8 ноября 2019. Седьмому созыву Госдумы РФ уже три года, Владимир Новиков, депутат от Приморского края, вспоминает это время как непростое для себя, прожжённого муниципала-управленца, которому важен конкретный и скорейший результат работы. Наверное, поэтому ни одно заседание думского "Комитета по региональной политике и проблемам Севера, Дальнего Востока и Арктики" не проходит без того, чтобы представитель того или иного российского министерства не выслушал от Владимира Михайловича критических замечаний относительно откровенно нерасторопной работы по обеспечению опережающего развития Дальнего Востока. О буднях на "законодательной передовой", о трудностях взаимодействия с федеральными структурами исполнительной власти, о московских протестах и об образе будущего Тихоокеанской России – в интервью ИА PrimaMedia.
Беседовал Антон Ефимов
– Владимир Михайлович, вопрос первый, он же самый интригующий. Вы в 2021 году от своего округа в Госдуму снова баллотироваться собираетесь?
– Ну вы сразу с места в карьер начали. На данный момент этот вопрос немножко провокационный, но скажу честно, если бы вы меня спросили об этом года два назад, когда моя работа в самой главной Думе страны только начиналась, я бы вам, скорее всего, ответил категорично – "нет, не собираюсь". И дело тут вот в чём: та работа, которой я занимался на протяжении большей части жизни, была связана с теми структурами, где ты сразу видишь конкретный результат свой работы: с органами исполнительной власти (во времена моей работы мэром Артёмовского городского округа), либо с производственными предприятиями. Это совершенно иной формат, нежели тот, в котором находится законодательная деятельность. Результат, на который работают депутаты Госдумы, виден не сразу, и к этому тяжело привыкнуть.
– То есть, отсутствие, скажем так, "предметной видимости" результатов работы в Госдуме вас угнетает?
– Да. Мне было очень сложно. Периодически я к этому чувству возвращался. Тем не менее, сейчас я понимаю, что стал гораздо профессиональнее как политик, и подхожу к работе в Госдуме уже с другими мерками, и смотрю на неё в разрезе общего концептуального развития страны, измеряемого годами, десятилетиями. Мое жизненное кредо – подходить ко всему профессионально и с полной ответственностью. Поэтому через полтора года можно будет основательно подумать, насколько я готов снова пойти в Госдуму, суммировав все обстоятельства.
– Насколько мне известно, у вас конкурентов за пределами "Единой России" на вашем округе просто нет.
– Как только ты начинаешь думать исходя из такой позиции – ты проиграл. Недооценивать нельзя. Мы же с вами не знаем, кто и как может себя проявить, какие суровые реалии нам преподносит жизнь. Те же самые пресловутые изменения в пенсионное законодательство, которые мы внесли; они не в положительную сторону сыграли со многими из нас, депутатами фракции "Единая Россия". Поэтому всё надо анализировать. В любом случае, какими бы ни были мои соперники, я всегда к ним подходил с уважением и в ходе каждой избирательной кампании старался ответственно подготовиться к выборам. Тут расслабляться нельзя. Тем более, что в Госдуму попасть очень многие стремятся всю свою жизнь. Кстати, "Единая Россия" даёт возможность выдвигаться от неё в депутаты разных уровней не только членам партии, но и вообще инициативным и активным гражданам. Поэтому, в действительности, конкуренты есть, даже если сегодня мы они себя не проявляют.
– В общем, вопрос вашего выдвижения на повестке.
– На повестке.
– Но стопроцентного решения в партии пока нет.
– Даже моего окончательного решения пока нет.
– У вас как у депутата от округа, а не "списочника", попавшего в Госдуму "на удачу", есть конкретная территория с конкретными людьми вас знающими…
– Конечно. И по своему округу я работаю каждый раз, когда приезжаю из Москвы в Приморье в рамках региональной недели. Я стараюсь, чтобы связь с округом была постоянной и полной.
– Вы поддержку людей чувствуете? Как к вам в округе относятся?
– Относятся, на мой взгляд, неплохо. И поддержку чувствую. Главное, резкого антагонизма нет.
– Я частенько посещаю заседания некоторых думских комитетов, в частности – Комитет по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока – и вижу, как нелегко приходится представителям различных министерств и ведомств, когда они вынуждены выслушивать от вас весьма существенную критику касательно развития ДФО.
– Они заслуживают.
