Усилия власти оценит бизнес - Ольга Курилова

Руководитель дальневосточного представительства АСИ - о нацрейтинге инвестклимата- 2019
Ольга Курилова
Фото: Наталья Миронова

4 июня 2019. На 23-ем Петербургском международном экономическом форуме 7 июня будет представлен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который ежегодно составляет Агентство стратегических инициатив совместно с деловыми объединениями. В прошлом году Приморье заняло 76-е место рейтинга, показав результат, особенно неудовлетворительный на фоне поручения президента субъектам ДФО войти в топ-30 к 2020 году. Насколько выполнима эта задача, рассказала руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ДФО Ольга Курилова.

Справка: Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, впервые представленный в 2015 году, отражает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики. Работу над инвестклиматом оценивает предпринимательское сообщество по четырем критериям — регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы и поддержка малого бизнеса. В нацрейтинге инвестклимата 2018 года первое место заняла Тюмень. В тройке лидеров также республика Татарстан и Москва. При этом всего один дальневосточный субъект – Хабаровский край – вошел в топ-30, а Приморье оказалось на 76-ом месте.

— Ольга Сергеевна, результаты нацрейтинга огласят уже в шестой раз. Какие прогнозы для дальневосточных субъектов?

— Мы ожидаем положительной динамики, учитывая, что есть поручение президента от 27 сентября 2017 года обеспечить попадание субъектов Дальнего Востока в топ-30 рейтинга к 2020 году. По результатам прошлого года Хабаровский край уже в двадцатке, но ему еще предстоит удержать позиции. В первой половине рейтинга также находятся Сахалинская область, Камчатский край, Амурская область и республика Бурятия. Работа по исполнению поручения президента ведется уже три года – срок, я считаю, достаточный, чтобы показать результат и готовность регионов войти в тридцатку. На достижение этой цели работают субъекты, их курирует полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Дальнему Востоку уделяется повышенное внимание руководством страны, а с учетом того, что уже сделано по части территорий опережающего развития, реализации крупных якорных проектов, регионы просто вынуждены показывать хорошие результаты.

— Что позволило субъектам ДФО набрать позиции в рейтинге 2018 года?

— Качественные изменения мы видим во всех субъектах РФ. Если раньше сроки получения разрешения на строительство начинались с 500, 600, 1000 дней, то сегодня они занимают в среднем 150-200 дней, причем это максимум. Стало проще, быстрее и где-то даже дешевле подключиться к инженерным сетям – в Амурской области предпринимателю для этого требуется 60-70 дней, на Сахалине – 70-80 дней.

Многие государственные услуги в регионах переведены в электронный вид, и у предпринимателей теперь есть возможность получать большой перечень услуг через МФЦ. В Хабаровском крае и Камчатском крае это показатели, по которым регионы находятся в лидерах рейтинга.

— Над чем нужно поработать органам власти, чтобы заслужить еще более высокие оценки бизнеса?

— Для любого предпринимателя самыми важными остаются вопросы административного давления. Зачастую и бизнеса еще нет, а проверяющих – большое количество. Бизнес не против проверок, но его интересует, с какой целью они проводятся и к чему приводят на выходе. Действительно ли к лучшему качеству товара, услуги или цель всей этой надзорной деятельности – выполнить план? Обратная связь, которую мы получаем от предпринимателей, говорит о том, что проблема есть, и ее надо решать.

Второй момент – субъектам нужно перестать делить полномочия на "мое и не мое" и погрузить в общую работу глав муниципальных образований. Эта работа должна быть командной и вестись по принципу одного окна. Главная задача рейтинга – оценить усилия органов власти всех уровней – федеральной, на территории каждого субъекта, в муниципалитетах, и в том числе контрольно-надзорных, фискальных органов, естественных монополий. То есть подразумевается, что все работают на благо территории, а предприниматель оценивает результаты, насколько проще ему стало вести бизнес.

— Обычно все эти органы оправдывают свою неэффективность и затягивание сроков регламентом.

