29 октября 2019. С исторической точки зрения год – это только мгновение. Но если рассматривать прошедшие 12 месяцев с точки зрения их событийной насыщенности, то такого "богатого" года Приморье и приморцы не переживали давно.
Главная отсечка случилась ровно год назад, в октябре 2018: тогда, с назначением Олега Кожемяко исполняющим обязанности губернатора в Приморском крае завершилась 7-летняя эпоха "варягов". Пинать ушедшего руководителя – неблагодарное дело; отметим, тем не менее, что Владимиру Миклушевскому пришлось потратить массу времени и сил, чтобы понять, как "устроен" Приморский край. Андрею Тарасенко, с его менее, чем годичным пребыванием у власти, похоже, вообще так до конца и не удалось понять это непростое "устройство". Кожемяко же год назад вошел в местную проблематику, как нож в масло; как будто и не уезжал. Да он с Дальнего Востока и не уезжал. А по большому счету, — и из Приморья; отчий дом-то здесь. И вот это – детальное знание региона, ощущение его, как родины, сразу стало знаковым преимуществом нового губернатора.
Предвыборный билборд Кожемяко. Фото: Ольга Кишаковская. ИА PrimaMedia
Не в обиду его предшественникам – но. Дальний Восток – не простая территория, Приморье – не исключение. По-хорошему, любой губернатор должен быть способен среди ночи ответить на вопрос: чем обогревается тот или поселок – углем или мазутом, и как это топливо туда доставляется – морем или сушей. Поэтому любому технократу, будь он хоть семи пядей во лбу, потребуются огромные усилия, чтобы понять регион, что называется, на кончиках пальцев. И здесь, конечно, у Кожемяко было огромное преимущество.
Второй знаковый плюс – серьезнейший опыт самостоятельного управления субъектом федерации. Не кабинетная работа, пусть и на высокой должности, а, что называется, — на земле, среди людей, порой в самых экстремальных обстоятельствах: будь то замерзающая Корякия или тонущее из-за наводнение Приамурье. Не дай, конечно, бог, иметь такой опыт, добавляющий седин на голове и рубцов на сердце. Но и лишним он, безусловно, не бывает.
Ну и, наконец, явный третий козырь – отстроенные отношения в высших эшелонах власти и доверие со стороны первых лиц государства. Не случайно одна из первых же инициатив Кожемяко на новом рабочем месте – о переносе дальневосточной столицы из Хабаровска во Владивосток – немедленно обрела поддержку. Можно сколько угодно рассуждать о том, что сделано это было в пику избранному от ЛДПР Сергею Фургалу, но это неправда: на эмоциях такие решения не принимаются.
Победа Кожемяко на выборах "в одну калитку" не стала сенсацией; с учетом перечисленных плюсов это было ожидаемое и закономерное явление. С тех пор прошел год, позволивший пристально рассмотреть и стиль работы губернатора, и степень его эффективности, и управленческие навыки.
К ключевым качествам, пожалуй, можно отнести жесткость и решительность в отстаивании своих взглядов позиций. Хотя касается это, в первую очередь, именно манеры управления; в общении с населением – а перемещается он по краю практически беспрерывно, чаще по проблемным территориям – Кожемяко другой. Здесь он способен внимательно слушать и слышать, особенно, когда речь заходит о чиновничьем бездействии или, что еще хуже, о невыполнении его поручений – взять хотя бы недавнюю поездку в Хасанский район. Жесткость же, в частности в кадровых решениях, тоже порой инструмент необходимый, тем более, когда речь идет об эффективном и ответственном управлении стратегическим регионом. Наблюдатели заметили, что в течении первого же полугода после выборов губернатора в Приморье поменялись два ключевых "силовика" — начальник УФСБ и прокурор края. Понятно, что "силовики" такого уровня губернатору не подчиняются и назначаются непосредственно Москвой, однако известно и другое: совпадений не бывает.