Эдуард Токарь: поздравил земляков с юбилеем таблицы Менделеева

Аспирант ДВФУ пишет кандидатскую диссертацию, посвященную очистке жидких радиоактивных отходов
Эдуард Токарь
Фото: ИА PrimaMedia

10 июня 2019. Эдуард Токарь – аспирант ДВФУ, успешно совмещающий исследовательскую деятельность с работой в институте химии ДВО РАН. В интервью ИА PrimaMedia он вспомнил о самых ярких эпизодах студенческой жизни и поделился своими научными интересами.

На выбор повлиял школьный учитель

Я окончил в 2015 году химфак ДВФУ, мне довелось учиться еще на Покровском парке. Потом я окончил магистратуру на кафедре элементов органической химии. В данный момент я учусь в аспирантуре по программе "Экология, технические науки" в департаменте ядерных технологий. Выбор, пожалуй, был сделан благодаря школьному учителю химии. За долгие годы я понял, что учитель, преподаватель играет основную роль в развитии студента, ученика. Ну и химия нравилась — хотелось изучить всю таблицу Менделеева, понять, из чего все состоит и что означают две ее нижние полоски, о которых так мало говорят в школе.

Интерес – извлечение радионуклидов из жидкости

В Институте химии ДВО РАН я — сотрудник кафедры общей неорганической элементорганической химии, являюсь там лаборантом и ведущим инженером. В мои обязанности входит присматривать за студентами, помогать, обеспечивать их работу. Начал работать еще во время обучения в магистратуре, за что благодарен преподавателям. Также я работаю в департаменте ядерных технологий лаборантом, совмещая это с исследовательской работой. Плюс нашего университета – возможность взаимодействия с другими организациями для совместной исследовательской работы. Я пишу кандидатскую на тему создания новых сорбционных материалов для извлечения радионуклидов цезия 137 из жидких сред. Такое сложное, замудренное название. Цезий — один из элементов прекрасной периодической таблицы Менделеева, для которой нынешний год – юбилейный: 150 лет, кстати, всех с праздником. Цезий является долгоживущим радионуклидом. Все знают и помнят, что гамма-излучение — одно из самых опасных, нужен метр бетона, чтобы защититься от него. Цезий при распаде испускает как раз данный вид излучения. И период полураспада у него тридцать лет с лишним. Нам некогда ждать, собственно говоря. Создают различные материалы, которые способны извлекать цезий из разных сред, например, из жидких, из морской воды. Но просто так мы не соберем его, этот цезий: нужен материал, который будет его "притягивать" к себе. Мы создаём данные материалы. И в этом вся сложность, потому что морская вода — это условный "бульон" с различными элементами, сложно выделить конкретный элемент. Все это нужно для очистки жидких радиоактивных отходов на предприятиях. При переработке отработанного ядерного топлива копится большое количество жидких радиоактивных отходов высокой солёности, содержащих цезий, стронций — долгоживущие радионуклиды. Их нужно очищать, а не просто хоронить. Люди уже пытаются полностью переработать все виды ядерного топлива, нигде не хоронить отходы.

Наши предложения воплотились в новом кампусе

Когда строился кампус ДВФУ, я учился и жил в городе, был первокурсником. И тогда начались экскурсии на стройку кампуса, мост еще не был до конца построен и мы на пароме перебирались. Мы смотрели на эту стройку, заходили в корпуса, все было необычно. Осваивать кампус было очень интересно. Пока он строился, каждый из губернаторов, мэров приезжал в молодежные организации и спрашивал: "Что вы хотите в этом кампусе?". И часть наших предложений реализовалась: беговые дорожки, ещё что-то. Это приятно. Не зря мы слушали, предлагали, говорили. Но интересно, что будет дальше. В частности, за пределами университета у нас сейчас строится ещё один культурный центр, как он будет выглядеть… Постепенное развитие университета больше завораживает, чем то, что уже есть. Да, мы уже насмотрелись, нам нужно что-то новенькое.

