27 июня 2019. Совместное заседание комиссии по общественному контролю и комиссии по качеству жизни и социальному развитию Общественной палаты Приморского края на тему "О состоянии дел с практикой закупок продовольственных товаров для системы торговли, государственных и муниципальных нужд социальных учреждений края, учета соблюдения качественных показателей" прошло в конце прошлой недели в краевой администрации. Общественники заслушали и обсудили информацию представителей органов государственной власти, Роспотребнадзора и подготовили решение с рекомендациями для краевых департаментов государственного заказа, сельского хозяйства и продовольствия, лицензирования и торговли. В ходе заседания также были озвучены итоги рейдов по владивостокским торговым точкам, в одном из которых принял участие корр. ИА PrimaMedia.
О рейдах мы уже писали в материале "Народ правду узнает: общественная проверка нагрянула в продуктовые магазины Владивостока", пообещав читателям вернуться к начатому разговору о том, что не так (или наоборот, так) с продуктами, которые мы покупаем в продуктовых маркетах. С этого и начинаем сегодняшнюю публикацию, тем более что качество и доступность продовольствия являются важнейшим критерием эффективности госзакупок, торговли и продовольственной безопасности региона.
Как отметил заместитель председателя Общественной палаты Приморского края Валерий Яшин, возглавлявший совместную группу Общественной палаты Приморского края и Приморской общественной организации защиты прав человека и потребителя "Защита", контролеры-общественники посетили порядка 10-ти торговых предприятий Владивостока.
"В сетевых супермаркетах работа поставлено более-менее хорошо, а вот в магазинах так называемой шаговой доступности очень много недостатков, в первую очередь по условиям хранения. А местный производитель там практически не представлен", — сообщил Валерий Яшин.
Валерий Яшин. Фото: Бородина Мария, ИА PrimaMedia
Впрочем, отдельные, как сейчас говорят, точечные недостатки есть и в сетевых магазинах (в первую очередь, по срокам хранения). Причем проверяющим внятно не объяснили, каким именно образом утилизируется просроченная продукция, а самое главное, как поступают с товаром "на грани", то есть с тем, чей срок хранения истекает через сутки-двое.
"Подозреваю, что за этим стоит целый ряд нарушений. Эта продукция может идти и на переработку, может продаваться в других торговых точках с переделанным ярлыком, где указаны другие сроки хранения, может поставляться в какие-то учреждения по контракту госзакупок, — поделился своими предположениями Валерий Яшин. – В одном из магазинов мы обнаружили молочный товар примерно 15-ти наименований, срок хранения которого истекал на следующий день. Согласно актам утилизации, которые нам показали, ежедневно уничтожается пять-шесть позиций. Куда деваются остальные?"
Как доложила участникам заседания юрист Приморской общественной организации защиты прав человека и потребителя "Защита" Екатерина Кузнецова, в ходе проверки были выявлены следующие недочеты: нарушение сроков хранения продукции, непонятная система утилизации просроченных продуктов, отсутствие зеленых ценников на товарах от местного производителя. Нередки случаи, когда не указывается полный состав продукции, из-за чего, например, покупатель не может понять, что перед ним: сыр или сырный продукт, сливочное масло или масло, содержащее растительные жиры, молоко или молочный продукт.
Практической нормой в приморских магазинах стало малое количество местной рыбы, куриного мяса и куриного яйца, овощей и другой сельскохозяйственной продукции.
"Причем в ряде случаев продукция, представляемая как местная, на самом деле привезена из других регионов, Китая и переупакована в Приморье", — сказала Екатерина Кузнецова.
Другая тема заседания – совершенствование контрактной системы в сфере закупок продовольствия для обеспечения государственных и муниципальных нужд для учреждений социальной направленности (больницы, школы, детские дома, интернаты, детские дошкольные учреждения). Об этом говорили в своих выступлениях директора департамента государственного заказа Приморского края Елена Волкова, заместитель директора департамента лицензирования и торговли Приморского края Татьяна Шивыдкина и руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в Приморском крае Татьяна Детковская.
