31 августа 2019. Пойти учиться в университет в зрелом возрасте, достигнув определенных успехов в бизнесе и положения в обществе может быть даже более ценным, чем получение высшего образования "по расписанию" в юности – к такому выводу пришел предприниматель из Приморья Иван Молчанов. Два года назад он сделал выбор в пользу обучения по программе международного бизнес-администрирования (МВА ) в ДВФУ – и нисколько не пожалел. В интервью ИА PrimaMedia успешный бизнесмен подробно рассказал о достоинствах программы.
В 2017 году я случайно узнал, что на острове Русском можно, не выезжая из родного города, пройти годовое обучение по программе Executive MBA. Эта уникальная для Дальнего Востока программа позволяет получить навыки управления бизнесом буквально за один год. Но это не только российский бизнес. За время обучения нас научили, как вести бизнес в Азии, с представителями Японии, Кореи, Китая, Вьетнама и многих стран АТР. Не теория, конкретная практика: как выбрать офис, как подобрать людей, как рассчитать налоги, как привлечь финансирование. Это первый формат — открытие бизнеса за границей. Второй — как продавать российские продукты или услуги в эти страны, как мыслят бизнесмены этих стран, как мыслят представители государственных органов. Здорово, что в Приморском крае, во Владивостоке на базе ДВФУ возникла такая программа. Если сейчас сравнивать ее с аналогичными программами, есть подобная в Сколково. Они готовят специфику под Азию, но ее стоимость всегда дороже в разы. Плюс необходимость летать в Москву — это дополнительные затраты и физически это очень сложно. Я выбирал между Сколково, МГУ или ВШЭ. Потом нашел, что в Приморье создается подобная программа. Мы связались с организатором и составили так называемый чек-лист. Сравнили, что я получу здесь за этот год и что я получу, летая в Москву. Бесспорно, выиграл ДВФУ, потому что все преподаватели были как раз из МГУ и Сколково. Некоторые — уже работающие за границей. Чудесным образом организаторы программы совместили все те знания и опыт, которые обычно собираешь по крупицам, летая за границу или по России. Они собрали его здесь, пригласили специалистов и сделали программу адаптированной под наше время.
Часто бывает, что идешь на обучение куда-либо и, изучая материалы или практику, видишь, что уже отстаешь на шаг от тех, кто это пишет и того, как это реализуется. В данном случае мы изучали только актуальное. ДВФУ добился актуализации следующим образом: на каждый модуль приглашали представителя бизнеса из-за границы — тех, кто уже стал успешным. Например, это компания SPLAT, которая продает косметику и зубную пасту по всему миру. Был заместитель директора, он рассказывал, как они строили бизнес в Китае, как они выходят на Америку, как мыслят в продвижении своего продукта. По Вьетнаму был основатель компании Coc Coc Search, это крупнейший поисковик во Вьетнаме, обогнавший Google. Удивительно: это российская компания, созданная непосредственно там, во Вьетнаме. И она не только стала лидером вьетнамского рынка, но и лидером азиатского. Эти ребята смогли нащупать продукт, разработать определенные алгоритмы под азиатский регион. Они уже миллиардеры — молодые, успешные. Также удивил пример новосибирских ребят из Камбоджи, которые открыли компанию по предоставлению займов до зарплаты. Раньше у жителей Камбоджи была настоящая проблема: если ты идешь брать займ на 100 долларов, ты должен был оставить что-то в залог: автомобиль, мотоцикл или недвижимость. Молодые ребята, парень с девушкой, рискнули и сделали микрозаймы по примеру тех, которые есть в России. Разработали программное приложение, MicroMoney, когда ты можешь, не выходя из дома, занять деньги у их банка. За три года они открыли офисы компании в нескольких азиатских странах, стали крупнейшими в банковской и микрозаймовой сфере не только в Камбодже, но и в смежных с ней странах.
