29 марта 2019. Большинство россиян — 62% — не верят, что в стране можно вести честный бизнес. Чуть больше трети — 34% — настроены более оптимистично в этом вопросе. Такие выводы сделал ВЦИОМ на основе опроса, результаты которого опубликовал РБК. ИА PrimaMedia попросило прокомментировать результаты исследований заместителя председателя Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Алексея Губарева.
— Обратите внимание, что о самих предпринимателях респонденты отозвались хорошо, только 6% думают о бизнесменах плохо, а 89% опрошенных относятся к ним дружелюбно. Как правильно заметил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, существующая система госрегулирования просто не позволяет заниматься бизнесом так, чтобы ничего не нарушать. Действительно, к предпринимателям выдвигается слишком много требований, в том числе противоречивых, и люди это понимают, — сказал собеседник агентства. – Медленно, но верно прежние стереотипы в отношении бизнесменов изживают себя. Не в последнюю очередь благодаря тому, что меняется и само предпринимательское сообщество. Оно становится более открытым, готовым к диалогу с обществом, начинает осознавать свою роль в развитии страны и ее регионов, свою историческую связь с великими предшественниками, первопроходцами и меценатами. И такие проекты, как совместный проект "Деловой России" и Российского исторического общества по ежегодному проведению Всероссийской студенческой олимпиады по истории российского предпринимательства, способствуют тому, чтобы эту связь понимали и будущие поколения предпринимателей.
Прежде всего, этот проект призван повысить престиж предпринимательства, отметил Алексей Губарев. Его цель – рассказать молодым людям о том, насколько интересно, а порой рискованно и в то же время ответственно быть предпринимателем. Достигается это с помощью изучения истории отечественного бизнеса, начиная с царских времен. Не последнее место здесь отводится первым шагам дальневосточного и приморского предпринимательства. Торговцы и промышленники, добытчики и первопроходцы, эти люди были в первых рядах тех, кто осваивал далекие окраины Российской империи, превращая их в островки цивилизации и процветания. Нынешним поколениям очень полезно знать об этом.
— Кроме того, "Деловая Россия" участвуют еще в нескольких проектах, которые призваны установить диалог между нынешним поколением и будущим поколением предпринимателей, — сообщил Алексей Губарев. – "Делороссы", например, поддерживают проект профстажировок, организатором которого выступает ОНФ. В рамках проекта молодым людям – студентам и учащимся — предоставляются места для прохождения стажировки на предприятиях Приморского края, и мы в этом широко участвуем.
Профориентации школьников способствует и проект "Деловой России" "Моя будущая профессия", в рамках которого приморские "делороссы" приходят в общеобразовательные учебные заведения и выступают перед школьниками с лекциями о предпринимательстве. После лекции ребята задают вопросы, представители "Деловой России" на них отвечают. В результате получается живая увлекательная беседа.
На обучение молодых предпринимателей профессиональному бизнес-мастерству направлен проект "Компетенция", на привлечение в бизнес выпускников – проект "Бизнес перемена", цель которого – познакомить вчерашних школьников с историей успеха молодых бизнесменов.
— Позиция "Деловой России" заключается в том, чтобы медленно, но верно, путем личных диалогов и различных проектов, таких, например, как благотворительный проект "Благое дело", показывать обществу, что быть предпринимателем – это не только про то, как зарабатывать деньги, но и про большую социальную ответственность, — подчеркнул Губарев. – И мы своими делами, своими проектами, разъяснением своей позиции показываем ту сторону нашей деятельности, которая не выставляется напоказ. А она, поверьте, представляет собой большой серьезный труд.
Так уж повелось, что люди зачастую видят только внешнюю сторону предпринимательства, причем ту, на которой акцентируют внимание падкие на сенсации "желтые" СМИ. Вот от этого зачастую складывается негативный имидж бизнеса.
— Да, опрос ВЦИОМ показал, что доверие к честному бизнесу упало. Но параллельно в Интернете мне попался материал, из которого следует, что индекс ВВП в долларах на душу населения в РФ за последние 20 лет точно выражает отношение к реальному бизнесу. Как только происходит спад индекса, отношение становится негативное. Как только подъем — отношение улучшается. Вот такая простая корреляция. Люди видят, что на полке в магазине, что у них в кармане и, соответственно, делают вывод, бизнес – это хорошо или плохо.