Как было отмечено в проекте решения заседания, в течение последнего года произошли некоторые положительные изменения в сфере закупок. Отдельные муниципальные образования (Владивосток, Спасск-Дальний, Артем, Партизанск, Пограничный и Надеждинский районы) несколько улучшили систему закупок продовольствия для муниципальных нужд. Здесь стали чаще применяться конкурсы с ограниченным участием поставщиков, совместные торги. Усилился контроль над качеством поставляемого продовольствия в школы, детские дошкольные, медицинские учреждения и организации социальной направленности. Создана и начала работать межведомственная рабочая группа по качеству пищевой продукции при комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Приморском крае.
В месте с тем анализ показывает, что, несмотря на некоторые положительные тенденции, задача обеспечения социальных учреждений края качественными и полезными для здоровья людей продуктами полностью не решена.
На заседание пригласили представителей органов власти. Фото: Бородина Мария, ИА PrimaMedia
Нередко закупки не отвечают ряду положений законодательства и нормативных документов, в ряде случаев не соответствуют требованиям по охране здоровья и использования возможностей региональной экономики. Существующая практика закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд, в том числе для детских, образовательных, медицинских и социальных учреждений, негативно сказывается на здоровье детей, учащихся, больных, на развитии агропромышленного комплекса и обеспечении продовольственной безопасности. Сложившаяся система более ориентирована на развитие и минимизации стоимости закупок, а не на качественные показатели поставляемой продукции, охрану здоровья и повышение уровня жизни населения. При организации закупок и определении победителей крайне редко используется такой конкурентный способ определения победителей, как конкурс с ограниченным участием.
В связи с этим комиссиями Общественной палаты Приморского края были высказаны предложения краевым департаментам государственного заказа, сельского хозяйства и продовольствия, лицензирования и торговли Приморского края.
Например, наряду с проведением электронных аукционов по закупкам для учреждений социального обслуживания граждан, детских, образовательных и медицинских учреждений рекомендовано расширить практику проведения конкурсов с ограниченным участием, с обязательным проведением при начальных лотах, превышающих 500 тысяч рублей. Следует обратить особое внимание на установление дополнительных требований по качеству поставляемых товаров и критериев квалификации со стороны заказчика к участникам закупок (поставщиков), в том числе и по наличию у них необходимого оборудования и специалистов определенного уровня квалификации.
Рекомендовано также рассмотреть возможность адаптации рынка госзаказа, его переформатирования под интересы и реальные масштабы мощностей региональных производителей и фермерских хозяйств в том числе, выделения в отдельные лоты на закупку продукции, производимой в Приморье, проводить для заказчиков специализированные краевые выставки и дегустации продовольственной продукции, производимой в крае.
Важной рекомендацией департаменту государственного заказа Приморского края является рекомендация рассмотреть возможность создания портала для информирования населения о социально безответственных производителях и поставщиках продовольствия, о работе органов власти, бизнеса и гражданского общества по противодействию контрафакту и фальсификату, незаконному производству и обороту продовольственной продукции.
В ходе обсуждения прозвучало немало вопросов, касающихся качества продовольствия, поставляемого в торговлю и в социальные учреждения по контрактам госзакупок. У руководителя приморского управления Роспотребнадзора Татьяны Детковской, например, попросили сравнить качество завозной и приморской продукции, попавшей под плановые проверки ведомства.
"Ели говорить о молочной продукции, замечаний больше к продукции, завезенной из-за пределов края. Правда, в этом году в этот разряд попала и приморская продукция", — сказала Детковская.
При обсуждении вопроса утилизации просроченной продукции представитель Роспотребнадзора рассказала, что утилизация должна производиться методом сжигания и что проверка магазинов ведомством ограничивается проверкой актов утилизации. А с этим у проверяемых как раз всё в порядке. Приходить же с внеплановыми проверками для сотрудников Роспотребнадзора довольно затруднительно – могут обвинить в том, что они "кошмарят" бизнес.