– Но что же с ними не так? Почему и СМИ, и даже представители власти, включая Валентину Матвиенко, спикера Совфеда, отмечают, что тему развития Дальнего Востока свели на периферию? Ощущается наплевательское отношение со стороны федеральных структур к некогда громкой доктрине опережающего развития ДФО.
– Может быть, это в меньшей степени касается конкретно Минвостокразвития, поскольку в их должностные обязанности все-таки входит именно обеспечение ускоренного развития Дальнего Востока, а также искоренение связных с этим проблем. Это их профессиональная работа, которую нужно выполнять на высоком уровне, они за это хорошие деньги получают. А что касается других министерств, я думаю, некоторые ответственные за развитие Дальнего Востока люди привыкли работать по натканной за многие годы схеме и не хотят выделять проблематику Дальнего Востока в отдельную категорию. Хотя им Президент прямо говорит, что вы, товарищи министры, поймите, что Дальний Восток – это несколько другое, чем Москва, Московская область, или другие регионы европейской части России, там территории огромные, людей мало, там жить не так комфортно, как здесь, погода другая, тайфуны часто, вы поймите это и пойдите людям навстречу. До самых последних лет существовало такое мнение, что нельзя одному конкретному региону давать преференции по отношению к другим.
– Вы с этим не согласны.
– Абсолютно не согласен. И мы доказываем, что их подход к развитию Дальнего Востока просто устарел. Доказывать сложно. Я с самого начала работы в Госдуме говорил про обеспечение молодёжи доступным жильём, чтобы они не уезжали. Говорили об этом три года, многие наши предложения в штыки воспринимались, но потом деньги всё равно нашлись, когда Президент сказал: "ипотека под 2% для молодёжи". Сейчас инфляция – 5-6%, а ипотека будет – под 2% на Дальнем Востоке. Кроме этого, без федеральных денег, в частности, в Приморье, невозможно строить дороги, нет на местах столько денег. И мы приняли программу (БКАД), по которой сейчас строятся дороги и на Дальнем Востоке, и в Приморье. Здесь в Госдуме мы пытаемся доносить до Правительства РФ те вещи, о которых нам сообщают люди из наших регионов.
– Главные проблемы Дальнего Востока всё те же?
– Да, отток населения, не очень комфортное географическое положение, климатические условия для проживания людей и для осуществления строительных работ.
– Из этого и вытекают все инфраструктурные, транспортные проблемы.
– Да. Вот ещё один пример из того, о чём мы постоянно в Госдуме говорим, но это несвоевременно решается. Субсидирование билетов на авиаперелёты. Мы же говорили руководству Минтранса, что надо добавить денег. Те деньги, которые они ежегодно планируют, их всегда не хватает. Уже через неделю после поступления в продажу эти субсидированные билеты заканчиваются в кассах. Как только они заканчиваются, у людей появляется ненависть к власти. И Минтранс после жареного петуха тут же начинает снова деньги искать, выходят на Премьера, он добавляет. Но отношение людей к Правительству уже испорчено. На последнем нашем заседании в Госдуме я задал вопрос: "Когда вы уже это все закончите? Когда вы будете давать ровно столько денег, сколько нужно, исходя из негативного опыта прошлых лет?" Но система формирования бюджета на субсидирование авиабилетов остаётся прежней. Они оставляют минимальное количество денег, что бы потом в условиях скандала и шума в СМИ снова изыскивать средства и в срочном порядке их добавлять. Я такой работы просто не понимаю.
– И ведь ежегодно одна и та же история.
– Ну конечно, потребность в билетах не уменьшается. Она давно не соответствует планам и расчётам десятилетней давности. Если нужно не 3 млрд. руб. выделить, а 8, так и надо ежегодно планировать именно 8. Это для государства не такие большие деньги. И они дают возможность нашим людям посещать регионы РФ. Я не говорю про зарубежье. По России бы пролететь, посмотреть. И у нас такая ситуация не только с авиаперелетами, а, например, с дальневосточным коэффициентом надбавки к заработной плате. Тоже не хотят понять и поддержать нас. Дальневосточный коэффициент – это не какое-то лоббирование интересов наших людей, что вот дайте нам дополнительно 30%, нет, это необходимость просто для жителей Дальнего Востока, многие товары там просто значительно дороже, чем в пределах Москвы.
А кроме этого, люди до сих пор едут на севера, чтобы заработать. Это было и остается так. Мы можем людей удержать, только создавая им хорошие условия для жизни и заработка.
