5 апреля 2019. Проект по созданию нового большого культурного центра во Владивостоке стал главной темой публичной дискуссии, состоявшейся в Приморской филармонии 4 апреля, сообщает ИА PrimaMedia. Ее участниками стали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Приморской картинной галереи Алена Даценко, директор музея Арсеньева Виктор Шалай, а модератором выступил директор проекта Яндекса "Большой музей" Дмитрий Гусев. В зале собрались более 100 представителей культурных институций Приморья – галеристы, художники, литераторы, журналисты, краеведы.
В начале дискуссии каждый из спикеров изложил свое видение концепции будущего музейно-выставочного комплекса, который будет построен на месте снесенных корпусов ДВГТУ. Проект предполагает, что через несколько лет на сопке возникнет несколько современных зданий, соединенных между собой. Для наполнения их культурным содержанием объединяются пять музеев страны: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Музей Востока и Приморская государственная картинная галерея.
Владивостокский музейно-выставочный комплекс станет одним из четырех новых культурных проектов в России. Впервые идею их создания высказал президент страны Владимир Путин во время послания Федеральному собранию в марте 2018 года. Позже она была закреплена в указе президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Подробности, в частности города, где будут открыты культурные центры, глава государства впервые озвучил на заседании Совета по культуре и искусству в декабре 2018 года. Кроме Владивостока это будут Калининград, Севастополь и Кемерово.
директор музея им. В.К. Арсеньева
Автор фото: РИА PrimaMedia
Приморцы переживают сейчас неоднозначный этап своей жизни. У нас в плане культурного наследия не было, можно сказать, практически ничего, а стало вдруг очень много. И актуализируется вопрос взаимодействия с этим "много", когда количество должно переходить в качество, это важный для нас вопрос. Путем выставок мы даем людям эффект присутствия, чтобы человек ощущал, что он присоединяется к мощной истории. Что такое берестяная грамота, вроде бы все знают. Но когда человек видит, как она выглядит, у него что-то внутри меняется, он понимает, что даже тут, в этой части страны, он наследник огромного достояния. Мы работаем над излечением иллюзии оторванности человека от истории его предков, хотя виновных тут нет. Просто у нас растянуто представление о национальном достоянии. В стране есть большой объем национального наследия, который не доступен жителям Приморского края, и даже мало кто знает здесь о существовании этой части наследия. Поэтому движение межмузейных обменов коллекциями очень важно.
Модератор Дмитрий Гусев подчеркнул, что идея четырех новых центров, безусловно, вызывает большое количество вопросов по поводу реализации проектов, а также того воздействия и влияния, которое эти центры призваны оказывать в регионах. Дискуссия дала возможность честно и открыто поговорить о том, что будет происходить в культуре Владивостока в ближайшие годы.
директор Приморской государственной картинной галереи
Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
С Третьяковской галереей у нас мощнейшие генетические связи, потому что если смотреть историю создания художественной коллекции Приморской государственной картинной галереи, то большинство работ прибыло в Приморье как раз из государственной Третьяковской галереи - это более ста экспонатов причем, первоклассных, замечательных произведений, которые сегодня составляют гордость нашей коллекции. У нас замечательно выстроены контакты и с другими коллегами, с государственным Русским музеем, с Эрмитажем - последние три года проходят дни Эрмитажа во Владивостоке, и мы будем продолжать эту работу. То есть, мы считаем важным, чтобы наш зритель не чувствовал себя оторванным от большой культуры. Мы ведь прекрасно понимаем, что уникальные собрания, музейные коллекции — это Москва, Петербург. К сожалению, из Приморья поехать с семьёй на каникулы в Москву или Петербург достаточно сложно. Поэтому Владивосток может гордиться заходом сюда таких мощнейших проектов, как выставка работ Карла Брюллова, выставка из музеев Кремля. При этом, безусловно, привозные выставки не исключают постоянной работы с региональным контентом, который есть в каждой из наших институций.
директор Третьяковской галереи (Москва)
Автор фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Мы знаем замечательные примеры того, как создание музея и насыщение его серьезнейшими программами трансформировало жизнь городов и регионов. Мы видим сегодня действительно невероятный интерес к тому, что делают музеи. Количество посетителей растёт, количество интересных программ также растёт - это взаимосвязанные процессы. Музей сегодня — мощнейшая образовательная институция, это лекции, дискуссии, круглые столы, показ кино, музыка, спектакли, это место, в котором нуждается большой город. Факт остаётся фактом — люди пошли в музеи. Когда какое-то время назад руководство Министерства культуры обратилось к нам с приглашением открыть филиал во Владивостоке, мои коллеги, которые открывали здесь в Приморской картинной галерее выставку, сразу сказали: "Да, мы это сделаем". Я через несколько месяцев прилетела во Владивосток и поняла, что, действительно, это совершенно особенный, удивительный город со своим ярким обликом, динамикой, историей, энергетикой и главное — огромным потенциалом и относительно небольшим количеством серьёзных музеев. Здесь есть своя публика, есть огромный потенциал приезжих и туристов из стран северо-восточной Азии. Четыре ведущих музея страны объединяют усилия с Приморской картинной галереей в создании нового владивостокского культурного центра: это Третьяковская галерея и музей Востока из Москвы, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей из Петербурга. Это, на самом деле, сложнейшая задача - никто никогда в мире не объединял под одной крышей более пяти музеев, поэтому здесь очень многое зависит от теснейшего взаимодействия всех участников этого процесса, выработки совместной программы и совместной платформы с местной концепцией.