Держаться - нету больше сил: приморцы массово бросают бизнес и подаются в наемники

У предпринимателей опускаются руки, собственное дело стало слишком тяжелым грузом
Количество объявлений о продаже бизнеса под ключ в России в сравнении со вторым кварталом прошлого года выросло на 27%
Фото: ИА PrimaMedia

10 июля 2019. Жители Приморского края все чаще бросают собственный бизнес и переходят в категорию наемных служащих. Растет количество и падает стоимость бизнесов на продажу. Падение потребительской активности, увеличившаяся налоговая нагрузка, холдинговая доминанта – основные причины, по которым собственное дело становится слишком тяжелым грузом. Об этом ИА PrimaMedia рассказали участники рынка.

Средний чек падает

По данным АВИТО, в апреле—июне 2019 года количество объявлений о продаже бизнеса под ключ в России в сравнении со вторым кварталом прошлого года выросло на 27%.

Сокращается и стоимость готовых компаний. За последний год цены на предприятия на сервисе "Авито" упали на 8%. "Компанию под ключ можно купить сейчас в среднем за 3,05 миллиона рублей", — сообщается в заключении аналитиков. Специалисты фиксируют падение цен почти во всех сегментах: интернет-магазины подешевели на 39%, заведения общепита — на 11%, производства — на 6%.

Неутешительные данные показал экономический мониторинг Владивостока за январь-май 2019 года.

Согласно документу, предпринимательская активность в городе падает — количество предприятий и организаций на его территории составило порядка 37 тысяч единиц — 85,1 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года, доля частного бизнеса – 92,1 % — 84,4 %. Отрицательная динамика отмечается по всем фронтам — удельный вес обрабатывающих производств составил 4,7 % или 90,3 % к 1 июня 2018; строительства – 9,6 % (87,8 %); торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов – 35,7 % (77,4%).

— Бизнесу стало реально тяжелее работать с какой-то достаточной рентабельностью. Падает интерес к строительным проектам, проектированию, оптовой и розничной торговле, в том числе импорту. Бизнес-среда изменилась — это очень чувствуется по сравнению с тем, что было 5-10 лет назад. Сегодня предприниматели выбирают стратегию сохранения активов, потому что собственное дело становится слишком рискованным, — прокомментировал руководитель промышленного комитета Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексей Дешпет.

По словам собеседника агентства, продаются и падают в цене разные бизнесы — от строительного до розничной торговли. "Только на нашем предприятии за последний год появились сразу три сотрудника, которые раньше являлись собственниками бизнеса. Никогда такого не было", — рассказал Дешпет.

Как показал мониторинг ИА PrimaMedia, и другие руководители крупных предприятий отмечают аналогичную тенденцию, когда приморцы закрывают ООО и ИП и переходят в категорию наемных служащих. Речь идет как о собственниках относительно крупных компаниях, так и МП — малых предпринимателях. Директор "Славянского СРЗ" Андрей Якимчук сообщил, что на его судоремонтный завод устроились жительницы Славянки, которые раньше держали в поселке торговые точки.

Такой "исход" эксперты объясняют разными причинами, но все они так или иначе вытекают из стрессовой экономики, которая влечет за собой спад потребительской активности.

Реальные располагаемые денежные доходы граждан в Приморье в январе 2019 года упали по сравнению с январем 2018 года и составили 98,8% уровня прошлого года. При этом в январе 2018 года было отмечено сокращение реальных доходов жителей края относительно января 2017 года на 8,7%. Многие ритейлеры отмечают падение среднего чека на 30%.

— Доходы потребителей падают, а затратная часть бизнеса растет. Увеличивается и административная нагрузка. Рентабельность при этом снижается. Поэтому предприниматели уходят либо в какие-то дешевые сегменты с расчетом на массовость сбыта либо в премиум-сегмент, где, условно говоря, можно продать два предмета и окупить существование компании, — комментирует Дешпет.

Системы учета и неравная конкуренция

Серьезная причина, которая негативно влияет на деловую среду, по оценкам экспертов, — рост издержек бизнеса, связанный с различными системами контроля и учета товара. Сюда можно отнести "Платон", цифровую маркировку, онлайн-кассы.

Необходимость с 1 июля оборудовать торговые точки новой ККТ — контрольно-кассовой техникой — привела к исходу предпринимателей из мелкой розницы.