– Поговорим вообще о парламентаризме в современной России. В медиа, соцсетях существует весьма негативное отношение к Госдуме как к органу фиктивному, который может только "нажимать кнопку" за спускаемые "сверху" инициативы. То есть, зависимый орган, без самостоятельности. Вы с этим согласны? Или всё-таки Госдума, это орган сильный и преимущественно действующий независимо?
– Этот взгляд на Госдуму всё-таки довольно обывательский – и что касается "фиктивности", и что касается какой-то "силы и независимости". Дело обстоит тоньше. Что касается законопроектов "сверху", то вносить их входит в обязанности органов исполнительной власти в соответствии с указами Президента и программами развития, и эта работа кипит, и понятно, что из Правительства поступает много законодательных инициатив. Надо понимать, что исполнительная власть не может существовать без законодательной, как и наоборот. И здесь "Единая Россия", партия Президента и Премьер-министра, принимает активное участие. Мы должны защищать интересы избирателей, помогать Президенту и Правительству. Работать, а не мешать, как оппозиционные партии. Наверное, эта ситуация и породила такое отношение к Госдуме со стороны медиапространства.
Вообще скажу, что не надо придумывать много новых законов, когда они уже в принципе есть. Надо работать над улучшением качества, совершенствованием законодательства. А просто придумывать законы ради законов – это не мое, я не приемлю этого. Мне такие законы не нужны. Одна из задач нашего седьмого созыва – покончить с недоработками предыдущих шести. Ведь у нас есть законопроекты, которые годами ждут второго чтения.
– Негативное отношение к Госдуме у определённой части общества больше вызвано со всякого рода резонансными законопроектами, например, знаменитый "пакет Яровой", пенсионная реформа.
– То, о чем вы говорите, имеет место – законы должны быть понятны для нашего населения. Даже если их очень сложно принимать. Как в случае с изменениями в пенсионное законодательство. А мне было очень тяжело голосовать за эту реформу. Но так исторически выпало нашему созыву.
– Пенсионная реформа – это экономическая необходимость? Вы согласны с этой позицией?
– Аргументы высшего руководства страны меня убедили. Необходимо было принимать решение, а то экономика всей страны будет на одни только пенсии работать, а это ситуация кризисная, таковы реалии соотношения молодого и пожилого населения в нашей стране. Иначе я не проголосовал бы. Я ездил по своим районам Приморского края, ничего не скрывал. Проводил встречи, дебатировал, получал и наказы, и критику. Все было. Я не скрывался. Перед голосованием за законопроект высказывал свою позицию и в СМИ.
– Владимир Михайлович, как с вашей работой в Госдуме коррелируется то, что вы являетесь руководителем Ассоциации муниципальных образований Приморского края?
– В этом направлении большие преимущества мне даёт работа в Комитете по проблемам Севера, Дальнего Востока и Арктики, это позволяет мне постоянно находиться в теме актуальной для Приморского края повестки. Если у моих коллег из Ассоциации возникают какие-то вопросы к федеральным властям, то я напрямую обращаюсь туда и получаю ответ. Раньше такого не было, мы могли только мечтать о такой возможности. Теперь же у наших муниципальных образований такая возможность есть. И эти преимущества, безусловно, даёт работа в Госдуме РФ.
– То есть, вы сокращаете расстояние между муниципалитетами Приморского края и Правительством РФ.
– Именно. Представители министерств любят указывать на некомпетентность депутатов Госдумы или представителей муниципалитетов в каких-то вопросах, в нашей же ситуации всё наоборот – это мы компетентны, и мы указываем федеральным ведомствам на их незнание отдельных вопросов местного самоуправления и вообще жизни на Дальнем Востоке.
– Поговорим о такой модной вещи, как "протесты". Снова призрак Болотной площади бродит по Москве. И для многих очевидно, что эксцессы перед выборами в Мосгордуму были маленькой репетицией перед большими выборами в Госдуму в 2021 году. И главный удар несистемной оппозиции снова придётся на партию "Единая Россия". Что вы об этой складывающейся ситуации думаете?
– Не то что бы я об этом много думал. Но у меня есть уверенность в том, что эти протесты не обходятся без поддержки тех государств, которым сильная независимая Россия, продвигающая в мире свои интересы, не нужна. На сегодняшний день нам пытаются в этом активно противостоять те же структуры из США, которые используют соцсети и другие средства коммуникаций, финансовые средства, гранты всевозможные. Есть же разные формы борьбы за экономическое, политическое, военное влияние в мире, одна из форм – политическая дестабилизация в стране-конкуренте через использование существующих в обществе противоречий, а противоречия есть в каждой стране мира, и любую страну можно "расшатать". Нам просто нужно быть бдительными, вот и всё. Не зря мы создали в Госдуме комиссию по расследованию иностранного вмешательства в политическую и экономическую жизнь нашей страны, по вмешательству в выборы. Думаю, результаты этой работы будут доведены до общественности, которая увидит очень многое: какие силы и средства применяются для дестабилизации обстановки в нашем государстве. А "Единая Россия" как правящая партия – и является одной из целей нападок.