Классный опыт был у нескольких российских компаний в Сингапуре. "Спортмастер", который работает по всему миру, имеет головную структуру в Сингапуре. Много было живых примеров, специалистов по юридическим вопросам, связанным с Китаем, Японией. Ребята рассказывали, как не ошибиться при составлении договоров, на какие вопросы обратить внимание на переговорах, какие там системы права. Одно дело официальная часть, а другое — какие-то обычаи и деловые обороты у бизнесменов. Это очень здорово, узкоспециализированные знания.
Кроме международного блока, было много моментов, связанных с развитием личных качеств управленца: лидерских, навыков подбора персонала, умения мыслить, как самые крутые маркетологи на планете и много чего другого. Конечно, было здорово получить опыт еще и в поездках за границу. Мы проходили стажировку в институте в Южной Корее, Сингапуре. Это были недельные стажировки, но они позволили нам окунуться в местный микроклимат, пообщаться с бизнесменами, такими же, как мы, студентами из других стран. Именно практический опыт очень важен.
Программа состоит из 12 модулей, и сразу понятно, что ты будешь делать. Сложность была в том, чтобы выбрать в рабочем графике дополнительное время на образование. Раз в месяц по 4-5 дней мы учились: соответственно, это часть рабочих дней и часть выходных. Нужно было "добавить" себе почти неделю в месяц для системной учебы. Это очень здорово: погружение в программу на острове с людьми, которых ты видишь впервые, но они успешны каждый в своей сфере. И это колоссальный обмен опытом, эффект погружения. Обычно в наше время бизнесмены учатся на каких-либо тренингах, но все это довольно поверхностно. А тут глубокие знания.
Первый опыт — выделение недели в месяц для учебы. Второй — нужно было создать свой проект, пока учишься, чтобы в финале обучения ты мог его защитить. Желательно, чтобы этот проект потом был реализован. Нам с моим партнером удалось это сделать. Мы в рамках практик выявили те тенденции, которые будут актуальны в бизнесе — не только российском, но и иностранном, что необходимо Приморскому краю. Проводя определенным образом аналитику, мы придумали, что необходимо создать компанию, которая бы строила быстровозводимые дома под ключ, с фиксированной ценой и в срок 3 месяца, чтобы на "дальневосточном гектаре" их строить. Таким образом мы создали во Владивостоке компанию "ПростоДом". В рамках обучения этот проект мы придумали, описали, нашли партнеров по всей России, чтобы его реализовать, и в финале после защиты проекта мы его в течение 2 месяцев реализовали. Построили первый дом, в котором мы сейчас находимся. Дальше компания получила свое развитие. Мы заказываем все материалы на западе России, а здесь их просто комплектуем, компонуем и производим дом в оговоренные сроки — 3 месяца.
Помимо приезжающих менторов и бизнес-тренеров во время учебы каждому студенту назначался так называемый старший товарищ, который присматривал за его деятельностью, с кем можно было посоветоваться. Это такие известные люди из бизнеса, как, например, Дмитрий Алексеев из DNS, управленцы из В-Лазера. Или московские менторы из преподавателей, которые к нам приезжали. После того, как мы выбирали менторов, мы с ними консультировались по проектам и просто жизненным вопросам. Это многое дает, ментор ведет своего студента даже после выпуска. Ты можешь всегда ему написать, это очень здорово. Их можно выбирать любого уровня вплоть до руководителей крупных банковских структур. Все зависит от того, чего хочет сам студент и от того, какие договоренности есть у ДВФУ. Но на своем опыте я понял, что ДВФУ может договориться с любым человеком. И никто из успешных людей не откажет, потому что у них есть запрос на менторство, на то, чтобы делиться своим опытом.