А между тем, от развития бизнеса зависит и развитие региона. В настоящее время эту простую связь вроде бы никто не оспаривает. Однако зачастую дальше констатации данного факта дело не идет. И тут большую роль играет позиция, занимаемая региональной властью.
— Тут мне видятся два больших "фронта" работ. Первый – диалог с бизнесом. Власть должна системно и регулярно вести этот диалог. Второе большое направление – подключение к этому диалогу не только представителей бизнеса, но и представителей общественности, населения, — считает Алексей Губарев. — Особенно яркий пример – развитие инфраструктуры и строительство. Когда власть определяет, какая земля должна быть выделена бизнесу и на каких условиях, то к обсуждению нужно привлекать и население. Не важно, что это будет, муниципальное образование или весь Приморский край.
В Приморье уже создан механизм общественных экспертных советов. Надо, чтобы этот механизм работал системно и регулярно. Необходимо добиться того, чтобы общественные советы работали не формально, а по-настоящему, с реальными решениями и реальным экспертным уровнем. Для этого власти нужно не только привлекать экспертов, но и способствовать тому, чтобы уровень экспертов рос. И тогда территории будут получать качественные и эффективные решения, способствующие их развитию. Надо заметить, что экспертная деятельность является сильной стороной "Деловой России" в Приморье.
— Я думаю, что за последние 10 лет отношение к предпринимателям в обществе все-таки изменилось. Исчезло представление о том, что бизнес — это легко и просто, что это не вызывает никаких трудностей. Ушло убеждение, что едва ты пойдешь в бизнес, тебя подхватит волна успеха и ты обязательно добьешься всего. Многие люди это попробовали, и не у всех получилось. Если 10 лет назад отношение к бизнесу было или резко положительное, или резко отрицательное (сужу на собственном опыте), то сейчас более-менее приходит понимание того, что предприниматель – это вид деятельности, в котором есть как плюсы, так и минусы. Особенно если это касается малого бизнеса, — говорит Алексей Губарев. – Конечно, изменился и бизнес. Ведь за последние 10 лет изменились многие обстоятельства: экономические, политические, юридические, общероссийские, региональные. На мой взгляд, бизнес стал более цивилизованным, более системным, более конкурентным. В целом и мышление предпринимателей немного поменялось сообразно обстоятельствам. Стало больше информации, больше правил и регуляции, о которых можно узнать быстрее. Другое дело, что правила меняются слишком часто. Но об этом мы говорили в начале нашей беседы.
Председатель Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексей Тимченко, которого ИА PrimaMedia также попросило прокомментировать ситуацию, отметил, что по данным "делороссов" в последние годы стабильно растет количество молодых приморцев, интересующихся предпринимательством как профессией и социальным явлением.
Алексей Тимченко. Фото: предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"
— Как проводимые нами каждый год олимпиады для школьников и студентов, так и опросы показывают, что все большее количество молодых жителей Приморья интересуются историей и современностью предпринимательства в регионе, участвует в олимпиадах и конкурсах и для себя рассматривает это как профессию. Это хорошо, это значит, что, как минимум, часть из них останется жить и работать здесь и свяжет свою жизнь с бизнесом – это непросто, но очень важно, тем более что перед глазами у молодежи показательные примеры, такие как действующий губернатор края Олег Кожемяко – ведь в конце 80-х – 90-е он был одним из активных молодых предпринимателей в нашем регионе – это как раз иллюстрирует, что хорошие предприниматели могут становиться эффективными государственными управленцами… Наш край знаменит предпринимательскими традициями, и мы надеемся, что в ближайшем будущем в наш "профессиональный цех" придет новое молодое пополнение, — заметил Алексей Тимченко.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Деловая Россия" определила лучшего приморского знатока истории предпринимательства
Алексей Бурдюк: Слова губернатора Приморья о поддержке местных предприятий радуют