– А есть ли вообще в кулуарах Госдумы РФ какие-то разговоры, опасения относительно вероятности реанимирования многотысячных протестов, направленных против "Единой России"?
– В Госдуме это как-то не обсуждается, и я не вижу, чтобы кто-то испытывал каких-то опасений. Протесты, их подлинные причины, их опасность, если она есть – это всё сфера деятельности спецслужб. Специальная комиссия Госдумы, о которой я уже сказал, руку на пульсе происходящего держит. Если нужно будет что-то дополнительное, то проанализируем и сделаем.
– Вы, наверное, слышали про такое изобретение несистемной оппозиции, как "умное голосование". Это очень неоднозначная и странная штука, смысл которой примитивно прост – голосуй за кого угодно, только не за члена "Единой России". То есть, за коммуниста – можно, за националиста – пожалуйста, за какого-нибудь просто некомпетентного человека – тоже можно, если он не единоросс. Как бы вы справлялись с такой формой агитации, если бы решили всё-таки пойти на выборы?
– Я в политике более 20 лет. Вне зависимости от моих желаний, те должности, которые я занимал, предполагают связи с общественностью и обязывают тебя разбираться во всякого рода политических технологиях и процессах. На каждой встрече с избирателями обязательно найдутся те, с кем приходится вступать в дискуссии, порой в жёсткие. В этом смысле я готов, и знаю, чем парировать. Но на каждый роток не накинешь платок. Я всегда говорил, что люди в России грамотные: подумают и сделают правильный выбор.
Скажу, что те выступления и политические акции, которые проходят периодически в центральных городах, не во всей России популярны. Конечно, можно подогреть народ, есть умельцы. Но когда умный человек посмотрит внимательно, он разберется, что ему нужно: болтовня и буза, либо стабильность, которая пусть и не всегда быстро, но переходит в интенсивный экономический рост. Мы видим положительные процессы в стране, положительные социально-экономические программы. Есть и проблемы, есть и недоработки, но они решаются не распечатанными и розданными на митинге плакатами, они решаются на местах конкретными управленческими действиями. Если кому-то и нужен хаос в России, то только не народу России. Думаю, людям нужно прислушиваться не к зазывалам, а своей головой думать.
– И последний вопрос. Владимир Михайлович, работа в Госдуме – это всё-таки работа с концепциями, необходим постоянный взгляд в будущее, прогнозирование. Вы Приморье через 10-20 лет каким видите? Ведь мы уже слышим экспертные выводы о том, что Дальний Восток стал макрорегионом, где пересеклись интересы многих геополитических титанов. Китай называет себя страной близкой к Арктике, США озабочены нашим контролированием северного морского пути, и вообще доминированием России в Арктике. Дальний Восток – это уже не только ресурсы, это выгодная позиция для организации новой мировой транспортной логистики.
– Я вижу в будущем однозначное усиление Приморья и Дальнего Востока во всех сферах, начиная от повышения уровня и качества жизни, заканчивая реализацией крупных экономических проектов. Недавно я был участником стратегической сессии в Магадане, где коллеги-управленцы, губернатор, депутатский корпус, научное сообщество ищут пути нормального функционирования и развития Магадана и области уже до 2030 года.
Мы хотим видеть все регионы Дальнего Востока развитыми, чтобы не только местные люди оставались там, но и приезжали из других регионов России. Те проекты, которые получили старт, благодаря инициативе нашего Президента, в большинстве своём уже в 2025 году будут продуктивно работать и приносить доходы в бюджеты регионов.
Уверен, что с той государственной программой, которая есть сегодня, мы сможем добиться, может быть, не к 2025, но в период до 2030 года кардинального изменения отношения населения к Дальнему Востоку и улучшения самой жизни дальневосточников. Нисколько не сомневаюсь в этом. Я – реальный пропагандист этого и верю в это. Не собираюсь и не собирался уезжать с Дальнего Востока, потому что вижу будущее своих детей, внуков именно на Дальнем Востоке, в Приморье, которому я отдал практически всю свою жизнь.