Раскрепощенные или инфантильные? Учителя сравнивают разные поколения школьников

Четыре педагога из разных городов рассказали, с какими проблемами сталкиваются их ученики и что волнует их больше всего
Выпускники
Фото: ИА PrimaMedia

5 июня 2019. Прозвенели последние звонки, выпускники сдают экзамены, а школьники помладше наслаждаются каникулами. В период отдыха от повседневной учебной суеты корреспондент ИА PrimaMedia провел блиц-опрос педагогов приморских и не только приморских школ, чтобы понять, какими учителя видят своих учеников.

Татьяна Чернышёва, преподаватель русского языка и литературы (с. Михайловка), педагогический стаж 33 года:

— На мой взгляд, дети, которых я сейчас учу, стали свободнее, увереннее в себе и напористее в том, что их интересует. Иногда мне хочется большей вежливости и учтивости с их стороны, но этого я не наблюдаю. У меня своё видение жизни, а у них – своё, совсем другое. Наши взгляды иногда расходятся.

Безусловно, многое зависит от возраста. Ребята в 9 классе и старше уже думают о профессии, причём о такой, которая принесёт достаток. А вот моих восьмиклассников больше интересуют их хобби: танцы, музыка, спорт. Очень многие сейчас занимаются английским. А ребят помладше вообще мало волнует будущее, они целиком в настоящем. Эти дети очень раскрепощённые по сравнению с теми, кого я учила десять лет назад. И интересуют их, в первую очередь, гаджеты.

Сергей Фатихов, преподаватель истории и обществознания (Владивосток), педагогический стаж 9 лет:

— Это поколение – другое. Что-то изменилось в лучшую сторону, что-то – в худшую. Первое, что заметно для меня, – дети стали более инфантильными. Раньше они серьёзнее ко всему подходили, были взрослее, что ли. Сейчас у них период детства длится дольше. Из хорошего – ребята стали свободнее, они более открыты миру, толерантны.

Раньше ученики больше думали о поступлении, карьере. Учеба их волновала в большей степени. Сейчас они стали более политизированными: ребят волнуют вопросы, связанные с политикой, с властью. Это такой "хайп", я бы сказал, это их увлекает.

Екатерина Феребова, преподаватель истории и обществознания (Москва), педагогический стаж 10 лет:

— Современным детям стало сложнее удерживать внимание, они слабо реагируют на общие просьбы и воспринимают лучше, если обратиться персонально. Меньше думают о других, ставят свои интересы (а иногда – капризы) выше интересов группы. Но моё поколение и первые ученики, в отличие от нынешних, не могли постоять за себя, заявить о том, что нравится и нет, меньше проявляли инициативу. Больше всего современных школьников волнует отношение учителя, уважение личности. Правда, иногда они с этим перебарщивают и сами не готовы никого уважать.

Станислав Ковалевский, преподаватель истории и обществознания (Нижний Новгород), педагогический стаж 7 лет:

— Я родился на закате СССР. В школу пошел в 1995 году. Вспоминая свои школьные годы, могу сказать следующее: нынешнее поколение школьников от нас совсем не отличается. И в мою пору были, и сейчас есть те, кто хочет учиться, чтобы получить образование и построить свою жизнь в достатке. К сожалению, есть и другие детки, которые не учились и не будут ни в 1995 году, ни в 2019. Но что-то всё же изменилось.

Изменилось отношение к учителям. Мы, как мне кажется, своих учителей уважали и слушали больше, чем современные школьники. Мой учитель географии запросто мог поставить кого-нибудь из учеников в угол, это не считалось ни оскорблением, ни нарушением прав ребенка. Наоборот, некоторым из нас уж очень хотелось постоять в углу. Сейчас у учителей нет тех механизмов влияния, которые были у наших преподавателей. Это неправильно.

А вот мысли и желания ничуть не изменились. Всё так же. Для детей в 1-4 классе очень важны оценки, которые они получают, чтобы радовать родителей. Для учеников 5-9 класса важно всё: друзья, отношения, аккаунт в социальной сети, компьютерные игры. И учёба. Но она не является приоритетом. Выпускников волнует поступление в вуз, подготовка к экзаменам и работа.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "В учительской". Цель проекта — дать молодежи представление о богатстве выбора профессионального образования и ценности разных профессий, повысить престиж учителя в общественном сознании, информировать читателей о том, чем живут общеобразовательные школы и колледжи Приморского края.

Смотрите полную версию на сайте >>>