— На фоне тающих доходов покупателей и усилившейся конкуренции с крупными сетями такая нагрузка оказывается непосильной для многих МП. Торговые точки закрываются в результате этого наслоения, — констатирует генеральный директор ООО "Артемовский городской рынок" Александр Иванов.

Представитель Ассоциации предприятий малоформатной торговли Сергей Коваленко среди причин, по которым приморцы уходят из бизнеса, выделяет холдинговую доминанту и острую конкуренцию с крупными сетями. Еще пять лет назад приморская розница сегмента FMCG во Владивостоке насчитывала не менее восьми серьезных игроков, сегодня их осталось всего три -"Реми", "Самбери" и "Фреш 25". Сети теснят мелкую розницу по всем фронтам, заходят в спальные районы, большие города и отдаленные муниципальные образования. И если в дальневосточной столице прямой конкурент предпринимателям на Бородинской — международный гигант Леруа Мерлен, то, например, в Славянке крупным игроком, поглотившим рынок, является бизнесмен из Артема, открывший первый в поселке большой супермаркет "Лимончик".

— Крупные маркеты убивают придомовую торговлю, а каждый такой дворовый магазин может кормить несколько семей. И на фоне этой жестокой конкуренции увеличивается нагрузка на бизнес — теперь он должен установить онлайн-кассы, подключиться к системе "Меркурий" и так далее. Я всегда говорю, что малый бизнес называется так, потому что его мало. А скоро станет еще меньше. Люди, которые у нас в поселке работают, по большому счету опустили руки. Они говорят: "Год закончится, и я все брошу, потому что перспективы не вижу. Задача одна — дотянуть, дожить, чтобы хотя бы выйти в ноль. И по всему краю так же сложно. Мы общаемся и со Спасском, и с Уссурийском — ситуация везде одна и та же, — рассказала Лилия Никулина, возглавляющая совет предпринимателей Славянского городского поселения.

Холдинговая доминанта присутствует в разных отраслях — от розничной торговли до аграрного комплекса и животноводства. "Русагро" винят в монополизации рынка сои в Приморье, с деятельностью "Мерси Трейд" связывают сокращение доли СМП в свиноводческой отрасли.

— Те свиноводческие предприятия, которые долгие годы работали в Приморье, потеряли свою долю рынка. Кто-то закрылся, кто-то скоро закроется, кто-то уходит в другой сегмент. Во многом я связываю это с отсутствием государственной поддержки по данному направлению. Крупные компании могут пользоваться льготными режимами ТОРов и другими преференциями, мелким не осталось ничего, а нагрузка на них серьезно выросла, — рассказал глава "Арсеньевского свинокомплекса" Николай Бесшапкин.

Налоговая нагрузка растет

Следующая причина, по которой приморцы теряют интерес к бизнесу, — возросшая фискальная нагрузка. Сюда относятся вступившие в силу в 2019 году пошлины и акцизы, увеличение налога на добавленную стоимость, отмена ЕНВД для предпринимателей, которые работают с маркированным товаром, борьба налоговой с дроблением бизнеса и проблемы с "обналом". Так, топливные акцизы увеличили цены на бензин и дизельное топливо, а, следовательно, и транспортные расходы предпринимателей. Табачные акцизы сделали невыгодной торговлю табачными изделиями. По словам директора ООО "МАРКЕТОПТТОРГ", председателя коалиции киоскеров Владивостока Андрея Воденикова, разница между закупочной стоимостью сигарет и минимальной розничной наценкой (МРОТ устанавливается для определенных категорий товаров – прим. ред.) уже настолько мала, что заниматься этим направлением ритейлерам становится невыгодно. Увеличение издержек производителей и дистрибуторов делает все более острым их противостояние с торговыми сетями, которые борются за собственную наценку, но маржинальность в итоге падает у всех. Сегодня, отмечают собеседники агентства, рентабельность 1,5-2 процента для многих ритейлеров считается отличным результатом.

Продолжается кампания по борьбе с дроблением бизнеса, которая только за 2018 год принесла сотни миллионов налоговых сборов.

"В целом, можно говорить об определенной положительной тенденции в данном направлении, поскольку в результате проведенной работы на данном этапе поступления налогов от сетей в 2018 году в сравнении с 2017 годом существенно выросли. Прирост составил порядка 200 млн рублей", — сообщили ИА PrimaMedia в УФНС РФ по Приморскому краю.

