Видели во Владивостоке. Военные эксперты раскрыли секреты полета скандального самолета

Минобороны РФ не комментирует участие в воздушном патрулировании самолета российской разведки А-50
Обвиненный в нарушении воздушного пространства Кореи самолет был замечен во Владивостоке
Фото: https://pbs.twimg.com/media/EAJsegRWwAEb5RG.jpg

24 июля 2019. Российский самолёт радиолокационной разведки А-50, названный нарушителем воздушного пространства Южной Кореи в японских и южнокорейских сообщениях, был замечен на взлетно-посадочной полосе Владивостока. Минобороны РФ тем временем вовсе не упоминает данное воздушное судно и продолжает отрицать факт нарушения воздушных границ Южной Кореи, сообщает ИА PrimaMedia.

Бортовой номер российского самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления ДРЛОиУ А-50 четко зафиксирован в опубликованном отчёте Минобороны Японии, которая вместе с Южной Кореей выразила официальные протесты России в связи с недавним инцидентом над островами Токто (Такэсима), сообщает News.ru. В японских документах указана даже траектория полета А-50, который, по заявлениям Южной Кореи, дважды нарушил воздушное пространство республики во вторник, 23 июля.

В социальной сети Twitter были даже опубликованы фотографии предположительно того самого А-50, устроившего переполох в небе над Южной Корее. Снимки сделаны на взлетно-посадочной полосе Владивостока.

Минобороны Японии также отмечает, что рядом с российским А-50 находились два российских бомбардировщика Ту-95 и два китайских бомбардировщика H-6, однако они воздушное пространство не нарушали.

Минобороны РФ тем временем сообщает лишь о том, что авиагруппа ВВС России и ВВС Китая, впервые осуществлявшая совместное воздушное патрулирование, состояла из стратегических бомардировщиков — двух Ту-95МС ВКС России и двух "Хун-6К" (вариант советского бомбардировщика Ту-16). О присутствии в небе ДРЛОиУ А-50 — ни слова.

В экспертной среде есть версия, что реальная причина протеста Южной Кореи — первое совместное патрулирование района российскими и китайскими бомбардировщиками при координации процесса с самолёта А-50.

Как считает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин, совместные полёты ВВС России и Китая, в принципе, давно ожидались.

"Москва готовится вывести военное сотрудничество с Пекином на новый уровень. И одним из проявлений этого могут быть совместные патрульные полёты авиации, которые должны расширить возможности обеих сторон, позволять дополнять друг друга. Видимо, речь идёт о первом таком опыте сотрудничества, и это, конечно, знаменательное событие. После острой реакции Южной Кореи подобные полёты вполне могут стать регулярными: нельзя допустить, чтобы у кого-то закралась мысль, что нам есть дело до южнокорейской опознавательной зоны ПВО", — отмечает Василий Кашин.

Формально объяснение Минобороны может указывать на то, что самолёт ВКС действительно находился в зоне, которую Сеул признаёт своей территорией, но которую Москва и Пекин считают международной и, соответственно, свободной для передвижения. При этом вопрос территориальной принадлежности островов неоднократно провоцировал серьёзное обострение отношений между Японией и Южной Кореей. Архипелаг Токто состоит из двух небольших островов и трёх десятков мелких скал, контролируется Южной Кореей, которая держит там контингент полиции. Территориально архипелаг находится ближе к побережью республики, но Япония считает, что Корея незаконно захватила территорию.

Просто рутина

Вылеты на перехват военных самолётов, которые зачастую летают с выключенными транспондерами (иначе их полёты можно отследить), — рутинные военные мероприятия. Зачастую даже опубликованные видеозаписи инцидентов не дают полной картины происходящего, поэтому случаи сближения и сопровождения специально раскручиваются в политических целях.

"Это кратковременное явление — всё равно что попасть в воздушную яму, когда нисходящие потоки воздуха сменяются восходящими из-за разницы давления. В подобных инцидентах нет ничего необычного, так же как не раз происходили случаи провоцирования, когда разведчик подходил близко к воздушному пространству страны для того, чтобы спровоцировать включение дополнительных средств обнаружения для определения их координат", — отмечает полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.

Однако инциденты на Дальнем Востоке происходят довольно редко. Крайний эпизод произошёл на море в декабре 2018 года, при этом его обстоятельства указывают на то, что это было не иначе как "военным троллингом". Тогда американский боевой корабль прошёл вблизи российских территориальных вод в Японском море — для того что "бросить вызов чрезмерным морским требованиям России" и защитить право на свободу навигации. Вашингтон тогда напомнил, что Москва претендует на районы залива Петра Великого, выходящие за установленную Конвенцией ООН по морскому праву 12-мильную зону территориальных вод. В итоге пропаганда обеих стран максимально использовала произошедшее в своих целях: представители Пентагона громко заявили, что провели операцию по "поддержке свободы" мореплавания, Минобороны РФ — что заставили экипаж боевого корабля на максимальной скорости покинуть район, но особняком стоит формальный повод, про который никто не вспоминал уже более 30 лет.

Как отметил заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, теоретически А-50 мог быть в районе инцидента, хотя российские самолёты радиолокационного обнаружения на Дальнем Востоке появляются редко, но в любом случае, маловероятно, что Россия нарочно могла вторгнуться в южнокорейское воздушное пространство.

"Для чего в данной ситуации нужны сознательные действия — не могу представить. А вот случайное вторжение вполне могло быть, поскольку спорные острова Токто/Такэсима — весьма маленькие", — считает Александр Храмчихин.

Что же касается 360 предупредительных выстрелов со стороны ВВС Южной Кореи, то, по мнению Храмчихина, в самой цифре ничего удивительного нет: "Практика вполне допустимая, хотя о нарушении обычно предупреждают по радиосвязи". В целом же инцидент серьёзных последствий иметь не будет, заключил эксперт.

Напомним, по версии вооруженных сил Республики Корея, во вторник, 23 июля, три военных самолета РФ и два – китайских ВВС вторглись в опознавательную зону ПВО Южной Кореи в районе островов Токто (Такэсима). Один самолет России, как утверждается, при этом нарушил воздушное пространство республики дважды — около 09.00 и 09.30 утра по местному времени (03.00 и 03.30 по Москве соответственно).

В ответ Южная Корея подняла свои истребители ВВС (F-15K и F-16K), и произвела предупредительные выстрелы. В Министерстве обороны России опровергли заявление южнокорейских военных о нарушении российскими стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС воздушного пространства Южной Кореи. Япония выразила протест по дипломатическим каналам России и Южной Корее за инцидент с российским военным самолетом над островами Такэсима (корейское название Токто) в Японском море – территорией, которую Япония считает своей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость