8 апреля 2019. Вице-мэр Владивостока Татьяна Арестова пообщалась со всеми сторонами конфликтной ситуации, сложившейся вокруг выставки Ильяса Зинатулина "План эвакуации Э.К." — с Мариной Бариновой, Александром Городним, Светланой Шупиро, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу администрации Владивостока.
Мэрия выразила готовность вести диалог с культурной общественностью, вставшей на защиту галереи "Артэтаж" и ее руководителя Александра Городнева.
В субботу, 6 апреля, советник ректора ДВФУ Марина Баринова созвала "культурную оборону" "Артэтажа", на встречу пришли более ста человек – художники, журналисты, работники культуры. Собравшиеся решили выстроить линию защиты – и отстоять "Артэтаж" с его нынешним руководителем.
По сообщению Марины Бариновой, созданная инициативная группа готовит обращение к главе города, в котором будет поставлен ряд вопросов дальнейшей работы Центра современного искусства. Среди тем, которые тревожат общественников — не собирается ли мэрия закрыть учреждение и передать помещения кому-то другому.
"В администрации Владивостока отвечают однозначно: галерея останется в этом здании, так как "Артэтаж" играет важную роль в культурной жизни Владивостока. Также среди вопросов — придание учреждению статуса музея. Как только обращение поступит в мэрию, все поставленные вопросы будут обсуждаться", — говорится в сообщении пресс-службы мэрии.
Участников инициативной группы также волнует также отношение к создателю галереи "Артэтаж", заместителю директора муниципального учреждения культуры Александру Городнему — не грозит ли ему увольнение, нет ли к нему предвзятого отношения.
Вице-мэр Татьяна Арестова (Бережная) отметила, что об увольнении нет даже речи. Что касается возникшей конфликтной ситуации: когда нецензурная лексика на картинах была обнаружена, сотрудников попросили закрыть эти слова, а организатора выставки — написать объяснительную, так как это является нарушением закона. На этом данный инцидент исчерпан.
"Что касается дальнейших событий — сейчас необходимо внимательно разобраться в причинах конфликтной ситуации. В любом случае, в мэрии намерены решить все сложные вопросы взаимоотношений и вопросы работы галереи максимально конструктивно и с пользой для развития культуры во Владивостоке", — отмечается в сообщении мэрии.
Напомним, первым документом, ставшим причиной скандала, стал запрос объяснительной от Александра Городнего "по факту открытой выставки 22 марта 2019 года И. Зинатулина "План эвакуации Э.К.", "в экспозиции которой представлены работы с употреблением нецензурных аморальных деструктивных двусмысленных слов и рисунков". Требование исходило от начальника городского управления культуры Светланы Шупиро.
Стоит отметить, что "Артэтаж", хотя и с некоторым запозданием, поместил возрастную маркировку 18+ на экспозицию, действительно содержащую инвективы.
Сами работы Ильяса Зинатулина представляют собой огромные китчевые коллажи из живописных орнаментов, целлулоидных аппликаций и газетных вырезок, где "аморальные" слова являются одним из выразительных элементов создания впечатления надвигающейся катастрофы (сюжетный замысел экспозиции – метафорический эпос об уничтожении насекомых). Чиновники не удовлетворились маркировкой и объяснительной и потребовали заклеить наиболее "деструктивные" слова.
Второй знаковый документ появился на свет 4 апреля. В то время, как Городний по приглашению руководства Третьяковской галереи отправился в Приморскую филармонию на открытую дискуссию "Культура. Локальное, универсальное, новое", его коллеги – кадровик и завхоз – составили акт об отсутствии замдиректора МБУК "Дом культуры "Традиции и современность" на рабочем месте с 14.10 до 16.10 "по неизвестной причине". Акт тоже попал в соцсети – и вызвал настоящую бурю эмоций культурного сообщества, которое восприняло происходящее однозначно: чиновники пошли в наступление на Городнего, пытаясь выдавить "неформатного" сотрудника культурного учреждения.
Суть конфликта с мэрией, по словам самого Александра Городнего, заключается в невыполненных обещаниях мэрии создать музей современного искусства. Именно с этим условием в 2015 году галерист передал городу свою коллекцию – "перевез на шести грузовиках", как он рассказывает. Есть и документы, подтверждающие намерения тогдашнего градоначальника Игоря Пушкарева о создании музея. Однако по-настоящему "Артэтаж" музеем так и не стал, формально превратившись в подразделение муниципального культурного учреждения "Традиции и современность". Разница в статусе, для многих неочевидная, означает, что все картины коллекции сейчас сравнимы по культурной ценности с обычной мебелью, и, как любое муниципальное имущество, их можно продавать, или даже списывать. Да и само историческое здание со свежим ремонтом в центре города мэрия может использовать с большей выгодой, если выдавит из него неприбыльный музей.