Кроме менторства классная вещь — постоянная коммуникация с бизнесменами, которые учатся. Мы ездили друг к другу на предприятия, проводили в рамках учебы небольшие собрания. Были по желанию дополнительные занятия по риторике, по публичным выступлениям. Эта дополнительная активность дала многое. Ибо научиться мыслить как бизнесмен из других сфер, в жизни не всегда получается. Некоторые удачные решения, кейсы, которые ребята используют в других сферах, я применил в своем бизнесе. Именно общение с ребятами, которые примерно твоего возраста, примерно такого образа мысли и действий, но при этом все разные, позволило мне очень сильно прибавить во всех своих направлениях. Из результатов, полученных по итогу образования, мы разработали еще один проект в рамках MBA — газовое хранилище в Уссурийске. Уже ведутся строительные работы. Уровень бизнеса за этот год вырос не только в качестве. Если мы раньше думали в рамках миллионов, к примеру, то сейчас мы думаем в рамках миллиардов. Главное для каждого бизнесмена — раздвинуть внутренние границы. Это позволили те преподаватели, которые были у нас. Они объяснили, что когда ты делаешь процесс на 100 тысяч рублей или на миллиард, ты тратишь энергии столько же. Просто иные зоны риска, иные прибыли. В общем-то каждый может раздвинуть свои границы и посмотреть на свой бизнес не только в рамках локального региона, но и в рамках России или всего мира. Этот результат есть не только у меня, я знаю примеры ребят, которые работали по найму, а после МВА создали свои компании. У нас эти изменения были на глазах. Если в первые 2-3 месяца они говорили, что работают где-то в банковских сферах или иных крупных федеральных структурах, то в конце обучения они уже имели свой бизнес или переходили на должности более высокого уровня. Когда ты видишь эти изменения всего лишь в пределах 12 месяцев и видишь человека, который мыслил одним образом, а через 12 месяцев уже в другом масштабе, — это магия.
Помню: будучи студентом, проходишь определенный путь. Получение теоретических знаний, потом идешь на практику по найму, идешь работать. Потом рискуешь и делаешь свой бизнес. Когда ты рискнул и влился в бизнес-среду, есть проблема нехватки общения с такими же, как ты. С другой — нехватка прикладных знаний. У меня самого два образования — юридическое и экономическое. МBA — третье. Средний возраст обучающихся у нас был от 35 и выше. Я считаю, что МВA изучать нужно к 28-30 годам, когда люди уже прошли 3-5 летний опыт после выпуска из магистратуры и могут свой опыт структурировать в виде программы, отточить навыки и не делать ошибок. Жалею, что этой программы не было раньше. Радует, что она появилась.
В этой программе одна проблема — ее стоимость. С одной стороны, установив такую стоимость, ДВФУ задало планку тем, кто идет учиться... Но с другой стороны я понимаю, что многие бизнесмены хотели бы пройти программу, но не могут себе этого позволить. У меня есть предложение: чтобы ДВФУ вышло с инициативой на губернатора или иные федеральные структуры, чтобы каждое муниципальное образование ПК проводило определенный конкурс или отбор уже работающих бизнесменов, давало грант со своей стороны или со стороны краевой власти на обучение бизнесмена на этой программе. Из каждого района или крупного города приезжали бы бизнесмены, презентуя уже существующий бизнес и создавая новый в рамках программы. Между собой они бы знакомились, так создается региональное сообщество бизнесменов.
Я считаю, что для муниципалитетов или для того же краевого бюджета это небольшие вложения. 30-40 миллионов рублей в год позволяли бы поддерживать эту программу и делать ее более стабильной, потому что сейчас у ДВФУ каждый год стоит вопрос, где же набрать тех людей, которые готовы заплатить миллион рублей за обучение. Задача продвижения новых знаний — это частично задача государства. ДВФУ — это государственная структура. Да, будет часть людей, которая не пройдет отбор, и тогда им предложат учиться за собственный счет. Но это конкуренция. Нужно давать возможность людям из глубинки это обучение проходить. Это бы качественно повысило уровень бизнеса в каждом населенном пункте Приморского края. В конечном счете это добавило бы ВВП всего региона. Не сразу, может быть, через 5 лет. И это можно будет проследить: через 5 лет собрать людей, посмотреть их проекты, сколько у них в штатах людей, до какого уровня выросли их бизнесы. Это очень правильная задача с точки зрения государства и бизнеса. Было бы здорово, если это предложение услышат.