Исполнительный директор Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий Сергей Соловьев возразил, что в российском законодательстве (ФЗ № 294 п.17 ст.10 ) есть норма, согласно которой, "в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан... предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется…"
В ходе обсуждения много говорилось о том, каким образом на законных основаниях помочь приморскому производителю войти в торговые сети. Заместитель директора департамента лицензирования и торговли Приморского края Татьяна Шивыдкина рассказала о готовящейся краевой программе, которая будет называться "Покупай приморское!".
На заседании. Фото: Бородина Мария, ИА PrimaMedia
В течение месяца будет выбран и утвержден бренд программы. В настоящее время проводится работа с предприятиями торговли, с тем чтобы уже сейчас эта местная продукция появлялась на полках и была отмечена зелеными ценниками.
Лучше поздно, чем никогда – примерно в таком духе высказался исполнительный директор Союза животноводов Приморья Юрий Черкашин. На сегодняшний день в крае осталось 17 производителей молочной продукции, и перспективы развития у них довольно нерадостные. Как-то так получилось, что себестоимость привозной молочной продукции ниже, чем у приморской. С этим, конечно, надо что-то делать.
"Тем не менее отдельные чиновники нас продолжают убеждать, что всё скоро наладится, в правительстве будут разработаны типовые контракты и требования к заказчикам, выпущены методические рекомендации, всё нам пришлют, мы внесем необходимые коррективы и система госзакупок преобразится… Все ждут уже почти 30 лет каких-то важных решений и рекомендаций от министерств и ведомств по вопросам, стоящим перед местными производителями, а положение не улучшается", — сказал Сергей Соловьев.
Сергей Соловьев. Фото: Бородина Мария, ИА PrimaMedia
А между тем законодательство РФ позволяет многое делать самим. Кроме законов направленных на развитие конкуренции, есть Конституция РФ, федеральные законы "О безопасности", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О промышленной политике в Российской Федерации", Указы президента России, в том числе "майские указы" и указы по развитию Дальнего Востока, повышению качества жизни населения. Есть положительный опыт нескольких регионов Российской Федерации, есть опыт Воронежской области, где до недавнего времени губернатором был Алексей Гордеев, бывший министр сельского хозяйства, ныне вице-премьер по вопросам агропромышленного комплекса, природных ресурсов и экологии, отметил эксперт.
"Совершенствуя практику госзакупок, Алексей Гордеев, не дожидаясь рекомендаций от вышестоящих органов, обозначил основные направления по поддержке местного производителя: утвердил типовые контракты по госзакупкам, установил правила формирования лотов, исключил возможность включения зарубежных овощей и фруктов в одном лоте с продукцией местного сельхозпроизводителя, организовал контроль и приемку поставляемого продовольствия по качеству и общественный контроль над сферой госзакупок. Во многом похожий опыт имеется в Калужской, Липецкой, Саратовской, Тамбовской и Тульской областях", — сообщил Сергей Соловьев.
В Приморье необходимо также бороться с порочной практикой участия в конкурсах ИП и ООО с сомнительной деловой репутацией и минимальным уставным капиталом, как правило, ничего не производящих, а являющихся просто поставщиками, в интересах которых зачастую проводятся конкурсы и в Приморье, и по всей России. Требуют объяснения и случаи демпинга, когда составляющие продукт компоненты стоят дороже самого продукта.
Почему это происходит? Кто эти люди, превратившие сферу госзакупок в свой бизнес? Это заказчики, поставщики, посредники, юристы и специалисты по торгам. Печально, что значительную часть из них не интересует безопасность и здоровье детей, повышение качества жизни граждан, развитие региона. Ничего не интересует… кроме денег.
Как отметил Валерий Яшин, подводя итоги заседания, принятые решения станут фундаментов для дальнейшего продвижения вперед, Общественная палата Приморья намерена и дальше серьезно заниматься вопросами продовольственной безопасности региона, качества продуктов, здоровья населения, поддержки местных производителей и развития добросовестной конкуренции.