая передача данных в Тихоокеанское морское управление (ТМУ) и в Транспортную прокуратуру. На территории предприятия были установлены шумометр и анеморумбометр — прибор, который показывает скорость и направление ветра. Данные выводятся на монитор руководителя смены грузового участка для оперативного реагирования. Параллельно с этим был заключен договор с Примгидрометом о предоставлении информации о состоянии окружающей среды.
Это не единственный договор, заключенный стивидором за прошедшие полгода. В рамках производственного контроля был подписан договор с аккредитованной лабораторией, которая по согласованному с Роспотребнадзором графиком проводит замеры атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ). До настоящего времени нарушения нормы зафиксировано не было. Правда, собеседница Общества отметила, что СЗЗ предприятия в некоторых точках пересекается с СЗЗ других стивидоров, поэтому даже в случае нарушений определить "виновника" будет непросто.
Следует так же отметить, что все приборы, установленные стивидорами, осуществляют замеры общей запыленности. Прибора, определяющего именно угольную пыль, в данное время не существует. Поэтому сложно сказать какую именно пыль улавливают приборы. Это может быть, как пыль от очистки дорог, так и пыль от котельных и пр.
Безусловно, для того чтобы на границе СЗЗ не было превышения ПДК, на территории самого предприятия была проделана огромная работа. На сегодняшний день по всему периметру терминала установлено бетонное ограждение высотой 4,5 метра, на нем смонтированы сетки из монофиламентной нити тоже высотой 4,5 метра (итого — 9-метровая защита от пыли по всему периметру). Кроме того, со стороны населенного пункта, установлен двойной кордон из сеток пылеулавливания и металлических экранов высотой 12 метров.
Еще одна природоохранная мера — использование защитных пологов. Их раскрепляют между судном и причалом во время погрузки угля для исключения попадания угольной пыли в акваторию.
Для пылеподавления на территории порта установлены четыре стационарные водяные пушки (три из них были приобретены в рамках подписанного в июне соглашения) и восемь гидрантов, а также используется универсальная машина Samangan с установленной на ней пушкой SD-60 и системой нижнего орошения дороги. Для очистки и полива территории используется трактор "Белорус" и поливомоечная машина на базе Nissan Diesel (тоже новое приобретение стивидора).
Согласно регламенту, орошение территории и угольных штабелей проводится в зависимости от погодных условий.
"Производственные процессы зимой и летом несколько отличаются. Вместо водяных пушек будем использовать снежную, которую как раз сейчас тестируют специалисты. Она тоже была приобретена в рамках Соглашения. Кроме того, активнее используем присадки (бешофит) для орошения проездов, дорог и угольных штабелей", — отметила эколог.
Важно понимать, что система орошения на территории замкнутая. По всему периметру предприятия установлены ливнестоки, по водосборным лоткам вода стекает в накопительные емкости, где отстаивается и очищается. После этого она возвращается в пушки и в лафеты, и так по кругу. Ни в море, ни на рельеф сброса сточной воды нет.
Кроме того, что план природоохранных мероприятий реализовывается на уровне предприятия, руководство компании-стивидора уверено — необходимо идти от частного к общему, чтобы каждый сотрудник чувствовал ответственность за минимизацию влияния на окружающую среду. Так, в должностные инструкции работников были добавлены пункты, закрепляющие допустимую высоту раскрытия грейфера, высоту падения груза и пр. Плюс был усилен контроль эколога.
Не последнюю роль играет и сам груз, с которым работает стивидор. "Дальмормонтаж" в технологическом процессе использует малопылящие марки угля (Сибирский Антрацит), хотя признается, что с ними работать сложнее из-за высокой смерзаемости в зимний период. Кроме того, производится постоянный контроль за влажностью груза — к каждой партии прилагается сертификат, в котором указан этот параметр угля, и влажность обязательно должна быть достаточной.
По Соглашению, все стивидоры, подписавшие его, должны были пройти государственную экологическую экспертизу документации, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах. В данный момент "Дальмормонтаж" уже успешно провел общественные обсуждения и подготовил полный пакет документов, который был направлен для прохождения государственной экологической экспертизы в ТМУ. Кроме того, предприятие ежемесячно подает отчеты о выполнении плана в ТМУ, краевой Департамент природных ресурсов, Транспортную прокуратуру, Росморречфлот и в администрацию г. Находки.
Как было сказано выше, данные меры — лишь начало пути. Из ближайших планов стивидора — покупка вакуумной машины-пылесоса для уборки территории терминала.