Забег и путешествие на поезде во славу "Универсиады"

Когда в 2013 году была "Универсиада" в Казани, у нас здесь приходила эстафета огня этой Универсиады, и мы с друзьями были участниками этой эстафеты, хранителями огня. Нужно было пробежать от кампуса до театра оперы и балета, а была зима. Нам понравилось бежать по мосту, который соединяет остров Русский и материк, но отмерзли уши. Мы потом сели в машину и в буквальном смысле друг другу грели уши. После этого нам предложили поехать ещё в Хабаровск и там пробежать с огнем. Мы подумали — было бы круто, если бы и дальше. И через неделю пишут организаторы из Казани! С предложением проехать по всей России на поезде: это около 70 городов, 2-3 месяца. Ну и мы, долго не думая, согласились. Перед этим я всегда смеялся над людьми, которые закрывают досрочно сессию. Но вот и мне пришлось это сделать, я сдал досрочно сессию, чуть не сошел с ума, но это того стоило. Три месяца в поезде. Начали с Новосибирска, и так проехали до Калининграда, Архангельска, на самый юг, и затем весь Татарстан. Такое приятное воспоминание, 4 месяца жили только "Универсиадой".

В университете есть все для каждого

Я занимаюсь наукой в университете. Здесь есть приборная база, преподаватели, отличная библиотека — все создано для того, чтобы люди развивались. Человек, приходя в наш университет, по-моему, может заниматься всем абсолютно. Ты спортсмен? Пожалуйста, для тебя есть и залы, и тренажеры. Ты творческий человек? Творческий центр тебя ждет, это прекрасные ребята. Если ты хочешь поехать летом заработать денег, пожалуйста – проводники, вожатые, строители. Студотряды ездят на такие стройки, куда обычных людей не пускают: космодром, заводы ядерного топливного цикла. Путинщики уезжают на Сахалин и Камчатку, чтобы все лето есть икру, и при этом еще зарабатывают деньги. Возможностей очень много. Волонтёры наши могут поехать на мероприятие за счёт университета или края, пообщаться с интересными людьми, с иностранцами, попрактиковать язык. Самое важное – научиться общаться с людьми и выражать себя. И, я считаю, благодаря различным организациям университета, этого можно достичь.

Химики – уникальные люди

Кому я благодарен? Список огромный, но, пожалуй, в первую очередь, своей учительнице из Находки Надежде Николаевне, прекрасная учительница. Химики — это уникальные люди, с уникальным чувством юмора, и при этом, если человек любит свою работу, он отдает себя полностью. Затем — Валентин Александрович Авраменко, которого не стало недавно. Это был прекрасный человек, который притянул меня работать в институте химии. На тот момент он был заведующий лаборатории сорбционных процессов. Когда мы с одногруппниками на первом курсе, пришли к нему и сказали, что хотим работать в институте, то думали, что он начнет задавать нам сложные химические вопросы и ничего не выйдет. Но он просто привел, все показал и сказал: "Работайте — и будет все, что вы захотите, если вы будете отдавать себя полностью этому делу и, главное, с толком". Также я признателен всем преподавателям химического факультета. Потому что это люди, которые, не просто приходят читать лекцию, а хотят, чтобы студенты разобрались, поняли, чтобы это осталось в голове. Самое важное, чтобы студент не потерял интерес к деятельности, потому что он может дойти до какого пика и подумать: зачем это все? И самое важное со стороны руководителя — не упустить этот момент и показать, что можно делать дальше.

Абитуриенты, не теряйте время!

Что пожелать абитуриентам? Наверное, не терять времени, это самое важное, и разбираться в том, что хотят получить от университета. Потому что много всего, много возможностей, приборов, баз различных, а вот времени мало. Если бы была возможность, я бы с удовольствием поступил на бакалавриат ещё раз, опять же на химфак, чтобы изучить химию повторно. Ну и терпения! Не нужно отчаиваться, потому что иногда в любой деятельности у людей идет спад, все не получается, все валится, но через это нужно всегда проходить и бороться за успех. Начало формы

Смотрите полную версию на сайте >>>