Раньше многие предприниматели не совсем законно экономили, разбивая бизнес на ИП, чтобы иметь возможность использовать систему ЕНВД, которая позволяет, например, ритейлерам платить налоги с занимаемой площади, сегодня эта схема чревата серьезными последствиями. Причем, как отмечают собеседники агентства, из-за правового вакуума (в российском законодательстве до сих пор нет понятия "дробление бизнеса") под раздачу попадают компании, которым больше подходит обозначение "законная оптимизация".

По словам директора ООО "Центр независимых налоговых экспертиз" Галины Ткаченко, политика ФНС определяет неизбежную эволюцию рынка, в которой многие страны уже продвинулись далеко. Другое дело, что на фоне стрессовой экономики этот процесс протекает особенно болезненно.

Также среди негативных факторов – высокая зарегулированность бизнеса, отсутствие господдержки, инвестора в лице государства и дешевых доступных кредитов. Следствием всего вышеперечисленного являются экономическая регрессия и дефицит инвестиций, констатируют эксперты.

И, наконец, на инвестиционный климат и деловую среду влияет проблема давления на бизнес силовых структур. Тема уголовного преследования предпринимателей звучит довольно часто. Некоторые эксперты усматривают в этом политическую подоплеку, но, по словам предпринимателей, риски незаконного преследования и рейдерских захватов, действительно, выросли за последний год. Это одна из самых серьезных угроз инвестиционному климату, считает первый вице-президент компании "В-Лазер" Сергей Митрофанов.

Елена Новгородова

директор Центра развития предпринимательства

Автор фото: РИА PrimaMedia

Отчаиваются и закрываются те, у кого не сложилось. Во все времена были более и менее удачливые предприниматели, а сейчас молодежь очень активна в бизнесе, и у нее есть возможности найти применение своим силам. На Русском острове действует "Технопарк", где этих молодых предпринимателей выращивают. Появляется все больше стартапов в ИТ сфере. Торговля развивается, конечно, не такими темпами, как в 90-х-2000-х, но многие смотрят в сторону производства, переформатируют свои бизнесы. Большие надежды возлагаются на туризм, это то, что действительно востребовано и нужно нашему городу. Рост турпотока подтягивает за собой общепит, сферу услуг, гостиничный бизнес, куда приходят как активные предприниматели, так и молодежь, настроенная очень оптимистично. О чемоданных настроениях я бы говорить не стала.

Максим Кривелевич

Преподаватель ДВФУ, финансовый консультант

Еврейская пословица, которую я часто люблю вспоминать, звучит следующим образом - не может быть так, что у тебя суббота, а у кого-то четверг, и все, что сегодня происходит в бизнес-среде, укладывается в эту формулу. Если мы имеем десятилетний экономический спад в целом по стране, он просто не может не задеть Приморский край. Если потребительский спрос падает, люди не хотят тратить деньги и пытаются отложить какую-то копейку на черный день, соответственно, продать им что-либо становится все сложнее. А если сложнее стало продать одежду, значит, производителям этой одежды сложнее продать станок, на котором она шьется, значит, транспортникам сложнее продать услуги по транспортировке этих машинок, а банкам - кредиты на их производство. Вся экономика представляет собой единую систему, замкнутую на потребительский спрос, когда он падает - падает абсолютно все. Кризис продолжается уже 10 лет, дно, по моим оценкам, будет достигнуто в 2024 году, так что населению еще предстоит спуститься на нижние ступени пирамиды Маслоу. И нет никакой зарегулированности отдельных рынков - есть перераспределение ресурсов, сильные группы, имеющие лоббистский ресурс, которые никогда себя не обидят. Условно говоря, если ваша корова приносит 20 литров молока, и два из них забирает ваш сосед, вы можете этого не заметить, а если 10 - вы уже понимаете, что что-то не так, социальная напряженность растет. Давление на бизнес является следствием той системы приоритетов, которая у нас выстроена. А решение? Решение, на мой взгляд, простое до банальности. Если вы в любой госструктуре или квазигосструктуре установите простое и понятное ограничение, по которому зарплата руководителя этой структуры должна быть не более чем в три раза больше средней зарплаты по региону, проблемы, о которых мы говорим, решатся, потому что чиновник станет гражданским служащим, а не ордынским ханом. Нужно просто перевернуть эту пирамиду в пользу рядового госслужащего, который сегодня получает копейки, тогда будет покончено с неэффективностью и кадровым голодом. Пока мы переплачиваем за работу чиновников в десятки и сотни раз. Нужно ли при этом помогать бизнесу? Я бы сказал, в первую очередь, ему нужно не мешать.

Смотрите полную версию на сайте >>>