— Если простую справку, которая не требует никаких проверок, вам выдают только через 30 дней, потому что это максимальный срок, предусмотренный регламентом, значит, такой регламент нужно менять. То, что может быть сделано за два дня, не должно занимать месяц. И здесь поможет практика контрольных закупок, а также межведомственный электронный документооборот, когда предприниматель обращается в органы власти только один раз.

— Мы постоянно говорим о "цифровом правительстве". Если по максимуму оцифровать услуги, никаких контрольных закупок не понадобится. Что мешает регионам идти по этому пути?

— Они по нему идут. Существует информационная система градостроительной деятельности. Но этого недостаточно — нужно настроить работу внутри муниципалитетов. Есть площадка МФЦ, на которой можно отрабатывать большое количество услуг. Многое позволяет сделать система межведомственного электронного документооборота. Вопрос в том, насколько мы готовы к полной прозрачности, ведь будет видно все – движение своей заявки предприниматель сможет отследить в личном кабинете. Регионы из первой десятки рейтинга давно к этому пришли, и Дальний Восток должен следовать их примеру, причем не нужно изобретать велосипед – ежегодно АСИ готовит лучшие практики и предлагает их субъектам – это описание и все ссылки на законодательные документы.

— В нацрейтинге Приморский край с 71 места в 2017 году переместился на 76 место. Это худший результат. Можно ли его исправить, и с чем, на ваш взгляд, он связан? Возможно, основная причина заключается в том, что главы субъектов меняются слишком часто?

— Я рассчитываю, что все регионы способны войти в топ-30 рейтинга в 2020-ом году. Если работа налажена и сохранена некая преемственность власти, смена главы не помешает субъекту выполнить поручение президента. В 2018 году главы сменились в Якутии, Амурской, Магаданской областях – регионах, которые показали хорошую динамику, и мы ожидаем, что в этом году они сохранят, а, возможно, и приумножат свои результаты. Что касается Приморского края, то Олег Кожемяко буквально вдохнул жизнь в работу над инвестклиматом – возрожден инвестиционный совет, запущена новая инфраструктура поддержки предпринимательства, а самое главное, новый губернатор действительно погружен в проблемы бизнеса и, учитывая весь свой огромный опыт, понимает, в каком направлении нужно действовать.

— На чем нужно сосредоточиться Приморскому краю в этом году?

— Думаю, именно на работе в конкретных муниципалитетах, чтобы привлечь глав к решению общих задач – я регулярно хожу на совещания и вижу, что, к сожалению, такой вовлеченности на сегодняшний день нет. Нужно менять отношение, и с этой целью в крае внедряется муниципальный стандарт, который должен снять административные барьеры, сделать условия и правила ведения бизнеса одинаковыми во всех городах и районах. В Приморье запущены механизмы поддержки предпринимательства — это и "Микрокредитная компания" Приморского края, и "Корпорация МСП", и площадки "Мой бизнес". Насколько они будут эффективны, зависит от работы на местах. Во-вторых, необходимо понять, какие услуги предприниматель сможет получать в электронном виде, что поможет исключить коррупционный фактор.

— Ольга Сергеевна, но ведь другие регионы тоже явно не собираются сдавать позиций. Возможно ли будет составить конкуренцию Тюмени, Краснодару, другим лидерам рейтинга, особенно с учетом нашей дальневосточной специфики?

— С тем вниманием первых лиц государства, которое уделяется сегодня Дальнему Востоку, регионы должны работать на опережение. Это возможно, и наша дальневосточная специфика не помешает достичь поставленной цели. Наоборот, с учетом небольшого количества предприятий, что мешает обеспечить им быстрое оформление права собственности, подключение к электросетям?

Подняться в рейтинге – не самоцель, рейтинг отражает качественные изменения инвестиционного климата на территории субъекта – вот что важно. Чтобы войти в топ-30, нужно бежать очень быстро, быстрее тех регионов, которые уже находятся в этой тридцатке. А главное – необходимо понимать, что мы готовы сделать опережающего для достижения лучшего результата. Сегодня я вижу – такое понимание есть, работа ведется, и мы ожидаем, что в ряде субъектов Дальнего Востока бизнес оценит работу и усилия власти за предыдущие годы.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость